ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет и задачи синтаксиса. Учение о словосочетании. Типы словосочетаний.Синтаксис (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. В синтаксисе, как сост. части грам. изуч. правила грам. оформ. СС и предл. Синтаксис включает в себя: - связь слов в словосочетаниях и предложениях; - рассмотрение видов синтаксической связи; - определение типов словосочетаний и предложений; - определение значения словосочетаний и предложений; - соединение простых предложений в сложные Предметом синтаксиса является слово в его отношениях и связях с др. частями речи. Правила образования более крупных единиц, обесп. речевую коммуникацию. Объект синтаксиса - это существующие в языке типы словосочетаний и предложений, то есть то, что называют синтаксическим строем языка. В результате соединения слов по грамматическим законам языка строятся 2 осн. синт единицы: сс и предл. Синтаксические единицы – это конструкции, в кот. их элементы (компоненты) объединены синт-ми связями и отношениями. Вопрос о конститутивной единице С явл. дисскуссионным. Если синт. ед-й считать СС, то следует отметить традицию в этом вопросе. Начало учения о СС положено ещё Ломоносовым. Сам термин СС был введён позже в «РГ» Востокова в 19 в. Своим дальнейшим становлением развития теория обязана Фил. Фёд. Фортунатову, Алексею Александр. Шахматову, Викт.Влад. Виноградову. В истории русского С в разные периоды его развития СС занимало то гл.место, как синт. единица, то вт., как его структ. элемент. В совр. С гл. его единицей принято считать предл., т.к. именно оно служит для выражения выск. и обесп. тем самым гл. ф-ю – коммуникативную. СС явл. вспомог ед-й, вып-й конститутивную ф-ю. Словосочетание (СС) — это соединение 2 или неск. знам. слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Предложение (П) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) или сверхфразовое единство, - это сочет. неск. П в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Учение о СС. Настоящее время в учении о СС исп аспектный подход, основанный на рассмотрении СС с 3 сторон: с точки зрения формы, семантики и функции. Значительный вклад в теорию развития о СС внёс академик Виноградов. Основу его учения составляет понимание СС и предл. как качественно различных ед. синт. СС в понимании Виноградова это исторически сложившиеся формы грам-го объединения 2 или более знач. слов, лишенных основных признаков предложения, но создающее расчлененное обозначение единого понятия. Осн. положения учения Виноградова о СС: 1.СС как и слово вып. номинативную ф-ю, оно лишено предикативности и интонации сообщения, свойственных П 2.СС входит в систему коммун-ых средств языка только в составе П-я и через П-е 3.СС формируется из номинательных слов на основе подч. связи, оно состоит из стержневого и завис.слова, обладает системой форм и выражено определенным синт-им отношением. По структуре – просто и сложное. По семантике – свободное и цельное (семантически неделимое) Т.о Виноградов ограничивает понятие СС только теми сочет. слов, кот.возникают в результате распр. одного слова другим. Такой подход отражает т.н узкое понимание СС, выдвинутое и обоснованное Виноградовым. Этот подход получил развитие в работе его учеников и последователей (Прокопович и Нат. Юль. Шведова). Это учение нашло отражение в академической описательной грамматике РЯ в лингвометодической лит-ре, и в шк. курсе синтаксиса. Другое направление в совр. С представлено сторонниками широкого понимания СС. 2 направления: 1.Одни ученые относят к СС все сочетания слов как пред. (- и =) так и непред. (Ал. Ник. Гвоздев, Ел. Серг. Скобликова, Субботин) 2.Белошапкова Вера.Арс. и её сторонники относят к СС только те объединенные словоформы, кот. возникают на основе подч. или соч. связи и не выражают пред. отношений. Мы под СС будем понимать грамматическое и семантическое объединение значимых слов на основе подч. непред. связи. СС – это докоммуникативная непред. синт. ед, сост. из 2 или более полнозначных слов, объединенных семант., грам. и подч. связью и выражающая сложное расчлененное понятие. По морфологическим свойствам гл. слова СС классифицируются следующим образом: 1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух. 2. Именные § Субстантивные (с сущ. в роли гл.сл.) (план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку) § Адъективные (с прил. в роли гл.сл.) (достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь) § Количественные (с числ. в роли гл.сл.) (два карандаша, второй из претендентов) § Местоименные (с мест.в роли гл.сл.) (кто-то из учеников, нечто новое) 4. Наречные. (крайне важно, вдали от дороги) Подч. связь в СС выражает синт. отношения между компонентами. Она однонаправл., т. к исходит от одного сл., компонента, кот.явл. гл. в СС к завис. компоненту. В подч. СС одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Осн. средства связи слов в СС – грам. формы слов, предлоги, порядок слов, лекс-грам. отнесенность, т. е. часть речи. Зависимость передается при помощи флексий (утренняя звезда, встретить друга). Предлоги учавствуют в синт. связи вместе с пад. формами имени (спросить у отца).При нескл. сущ. предлоги явл. единств. ср-м связи (заплатить за кофе). СС как правило имеют прямой порядок слов. Согл. части речи и формы (прил., пор.числ, мест. прил., прич.) разм. П пропозиции по отн. к опр. Слову Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование — вид связи, при кот. завис. сл. согласуется с гл. в роде, числе, падеже. Гл. сл. всегда сущ; придаточное может являться: прил, прич. или мест. (красивая шляпка, об интересном рассказе). Полное согл. – завис.сл. Принимает все грам. формы гл. сл. (весенний день, весенним днём) При неполном согл. уподобление завис.сл. главному происходит не во всех имеющихся у них одноимённых категориях (город Ялта, в городе Ялте) Управление — вид подч. связи, при котором завис. сл. ставится при гл. в опред. падеже. (ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине. С изменением формы гл. сл. завис.сл. не изменяется (книга учителя, без книги учителя). Под лексико-грам. отнесённости разл. глаг., именное и наречное упр. (сочинять сказку, увлечение поэзией, быстрее лани). По наличию или отсут. предлога – предл. и беспредл. По наличию комп. – одиночное (наградить героя) и двойное (наградить героя орденом). Если завис.сл. можно заменить грам. вариантом – вариативное упр. (просить помощи, просить о помощи). Позиционно выд. сильное и слабоеупр. При сильном упр. связь проявл. в 3 случаях: 1)при перех.гл. обяз. явл. В.п. без предл. 2) при глаголе с прист. появл. падежная форма имени с предл., соотносим. с прист. (проехать к дому, отъехать от вокзала). 3)гл. сл. обл. инф. недост-ю, кот.восп. зав. сл. (превратиться в знатока, килограмм апельсинов). Примыкание — способ грам. подчинения нескл. и неспряг. слов и словоформ, кот. не способны выражать связь с другими словами путём изм. своей формы. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, мальчик постарше. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|