ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ – это единый комплекс финансовых операций органов гос.управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА это совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы БС находятся в государственной или муниципальной собственности Функционирование БС регламентируется Бюджетным кодексом РФ и Конституцией РФ. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ зависит от государственного устройства. По степени распределения властных полномочий между центром и административно-территориальными образованиями все государства делятся на Простые (унитарные), Сложные (федеративные, конфедеративные). Унитарное (Простое) государство это государство, не имеющее в своём составе других государств или государственных образований. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА включает два звена: -государственный бюджет; -местные бюджеты (бюджеты городов, округов, сельских округов и т.д.) Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. Сложное – государство, представляющее собой союз государств, либо общность самостоятельных территориальных образований. Примерами сложных государств, служат ФЕДЕРАЦИЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ, ИМПЕРИЯ. Наиболее распространённой формой является ФЕДЕРАЦИЯ. В ФЕДЕРАТИВНЫХ государствах бюджетная система состоит из трёх звеньев: -государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства); -бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде и т.д.) -местных бюджетов. КОНФЕДЕРАТИВНОЕ государство – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. (Швейцария раньше). Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят в вышестоящие бюджеты. Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального, местного) самоуправления. Государственный бюджет – основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ – совокупность отношений, возникающая между различными субъектами в процессе: -формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга -составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ состоит из трёх уровней: - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;(в РФ 89 субъектов из них 21 респуб., 55 краёв, 10 автон.округов, Еврейская автономная область, городские бюджеты федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, около 29 тыс. местных бюджетов) - местные бюджеты, в том числе: * бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований; *бюджеты городских и сельских поселений. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов в форме законов субъектов РФ; Местные бюджеты в форме муниципальных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, утверждаются ежегодно и действуют в течение финансового года. Ведущее звено бюджетной системы РФ – федеральный бюджет; с его помощью перераспределяется до 40 % национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы. Расходы государственного бюджета содержат следующие статьи: - затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты); - затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ; - расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам; - административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и т.д.; - платежи по государственному долгу(погашение и обслуживание долга). В составе бюджета могут создаваться ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: Федер. дорожный фонд РФ; Федер.экологический фонд РФ; Федер. Фонд МРФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции РФ и т.д. и формироваться ряд специальных фондов. Так за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ осуществляются: субсидии на финансовую поддержку районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Архангельской области; из Фонда регионального развития – финансирование программ развития регионов; из Фонда компенсаций – финансирование расходов на пособия детям и инвалидам. Бюджетная система РФ основана на ряде принципов. 1. Принцип единства бюджетной системы единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушение, единый порядок расходов бюджетов всех уровней и бух.учета бюджетных средств. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (органами государственной власти её субъектами и органами местного самоуправления). 3. Принцип самостоятельности бюджетов право органов гос.власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов – все доходы и расходы а также обязательные поступления подлежат отражению в соответствующих бюджетах в полном объёме и обязательном порядке. 5. Принцип сбалансированности – объём расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета. 6. Принцип эффективности и экономности - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств, для достижения наилучшего результата должны использовать наименьший объём определенного бюджетом средств. 7. Принцип общего покрытия расходов - покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источника финансирования его дефицита. 8. Принцип гласности обязательное опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. 9. Принцип достоверности обеспечение надежности показателей прогноза социально- экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 11. Принцип подведомственности расходов бюджетов, предусматривает право получателей БС получать их только от главного распорядителя БС. 12. Единства кассы – зачисление всех кассовых поступлений и выплат с единого счета бюджета. Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. В 1997 году была введена новая бюджетная классификация с целью обеспечения международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета. В её основу был положен международный стандарт статистики государственных финансов (СГФ), разработанный Международным валютным фондом. Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. -используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности; -обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ являются едиными для всех бюджетов РФ, осуществляется Министерством финансов РФ. Бюджетная классификация РФ включает: - классификацию доходов бюджета; - классификацию расходов бюджета; - классификацию источников финансирования дефицитов бюджета; - классификацию операций публично-правовых образований. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА. Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, её субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения. Код классификации доходов бюджета РФ включает: - код главного администратора доходов бюджета; - код вида доходов; - код подвида доходов; -код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды, подвиды доходов бюджета утверждаются законом о соответствующем бюджете. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы, также безвозмездные перечисления. В бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени, штрафы, полный размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей. В зависимости от механизма уплаты налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Среди прямых налогов выделяются: - реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения(транспортный налог); - личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество). Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. По объектам взимания подразделяются: - на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы); - универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС). В РФ преобладает косвенное обложение, а в общей сумме налоговых доходов выше объем поступлений с физических лиц. В настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом РФ. Согласно кодексу предусмотрена трехуровневая система взимания налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, а также Специальные налоговые режимы: - для сельхозпроизводителей (ЕСХН) - упрощенная система налогообложения (ЕСН),отменен - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - налогообложение для организаций информационных технологий - налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции. Эти спец.режимы не являются самостоятельной формой обложения поэтому исключены из перечня налогов в НК РФ. Первые 4-это разновидность налога на прибыль организаций или доход индивид. предпринимателя для определенных отраслей деятельности. Последний - вариант налога на добычу полезных ископаемых, если объем произведенной продукции необходимо делить между частным капиталом и государством.
Качественной характеристикой любой налоговой системы является налоговое бремя, которое определяется тяжестью выплаты налогов для налогоплательщиков. В масштабе страны это отношение налогов к ВВП. В России данный показатель составляет 1/3 ВВП, т.е. средние данные развитых стран. Для предприятий налоговое бремя измеряется отношением выплаченных им налогов к величине полученной прибыли. Налоги для предприятий российской промышленности, работающих на внутренний рынок, в два раза превысили их прибыль. У домашних хозяйств налоги поглощают около 1/3 дохода.
Принципы построения налоговой системы: - законность налогов и обязательность их уплаты; - всеобщность, равенство, справедливость налогообложения; - экономическая обоснованность налогов; - определенность налогов и удобство их применения; - недискриминационный характер налогообложения. Эти принципы способствуют стабильности налоговых отношений и придают им долговременный характер действия.
К ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ относятся: 1) налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Налоговые ставки (статья 164 НК РФ) Ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. Ставка 10 % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров. Ставка 18 % — основная, применяется во всех остальных случаях. 2) акцизы -это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями на предметы массового потребления (табак, вино и т.д.) 3) налог на доходы физических лиц, уплачивается гражданами Российской Федерации со всех видов доходов, полученных ими в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, в частности, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, оплата за питание, обучение (за счет предприятия) и т.п. Основная часть НДФЛ (прежде всего с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом). Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. По итогам года заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию физическое лицо сдает в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов. 4) налог на прибыль организаций -прямой налог т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли. Объект налогообложения: доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; Налоговая ставка – 20%, в том числе 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации; В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождается от уплаты следующих налогов: · организации: от налога на прибыль организаций; налога ни имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)); · индивидуальные предприниматели: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)). Объект налогообложения (по выбору налогоплательщика): · доходы; · доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога: · 6% (при выборе объекта налогообложения «доходы»); · 15% (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»*
5) налог на добычу полезных ископаемых; НДПИ объединил три взимавшихся ранее налога: · налог за пользование недрами (роялти); · налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; · акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Уплачивают этот налог организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр по месту нахождения участка недр. 6) водный налог, объектом налогообложения являются следующие виды водопользования: · забор воды из водных объектов · использование акватории водных объектов · использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|