ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Северо-Кавказский экономический район
Республика Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия и Чеченская, Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская область Территория - 0,4 млн. км Население - 17,7 млн. чел. Темпы роста населения и трудовых ресурсов в районе традиционно высокие. По сравнению с довоенными 1940 г. население увеличилось более чем в 1,7 раза. Оно росло благодаря естественному приросту и притоку его извне. Численность занятых в экономике в настоящее время превысила 6,1 млн. человек. Район - густозаселенный. Средний показатель плотности населения здесь - 50 человек на 1 км2, что превосходит средний показатель по стране почти в 6 раз. Удельный вес городского населения ниже среднероссийского на 18 пунктов. Самой урбанизированной является Ростовская область, на долю которой приходится почти 30% городского населения района. Среди городов области выделяются ее административный центр - Ростов-на-Дону (свыше 1 млн. жителей), Таганрог (286 тыс.), Шахты Ставрополь (343 тыс.), Сочи (334 тыс.), Махачкала (332 тыс.), Владикавказ (309 тыс.). Отрасли рыночной специализации. Топливно-энергетический комплекс района выполняет функцию базового производства. До недавнего времени на его долю приходится почти 10% всего объема продукции российской топливной промышленности и энергетики. Однако в последнее десятилетие объем поставок энергоносителей заметно уменьшились в связи с резким падением добычи газа в Краснодарском и Ставропольском краях, вызванным истощением его ресурсов, прекращением добычи нефти в Чечне из-за военных действий и падением угледобычи в Восточном Донбассе вследствие снижения рентабельности. Угольная промышленность сосредоточена в восточном крыле Донбасса - Ростовской области, на шахтах которой (Шахты, Новошахтинск, Гуково и др.) ежегодный объем добычи угля составляет 10-12 млн. т. Устаревший шахтный фонд частично технически перевооружается, что должно повысить эффективность добычи антрацита и коксующегося угля. Нефтяная промышленность. Удельный вес Северного Кавказа в общей добыче нефти снизился до 3-4 млн. т. в год (в конце 1980-х г.г. - 10-11 млн. т.). Главными стали нефтедобывающие районы Краснодарского края, а ранее основной - Грозненский - вышел из строя. Добываемая нефть, которая отличается высоким качеством, перерабатывается на заводах в Туапсе и Краснодаре (еще недавно - в основном в Грозном). Главные промыслы связаны с центрами нефтепереработки трубопроводами. В последние годы сократилась доля газодобывающей промышленности, на долю которой в середине 70-х годов приходилось 20% всей добычи этого топлива в стране. В связи с истощением запасов газа добыча снизилась в несколько раз и приобрела локальное значение. Электроэнергетика имеет межрайонное значение. Линиями электропередачи энергосистема Северного Кавказа соединена с энергосистемами соседних районов. Основную долю электроэнергии вырабатывают тепловые станции, использующие антрацит, нефтетопливо и природный газ. Для производства электроэнергии используется также гидроэнергетический потенциал. Действует ряд гидроэлектростанций, сооруженных на Тереке, Сулаке и других реках. Предприятия машиностроительного комплекса специализируются на выпуске зерноуборочных комбайнов, другой сельскохозяйственной техники и инвентаря, производстве энергетических котлов большой мощности, технологического оборудования нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, электровозов, самолетов и т.д. Размещение отдельных машиностроительных предприятий во многом определялось потребительским фактором. Поэтому нефтяное машиностроение сосредоточено в Грозном - центре нефтепереработки и нефтедобычи. Размещение машиностроительных заводов связано также с поставками металла с предельных заводов Таганрога и Красного Сулина в Ростовской области. Химическая промышленность использует имеющиеся в районе ресурсы углеводородного сырья: метан, попутный газ нефтедобычи, продукты нефтепереработки. На этой базе создан ряд отраслей химической и нефтехимической промышленности, выпускающих химические волокна, азотные удобрения, пластические массы, резинотехнические изделия. Центрами химической индустрии являются Ростов-на-Дону, Невинномысск и др. Препятствием для дальнейшего роста нефтехимии являются дороговизна энергетического топлива и ограниченность водных ресурсов. Пищевая индустрия является важной отраслью специализации района. Она имеет высокий удельный вес в общем по стране производстве сахара-песка, консервов, растительного масла, мясных и молочных продуктов, виноматериалов. Предприятия размещаются в зонах производства сельскохозяйственного сырья. Территориальная структура промышленности. В пределах района выделяются три зоны, отличающееся друг от друга характером промышленного производства: Нижне-Донская (Ростовская область) - угольная, машиностроительная, химическая и легкая промышленность; Предкавказская (Краснодарский и Ставропольский края, Адыгея и Карачаево-Черкессия) - добыча нефти и газа, машиностроение, химическая, пищевая и др.; Горно-Кавказская (все остальные республики) - нефтедобыча и переработка, цветная металлургия, пищевая промышленность и др. Крупнейшим индустриальными районами являются Ростовская область. Краснодарский и Ставропольский края, на которые приходится почти 90% промышленного производства Северного Кавказа. Сельское хозяйство района - одно из самых развитых в России. Его отрасли определяют роль района в территориальном разделении труда. Здесь размещается 12 % всех посевных площадей России. Северный Кавказ отличается высокой урожайностью и сравнительно низкими затратами труда на производство. Земледелие занимает ведущее положение в сельскохозяйственном производстве. Оно специализируется на производстве зерна, технических культур, фруктов, винограда, чая, риса, табака, эфиромасличных культур. Район является единственным в стране поставщиком субтропических культур - чая, цитрусов, гранатов и др. Орошаемое земледелие развито на юге-востоке Ставрополя, в Ростовской области и Дагестане, т.е. в районах, испытывающих дефицит влаги. Второй по значению отраслью сельского хозяйства является животноводство, специализирующееся на овцеводстве, молочно-мясном и частично мясо-молочном скотоводстве и свиноводстве. Развито промышленное птицеводство. В экономике района большую роль играет курортное хозяйство. Оно основано на благоприятных климатических условиях района (Черноморское побережье) и использовании целебных минеральных источников горных и предгорных районов Кавказа. Район располагает развитой транспортной сетью железных и автомобильных дорог. В 1990-х годах сдана в эксплуатацию линия Карланюрт-Кизляр, связывающая Дагестан с Центральной Россией. Намечено сооружение железной дороги от ст. Кочубей (северный Дагестан) к Буденовску (Ставропольский край), обеспечивающей выход на Северо-Кавказскую магистраль. Прокладывается магистральный нефтепровод из Казахстана к Новороссийску. Активно развивается портовое хозяйство, в частности, за счет реконструкции Новороссийского морского торгового порта. Уровень жизни населения района невысок, все отрасли социальной сферы находятся в упадке. Уровень общей безработицы превосходит среднероссийский. Поэтому особое внимание должно уделяться расширению сфер трудовой деятельности, созданию новых рабочих мест и развитию общественных работ (при восстановлении жилых зданий, промышленных сооружений, объектов инфраструктуры и др.). Главными направлениями и проблемами перспективного развития Северо - Кавказского района являются: - преимущественное развитие отраслей потребительского рынка - агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов, а также их обслуживающих отраслей (строительная индустрия транспорт и др); - восстановление, реконструкция и рост отраслей машиностроения и химической промышленности российского значения, включая ВПК (комбайностроение, электровозостроение, авиационная промышленность и др.); - подъем нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и инфраструктуры в результате развертывания добычи и транспортировки каспийской нефти (дагестанский шлейф и транзит азербайджанской и казахстанской нефти). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|