Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОСТАВ И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА СВЯЗИ




В отрасли связи и информатизации в настоящее время трудится около 730 тыс. работников, что составляет примерно 1,4 % от численно­сти всех занятых в национальной экономике. Свыше 98 % всех работаю­щих в отрасли непосредственно связаны с производством услуг и обслуживанием абонентов и пользователей и относятся к работникам основной деятельности.

В течение последних пяти лет в результате интенсификации трудо­вых процессов за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, механизации и автоматизации производства, усиления мотивации работников к более производительному труду общая численность про­изводственного персонала связи снизилась почти на 8 процентов.

В то же время в последние годы наметилась тенденция увеличения ресурсов связи, включая трудовые ресурсы, в макроэкономических пока­зателях, которая сохранится и в будущем. Так, в соответствии с принятой Правительством России Программой социально-экономического разви­тия Российской Федерации на среднесрочную перспективу, доля занятых в секторе ИКТ в общей численности занятых достигнет в 2010 г. пяти процен­тов. Столь существенный рост будет, в основном, обеспечен за счет расши­рения индустрии информатизации и увеличения числа работников, осу­ществляющих разработку и внедрение информационных технологий. Что касается непосредственно телекоммуникаций, то численность производ­ственного персонала этого сектора, несмотря на высокие темпы расшире­ния сетей, будет постепенно снижаться в результате задействования вну­трипроизводственных резервов улучшения использования рабочей силы.

В почтовой связи также наблюдается тенденция снижения числен­ности персонала вследствие снижения нагрузки по многим видам поч­тового обмена. При этом значительно уменьшается удельный вес работников данной подотрасли в общем числе производственного пер­сонала организаций связи.

Такая ситуация объясняется прежде всего изменением структуры спроса потребителей на услуги связи. В условиях информатизации общества, развития инфраструктуры рынка и повышения требований потребителей к скорости передачи информации растет спрос на услуги электрической связи, обеспечивающей оперативную доставку сообще­ний, в том числе и документальных. Это обусловливает ускорение тем­пов развития средств электросвязи и соответственно увеличение доли работающих в этой подотрасли.

Трудовая деятельность основана на функциональном разделе­нии труда, которое предусматривает деление всех работников органи­заций связи на группы в зависимости от их роли в осуществлении про­изводственного процесса и характера выполняемой работы. В основе функционального разделения труда лежит производственная функция, представляющая собой обособленный вид трудовой деятельности, направленный на реализацию конкретной производственной задачи.

В зависимости от степени участия в производственном процессе и выполняемых функций все работники связи основной деятельности делятся на рабочих и специалистов.

В категории рабочих связи выделяются следующие функциональ­ные группы:

рабочие связи, занятые оказанием услуг потребителям, обработ­кой и доставкой обмена (операторы почтовой связи, сортировщики, почтальоны, телеграфисты, телефонисты и др.);

рабочие связи, занятые эксплуатационно-техническим обслужива­нием оборудования и сооружений связи (электромонтеры, кабельщики-спайщики, антеннщики-мачтовики и др.).

В категорию специалистов входят:

- руководители (директора организаций и их филиалов, начальники структурных подразделений, их заместители, а также главные специа­листы по направлениям деятельности: главный экономист, главный бух­галтер, главный инженер и т.п.);

- сотрудники функциональных служб, занятые организацией, плани­рованием, финансированием, кадровым обеспечением, техническим сопровождением производства, сервисным обслуживанием абонентов и др. (экономисты, бухгалтера, нормировщики, менеджеры, маркетоло­ги, энергетики и т.д.);

- инженерно-технические работники, осуществляющие эксплуатацион­ное обслуживание средств связи (инженеры, техники, электромеханики).

В целом по отрасли связи наибольший удельный вес (почти 50 %) в общем числе производственного персонала основной деятельности занимают рабочие, занятые оказанием услуг, обработкой и доставкой обмена. Однако в подотраслевом разрезе соотношение между числен­ностью отдельных функциональных групп значительно различается, что обусловлено характером создаваемых услуг и уровнем технической оснащенности организаций. Например, в почтовой связи, где создают­ся преимущественно услуги в форме обмена и очень высока доля руч­ного труда, большинство персонала составляют рабочие соответствую­щей функциональной группы. В организациях электрической связи, где в структуре объема услуг доминируют услуги в форме предоставления технических устройств и каналов связи, наибольший удельный вес занимают рабочие по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи. На предприятиях телерадиоком­плекса, где имеет место самая высокая фондовооруженность, а обору­дование отличается высокой сложностью и его обслуживание требует особо высокой квалификации, основной состав производственного штата составляют инженерно-технические работники и специалисты, занятые обслуживанием средств связи.

Научно-технический прогресс в отрасли связи связан с повышени­ем удельного веса услуг, выраженных предоставлением потребителям технических средств доступа и каналов связи. Кроме того, в компаниях повышается техническая оснащенность, и внедряются новые компью­терные технологии при обработке обмена и обслуживании абонентов. Это ведет к изменению функциональной структуры работников связи в сторону увеличения доли производственного персонала, занятого обслуживанием технических средств и управлением машинами и меха­низмами. Ежегодно эта доля увеличивается на 0,3 — 0,5 процентных пункта.

В условиях повышения объемов и сложности оборудования и теле­коммуникационных систем все более возрастают требования к профес­сиональному составу кадров связи и их квалификации.

Профессионально-квалификационное разделение труда предполагает деление всех работников по профессиям и специально­сти, а внутри них — по группам сложности труда, то есть по квалифика­ции.

Профессия это вид трудовой деятельности, требующий опреде­ленной совокупности специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства. Специальность формируется в рам­ках конкретной профессии и предполагает наличие у работника более узкой и углубленной профессиональной подготовки, необходимой для выполнения трудовых функций на определенном участке производства. Например, профессия «телефонист» включает специальности «телефо­нист справочно-информационной службы ГТС», «телефонист стола заказов МТС», «телефонист междугородного коммутатора». В профес­сии телеграфиста выделены такие специальности, как телеграфист оконечного пункта, телеграфист аппаратных и неаппаратных участков телеграфных узлов и др. Профессиональная группа электромонтеров делится на специальности с учетом видов обслуживаемого оборудова­ния: электромонтер по обслуживанию коммутационного оборудования, систем передачи, электропитающих устройств и т.д..

В зависимости от сложности труда, ответственности за него, необходимых знаний и практических навыков, требующихся для выпол­нения работы на конкретном участке производства или рабочем месте, все работники делятся на квалификационные группы. Соответствие личных качеств, физических и психических способностей исполните­лей выполняемой работе определяют и профессиональную пригодность и квалификацию. Профессионально-личностные характеристики работников имеют особое значение для установления объективной и справедливой оплаты труда, поскольку труд более сложный и ответ­ственный требует больших умственных и физических усилий, а, следо­вательно, должен более высоко оплачиваться.

В основе определения квалификации рабочих связи лежит 18-раз­рядная сетка по оплате труда производственного персонала (см. раз­дел 7.2). При этом рабочим связи, занятым оказанием услуг, обработ­кой и доставкой обмена, присваивается один из трех разрядов по еди­ной тарифной сетке, уровень которых устанавливается дифференциро­ванно по отдельным профессиям. Например, квалификация операто­ров связи оценивается разрядами с 3-го по 5-ый, телеграфистов — с 4-го по 6-ой, телефонистов — с 5-го по 7-ой.

Квалификационный уровень рабочих связи, обслуживающих обо­рудование и сооружения, характеризуется присвоением им с 4-го по 9-ый разряд. Квалификация инженерно-технических работников и специа­листов определяется полученным специальным образованием. При приеме на работу им может присваиваться 1 -я, 2-я или 3-я категория, а для оплаты труда им присваиваются разряды в диапазоне с 8-го по 16-ый, втом числе главным специалистам — с 13-го по 16-ый.

Развитие рыночных отношений, ускорение темпов научно-техни­ческого прогресса в отрасли, инновационная направленность деятель­ности операторов ведут к значительным изменениям в профессиональ­но-квалификационном составе кадров связи. С одной стороны, появи­лись новые профессии и специальности, связанные с обеспечением эффективной работы организаций в условиях рынка — это, прежде всего, менеджеры разного уровня, в том числе по управлению проекта­ми и продаже услуг, маркетологи по исследованию рынка, финансовые аналитики, специалисты по связям с общественностью и PR-акциям. С другой стороны, изменение качественного содержания труда работни­ков традиционных профессий и специальностей в условиях всеобщей автоматизации и компьютеризации производственных процессов, вне­дрения информационных технологий обусловливают принципиально новые требования к квалификации исполнителей.

Например, рабочие места операторов почтовой связи оборудуют­ся персональными ЭВМ, большое распространение получили автома­тизированные рабочие места телефонистов справочно-информационных служб местных телефонных сетей на базе компьютеров, аналогич­ное техническое оснащение имеют рабочие места телефонистов стола заказов на междугородных телефонных станциях и т.д. Широко внедря­ются для передачи речевого и других видов трафика интеллектуальные платформы и Интернет-технологии. В этих условиях происходит эволю­ция профессиональных функций, заключающаяся в переходе от преи­мущественно физической работы и выполнения ручных операций к интеллектуальному труду, где все больший удельный вес занимает время анализа и контроля производственного процесса. Внедрение на сетях электросвязи электронного оборудования с управлением от ЭВМ сокращает удельный вес рабочего времени исполнителей, связанного с выполнением физических и механических действий по устранению пов­реждений и неполадок в работе технических средств. В то же время появляются новые операторские функции по наблюдению за работой управляющих устройств, проведению диагностики оборудования и про­изводственного процесса в целом, происходит интеграция профессий и специальностей, аккумулирующих в себе труд рабочих, техников, инженеров.

Эволюция требований к профессионально-квалификационному составу работников связи обусловливает необходимость совершен­ствования системы подготовки и переподготовки кадров связи с учетом меняющихся технико-технологических и организационно-экономических условий производства. Эта система в отрасли связи включает в себя сеть специальных высших и средних учебных заведений, учебных центров и курсов, периодически или постоянно действующих семинаров и дру­гих организационных форм обучения, которыми охвачено большинство производственного персонала организаций связи.

Специалистов высшей квалификации (инженеров, экономистов, менеджеров, бухгалтеров, маркетологов и др.) готовят отраслевые высшие учебные заведения. Специалисты среднего звена (техники, электромеханики) обучаются в техникумах и колледжах связи. Подго­товка рабочих связи массовых профессий проводится либо в профес­сионально-технических училищах связи, либо непосредственно в орга­низациях путем индивидуального или бригадного обучения.

В последние годы все большее распространение получает дистан­ционное или электронное обучение с использованием информацион­ных технологий на базе Глобальной сети Интернет. Такие системы раз­вернуты всеми отраслевыми ВУЗами связи и позволяют получить высшее образование без отрыва от производства независимо от места проживания обучающихся. Единственное условие для дистанционного обучения — это наличие доступа к сети Интернет. Особый интерес данная форма обучения вызывает у специалистов, желающих получить вто­рое высшее образование, поскольку эволюция технологий, менеджмента и других аспектов деятельности операторов требует адекватной про­фессиональной подготовки производственного персонала.

Несмотря на общую тенденцию снижения численности работников во всех подотраслях связи, потребность компаний в работниках отдель­ных профессий и специальностей существует практически постоянно. Это обусловлено, в первую очередь, текучестью кадров по различным причинам, включая выход работников на пенсию, поступление на учебу с отрывом от производства, увольнение по собственному желанию и др. Одним из важных факторов появления потребности в новых кадрах является диверсификация производства, расширение номенклатуры оказываемых услуг и сфер деятельности. В настоящее время, напри­мер, многие операторы связи, испытывают дефицит высококвалифици­рованных специалистов в области информационных технологий, мене­джеров по проектам внедрения новых услуг и ряда других. С другой сто­роны, снижение спроса на отдельные традиционные услуги, замена морально устаревшего оборудования влекут за собой невостребован­ность отдельных категорий кадровых работников.

Таким образом, текучесть кадров, внедрение новых технологий и услуг, совершенствование технологической базы производства приво­дят к недостатку в организациях связи работников одних профессий и специальностей и излишку других. При этом задачей руководства ком­паний является создание благоприятных условий для адаптации сотрудников к изменяющимся организационно-техническим условиям на основе создания комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в соответствии с корпоратив­ными целями и внутренними ресурсами организации.

По оценкам экспертов, с учетом инновационного характера разви­тия инфокоммуникаций, повышение квалификации руководителей высшего звена должно осуществляться ежегодно, менеджеров средне­го звена и специалистов — не реже 1 раза в 3 года, рабочих — не реже 1 раза в 5 лет.

Для этих целей в отрасли связи создана многофункциональная и многоуровневая система, включающая различные формы переподго­товки и повышения квалификации производственного персонала. Важ­ную роль в этой сфере играет Институт повышения квалификации руко­водящих работников и специалистов связи при Московском техниче­ском университете связи и информатики, где проходит обучение по наиболее прогрессивным и перспективным проблемам техники, техно­логии, экономики и менеджмента. Здесь же специалисты имеют воз­можность обучения по программе профессиональной переподготовки менеджеров высшей квалификации «Master of Business Administration (MBA): Управление компаниями в инфокоммуникациях».

При других ВУЗах связи действуют курсы и факультеты повышения квалификации специалистов связи различных профессий и специаль­ностей. Федеральные органы управления и регулирования организуют различные семинары и совещания по изучению актуальных вопросов деятельности отрасли и передового опыта работы в условиях рыночной экономики. Специализированные курсы по изучению направлений улучшения качества работы связи действуют при отраслевых сертифи­кационных центрах.

Распространению прогрессивного опыта способствуют междуна­родные и национальные выставки, симпозиумы и форумы, в которых активное участие принимают отечественные операторы и производите­ли оборудования связи. Представители предприятий и акционерных обществ выезжают за рубеж для знакомства с деятельностью телеком­муникационных компаний и изучения их опыта работы в конкурентной среде. Большую помощь в овладении новой техникой и технологией оказывают отечественные и зарубежные производители средств связи, которые осуществляют консультативную деятельность на стадии вне­дрения новой техники и ее сервисного обслуживания.

Многие крупные компании с разветвленной филиальной сетью соз­дают системы корпоративного дистанционного обучения, позволяю­щие вовлечь в процесс повышения квалификации сотрудников геогра­фически рассредоточенных подразделений. Такие системы позволяют на 50 — 70 % снизить затраты на обучение и повысить его качество за счет привлечения к разработке электронных курсов и средств тренинга наиболее компетентных специалистов отрасли. Их преимущество состоит также в том, что подобные системы дают возможность опера­тивно реагировать на изменение стратегии бизнеса при выводе на рынок новых услуг, появлении конкурирующих компаний, а также суще­ственно облегчить процессы интеграции при слиянии компаний или смене собственника.

Комплексное применение различных форм и методов повышения профессиональной подготовки работников в современных условиях необходимо рассматривать как существенный вклад в развитие бизне­са, роста конкурентоспособности компаний, повышения престижа труда связистов. Их реализация способствует положительному реше­нию проблемы занятости в организациях связи и повышению социаль­ной защищенности работников отрасли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных