Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы, определяющие депозитную политику коммерческого банка




Теоретические основы депозитной политики коммерческого банка

Понятие и содержание депозитной политики банка

 

Банковские учреждения выполняют самые разнообразные виды операций и предоставляют разные услуги. Очень часто банк определяют, как институт, деятельность которого сводится к выдаче кредитов и привлечения свободных средств вкладчиков. Банки также формируют кредитные отношения, а также осуществляют финансирование реального сектора экономики.

Банки аккумулируют свободные финансовые ресурсы физических и юридических лиц, чтобы производить свою деятельность и получать прибыль. При этом именно собственные средства банки потом используют для дальнейшей деятельности – либо на инвестирование, либо на кредитование. То есть, привлечение ресурсов для коммерческого банка является главной задачей его деятельности, благодаря которой, он может эффективно развиваться. Способность кредитной организации привлекать все больше депозитов сможет говорить о надежности и стабильности банка, если наоборот, клиенты забирают свои вклады, значит банк потерял доверие вкладчиков.

Для расширения прибыли банками часто используется стратегия привлечения депозитов физических и юридических лиц.

Вклады населения в банках, в целом, достаточно небольшие – до 10 000 руб. (по данным ЦБ России, 87% взносов населения в банках страны – это суммы объемом до 10 000 руб.), и эти средства можно вполне «нормально», то есть надежно хранить дома. И если люди несут их в банк, то только благодаря тем 15-19% дохода, какие банки до последнего времени выплачивали. По данным экспертных оценок, на сегодняшний день на руках у населения сохраняются долгосрочные накопления, включительно с валютными, в размере около 500 млрд. руб. Следовательно, можно сказать, что эти деньги исключены из экономического оборота и не потому, что их владельцы не заинтересованы в получении дополнительного дохода или из-за низких процентных ставок; очевидно причина в том, что люди не доверяют банковской системе из-за высоких рисков по вкладам, которые еще больше вырастут в случае налогообложения депозитных доходов.

Рассмотрим более подробно сущность депозитной политики. Слово депозит происходит от латинского «depositum» - вещь, отданная на хранение. В литературе нет единой трактовки понятия депозит. З.С. Канценеленбаум определяет депозит как потенциальные деньги для вкладчика. По мнению Г.Н. Белоглазовой депозит считается формой выражения кредитных отношений банка с вкладчиками по поводу предоставления последними банку своих собственных средств во временное пользование[1]. Во многих учебниках взнос определяется как денежные средства (в имеющейся или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), отданные в коммерческий банк для последующего хранения. При этом владелец взноса может в любой момент снять весь вклад или его часть. В настоящее время через систему пластиковых карт владельцы счетом могут легко использовать свои средства для произведения расчетов за товары и услуги. То есть можно сделать вывод, что депозит – это денежные средства, переданные на возвратной основе банку для получения по ним дохода.

Полити­ка происходит от греческого «politike» - искусство управления государством.

При этом в настоящее время существует три подхода к трактовке депозитной политики.

При первом подходе депозитная политика рассматривается как элемент управления пассивами и ликвидностью банка.[2] В этом случае для банка становится приоритетнее диверсифицировать депозиты, при поддержании ликвидности и риска на приемлемых уровнях.

Суть второго подхода состоит в рассмотрении депозитной политики как составной части кредитной политики банка[3]. Данный подход раскрывает сущность кредитной политики как стратегию банка, на основе которой происходит привлечение ресурсов на возвратной основе, и впоследствии их инвестирование в части кредитования клиентов банка. Основой формирования банковских ресурсов являются депозитные операции, используемые банком при осуществлении активных операций. При этом активные операции банка не ограничиваются только кредитованием, но включают инвестирование в ценные бумаги и иные инструменты фондового рынка, финансирование долгосрочных проектов и др.

В третьем подходе депозитная политика представляется в качестве политики по привлечению денежных средств вкладчиков в депозиты и эффективному управлению процессом привлечения[4].

Суть этого подхода состоит в том, что банки должны осуществлять мероприятия, которые стимулировали бы привлечение взносов и обеспечивали их сохранность, тогда они смогут мобилизовать временно свободные денежные средства и превратить их в кредитные ресурсы. Управлять ресурсами банка – значит не только привлечь как можно больше взносов, во взаимном согласовании должна идти проработка вопроса об их размещении. Иначе процесс привлече­ния ресурсов становится бессмысленным. Поэтому банки должны эффективно размещать денежные средства, чтобы возмещать расходы и получать прибыль, а также выполнять требования ЦБ по ликвидности. В силу того, что особенность банковского бизнеса определяются высокой долей привлеченных ресурсов, а за показателем достаточности капитала устанавливаются жесткие критерии оценки со стороны органов надзора, вопросы структуры и источников привлечения средств относятся к ключевым моментам финансовой стратегии. Соблюдение всех этих требований возможно лишь при осущест­влении тесного взаимосогласования пассивных операций с актив­ными.

Депозитная политика является важной частью управления банком. Ее можно трактовать как процесс привлечения денежных средств клиентов с целью расширения собственных ресурсов банка. А для реализации этого в банке должна быть разработана стратегия расширения клиентской базы, созданы новые банковские продукты, оптимизированы процентные ставки по вкладам, разработаны системы скидок и акций для постоянных клиентов или для крупных клиентов и т.д. То есть можно сказать, что депозитная политика также является совокупностью управленческих решений руководства с целью привлечения свободных ресурсов на возвратной основе.

Сущностью депозитной политики является то, что она позволяет банкам рационально организовывать и регулировать взаимоотношения с клиентами, управлять процессом привлечения денежных средств на депозитные счета[5]. Совершенствуя депозитную политику, коммерческий банк должен ориентироваться на потребности клиентов в банковских услугах, при этом не забывая о собственных интересах.

Состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включает в себя клиентов банка, коммерческие банки и государственные учреждения. Объекты депозитной политики включают в себя привлеченные денежные средства и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание). Классификация субъектов и объектов депозитной политики банка схематично отображена на рисунке 1.

ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА

       
   
 
 

 


Рисунок 1. Состав субъектов и объектов депозитной политики коммерческого банка

Для формирования депозитной политики банки должны придерживаться общих и специфических принципов.

Общие принципы - это принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптимальности и эффективности, принцип единства всех элементов депозитной политики банка. Комплексный подход заключается в том, что управление депо­зитной политикой банка рассматривается как целостность орга­низационных, социальных, экономических, правовых, психологи­ческих и других аспектов. Также данный принцип подразумевает определение самых оптимальных и эффективных приемов и методов, которые актуальны на данном этапе развития банка.

Специфические принципы депозитной политики включают в себя принципы обеспечения оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций и надежности. Ведь коммерческий банк, привлекая временно свободные денежные средства своих клиентов с целью последующего их размещения, стремится получить прибыль с учетом рыночной ситуации.

 

 

 


Рисунок 2. Принципы формирования депозитной политики коммерческого банка

Соблюдение этих принципов позволяет банку разработать пути организации депозитной политики, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. При этом для наиболее оптимального привлечения вкладчиков по минимальной цене руководству следует разработать следующие элементы депозитной политики:

– создать условия для получения максимально возможной прибыли в будущем, содействие в процессе проведения депозитных операций по получения текущей прибыли;

– поддерживать баланс банковской ликвидности;

– обеспечивать диверсификацию субъектов депозитных операций и сочетание различных форм депозитов;

– поддерживать взаимодействие отделов банка по оптимизации работы выдачи депозитов,

– разработать гибкую систему процентных ставок по депозитам

– разработать систему скидок и дополнительных услуг постоянным клиентам,

– разработка клиентоориентированных подходов к привлечению свободных ресурсов.

 

 

 
 

 

 


 
 

 

 


Рисунок 3. Элементы депозитной политики банка

Нормативное регулирование депозитной политики – это правила и регламенты организации депозитного процесса в банке. При этом правила могут быть как внешними и относится к нормативно-правовому регулированию банковской деятельности, а также операций по вкладам физических и юридических лиц. В РФ банковская деятельность регулируется ГК РФ, НК РФ, федеральными законами, обязательными нормативами ЦБ. Также при реализации депозитной политики в самом банке могут быть разработаны внутренние регламенты по ведению депозитных счетов, организации депозитный операций, детализация процедур депозитной политики, целей и задач депозитной политики и инструментов ее реализации и т.д.

Кроме того, задачей депозитной политики банка является создание оптимальной организационной структуры банка. Организационная составляющая депозитной политики, как правило, включает:

– организацию депозитного планирования (в том числе разработка депо­зитной политики);

– организацию депозитного процесса;

– организацию контроля депозитной деятельности банка (контроль каче­ства депозитных продуктов, качества депозитного процесса и т. п.);

– организацию маркетинга депозитных операций, включая маркетинговое исследование отраслей, регионов, клиентов, организацию разработки банков­ских продуктов и рекламы.

Технологическая составляющая депозитной политики содержит описание депозитных технологий банка, непосредственную реализацию депозитных про­дуктов и разработку новых депозитных технологий (инструментов). Значимость технологической составляющей депозитной политики банка состоит в том, что при постоянном увеличении количества банковских услуг, а также повышение уровня конкуренции, появляется потребность в грамотной регламентации, которая будет регулировать порядок предоставления этих услуг с целью их стандартизации и избежания технических ошибок. Технологическая со­ставляющая депозитной политики должна включать в себя описание существующих депозитных продуктов банка и разработку новых депозитных продук­тов (внедрение депозитных инноваций).

Методология разработки депозитной по­литики охватывает следующие блоки:

• выбор приоритетных направлений развития на финансовых рынках или сосредоточения внимания на определенном сег­менте;

• назначение организационных единиц или подразделов, кото­рые будут создавать «ценность» банковских пассивов[6];

• определение новых возможностей, при которых будет происходить процесс наращивания «ценности» пассивов;

• анализ и оценка выбранной стратегии, сделанного менеджментом на предыдущих стадиях, с точки зрения максимизации стоимости банка.

Для реализации эффективной депозитной политики банкам следует разрабатывать регламенты по организации депозитных операций. Базовым документом, регламентирующий в банках процесс привлечения временно свободных денежных средств, является депозитная политика банка. Данный документ разрабатывается каждым банком индивидуально на основе банковского стратегического плана, а также анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы. Вдобавок следует учитывать такие документы как, «Кредитная политика банка» и «Инвестиционная политика банка». С их помощью определяются основные направления и условия размещения привлеченных ресурсов. Документ «Депозитная политика банка» должен содержать стратегию по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач.

Конкретно в настоящем документе банк предусматривает:

– предполагаемые источники привлечения средств, как следствие, определяет соотношение между собственным и привлеченным капиталом;

– структуру привлеченных и ссудных ресурсов;

– наиболее выгодные виды взносов и депозитов, сроки их привлечения;

– соотношение между срочными депозитами и взносами до востребования;

– клиентуру банка, то есть категорию вкладчиков, географию привлечения средств;

– условия открытия депозитов и способы их привлечения;

– соотношение между взносами в национальной и иностранной валюте.

Эффективность деятельности банков в сфере разработки и реализации депозитной политики определяется двумя факторами. Это стабильность ресурсов и цена их привлечения. Результативность размещения ресурсов зависит от того, насколько они стабильны. Но, с другой стороны, стабильные ресурсы стоят дороже, и стоимость их привлечения «съедает» значительную часть доходов банка.

Поэтому каждый банк стремится привлечь ресурсы более дешево и разместить их подороже. В связи с этим именно депозиты до востребования и остатки на текущих счетах играют важную роль в депозитной политике банка. Учитывая высокую подвижность средств на счетах до востребования, существует определенная методика, которая позволяет определить минимальный не снижающийся остаток на таких счетах и использовать его как стабильный кредитный ресурс. Банки стремятся стимулировать прирост текущих взносов за счет предоставления услуг, которые значительно облегчают владельцу счета осуществление регулярных платежей, и повышения качества обслуживания.

Депозиты являются важным источником формирования банковских ресурсов. Однако им свойственны некоторые недостатки. Во-первых, для привлечения денежных средств во вклады необходимо проводить маркетинговую политику, которая требует больших денежных расходов на ее реализацию. Во-вторых, в большинстве случаев мобилизация денежных средств зависит не от банка, которому бывает трудно добиться дополнительного привлечения ресурсов, а от вкладчика. И, в конце концов, объем временно свободных денежных средств в пределах одного региона относительно ограниченный. Поэтому, когда банк срочно нуждается в ресурсах, он может приобрести их на межбанковском рынке, где происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями.

 

Факторы, определяющие депозитную политику коммерческого банка

Для того, чтобы понять функции депозитной политики банка, следует проанализировать, как все ее составляющие взаимодействуют между собой.

Общими функциями банка являются контролирующая, коммерческая, стимулирующая.

Стимулирующая функция депозитной политики означает, что банк не только аккумулирует ресурсы, но и должен стимулировать экономических субъектов, сберегать, что достигается за счет взвешенной депозитной политики. Разрабатывая гибкую систему процентных ставок, которая отвечает современным тенденциям, банки стимулируют сбережения. В России, после повышения процентной ставки ЦБ, большинство банков подняло ставки по депозитам до 15-20%, чтобы привлечь население. Когда ставка ЦБ немного снизилась, банки также стали снижать проценты по вкладам. При этом градация процентных ставок банка зависит от срочности вклада. Чем он долгосрочное, тем выше ставка процента, это связано с тем, что банку более выгодно привлекать долгосрочные депозиты, и за это он готов заплатить своим вкладчикам выше.

Для эффективной депозитной политики банкам следует проводить мониторинг рынка депозитов, чтобы выявлять основные направления своей политики. Также кредитным организациям следует периодически контролировать количество привлеченных средств, анализировать будущие тренды по депозитам. Данные инструменты позволяют разрабатывать краткосрочную и среднесрочную депозитную политику и понимать, являются ли текущие меры по привлечению депозитов эффективными.

Коммерческая составляющая депозитной политики кредитных учреждений связана с тем, что привлеченные средства потом используются для получения прибыли. Эти средства потом либо выдаются как кредиты всем экономическим субъектам, либо инвестируются в долгосрочные и краткосрочные финансовые инструменты. При этом основным принципом служит минимизация затрат банка на привлеченные средства. И тут банкам следует проводить гибкую политику. С одной стороны, банк должен получать прибыль для развития своей деятельности, с другой – должен проводить взвешенную кредитную политику или население и бизнес не будет заинтересовано в кредитовании по слишком высоким ставкам. В настоящее время при резком повышении процентной ставки ЦБ, банки увеличили стоимость кредитования, что фактически привело в заморозке ипотечного кредитования, так как населению стало не выгодно получать кредиты под столько высокий процент, та же самая тенденция была в сегменте корпоративного кредитования.

Для того, чтобы банки эффективно работали, нужно взаимодействие всех элементов депозитной политики и ее функций.

При этом, как показал текущий анализ, на депозитную политику оказывают влияние различные факторы внешней среды. Одним из важнейших факторов является экономическая ситуация в стране. Волатильность валютных курсов, резкий рост ставки ЦБ, резкое падение цен на нефть привело к пересмотру банками своей депозитной политики. В частности, многие банки увеличили проценты по депозитам, чтобы населению было выгодно вкладывать свои средства в банки. Также многие банки пошли на разработку более удобных для клиентов инвестиционных продуктов. Например, были внедрены срочные депозиты с возможностью снятия без потери процентов, или сберегательные срочные депозиты пополняемые. В связи с текущей экономической ситуацией стало меняться законодательство в области регулирования банковской деятельности, в частности, стали меняться нормативы ЦБ, по капиталу и резервам банков, что также оказывает влияние на депозитную политику банков, стимулирует их разрабатывать среднесрочные планы по развитию и привлечению вкладчиков, корректировать цели и задачи депозитной политики.

Внешние негативные факторы побуждают банки более эффективно работать и повышать уровень обслуживания клиентов. Также внешняя среда побуждает оптимизировать работу депозитного отдела, ускоряя процедуру обслуживания клиентов, увеличивая пропускную способность конкретного подразделения банка. В частности, повышение уровня обслуживания происходит за счет внедрения компьютерных технологий, внедрения более удобных терминалов, возможности подключать нужные услуги по интернету или по телефону, получать консультации онлайн.

Разрабатывает и реализовывает депозитную политику целый ряд структурных подразделений банка, а также органы управления банком: правление банка, кредитный комитет, комитет по управлению активами и пассивами банка. Функции всех этих подразделений четко разме­жеваны, и каждое из них выполняет свою работу. Непосредствен­ным привлечением депозитов заняты специальные отделы банка: отдел вкладных операций, отдел ценных бумаг, другие отделы в соответствии с внутренней организационной структурой банка. Жизненно важным на сегодняшний момент является получение информации в режиме реального времени, с учетом новейших до­стижений техники и с применением современных технологий.

Рассмотрим теперь более подробно этапы формирования депозитной политики банка, о которых упоминалось раньше, и сопутствующие инструменты, способы и методы. Начальным и достаточно важным этапом в привлечении банками депозитных ресурсов является планирование деятельности и анализ привлеченных и размещенных ресурсов. Неопровержимым является тот факт, что формирование депозитной стратегии и определение направлений привлечения ресурсов должны проводиться по принципу: оптимальная структура размещения при максимально возможных объемах привлечения средств. Стоит отметить, что на этом этапе граница между моделями и инструментами депозитной политики иногда размыта. Депозитная деятельность всегда направлена на удовлетворение каких-либо потребностей, то есть потребностей банка в свободных ресурсах, с одной стороны, и потребностей клиентов в получении дополнительного дохода – с другой. Это обстоятельство привнесло анализу процесса привлечения ресурсов новую, намного более важную роль, он стал менее директивным, то есть нацеленным не столько на продажу имеющихся продуктов и услуг, сколько на определение потребностей потенциального клиента. В случае перевыполнения или недовыполнения показателей бизнес-плана по объемам привлечение размещения должно проводиться в соответствии с установленной для банка структурой активных операций. Процесс планирования депозитной политики и перспективных направлений привлечения средств является одновременно и процессом познания. Интегрируем традиционные схемы планирования «сверху вниз» и «снизу верх», в результате чего получим такой порядок принятия решений (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4. Схема планирования

До недавнего времени пассивным операциям банка, то есть процессу формирования ресурсной базы, не придавалось серьезного значения, эти операции были второстепенными относительно активных и не воспринимались банком как объект, который требует эффективного управления. По своей значимости пассивные операции, результатом проведения которых является создание ресурсного потенциала банка, играют первичную роль относительно активных. Поэтому необходимо установить, смогут ли выработанные продукты и услуги банка удовлетворить запросы потребителей. Для этого следует определить требования, которые выдвигаются клиентами к банковским продуктам и услугам и расположить их в порядке значимости. Для этих целей наиболее соответствующей является методика, разработанная фирмой BZB, которая принадлежит группе «Скандстрат». Благодаря этой методике банк может сравнивать собственные услуги и продукты с ассортиментом конкурентов, а также выделять свои сильные стороны и слабые стороны конкурентов (рисунок 5).

 

 

 

Рисунок 5. Анализ закрепления на рынке

Характеристики в первом квадрате – это то, что клиенты считают важным, и то, что банк делает хорошо. Именно эти характеристики создают положение банка, и их следует поддерживать в первую очередь. Характеристики в квадрате № 2 – это то, что банку удается хорошо, но не является особенно важным для клиентов. Если конкуренция в первом квадрате достаточно высока по каким-либо продуктам и услугам, а банк больше достигает успеха во втором квадрате, то это обстоятельство может быть более приоритетным при выборе клиентом банка. И в результате можно получить эффект «пустяка, при котором хороший банк становится еще лучше. Таким образом, даже небольшое преимущество играет важную роль и может оказаться важным. Квадрат № 3 содержит те продукты и услуги, реализация которых в банке выходит не очень хорошо, но они не имеют большого значения для клиентов. Последний, четвертый, квадрат содержит важный продуктовый набор, который банк не в состоянии эффективно продвигать и продавать на рынке. Поэтому в данном случае положение необходимо исправлять с помощью рекламы и улучшения качества продукции. Например, активнее предлагать новый вид вкладов, а заодно и сопутствующие услуги. Для юридических лиц упростить условия открытия и ведения счетов. Возможна ситуация, когда клиенты просто плохо осведомлены о перечне предлагаемых банком услуг, поэтому спрос на них небольшой, что в свою очередь негативно отражается на формировании ресурсной базы банка. Но при этом не следует забывать, что именно качественная продукция является наилучшей рекламой, а не наоборот. Доверие способствует росту числа клиентов банка. Одним из действенных инструментов, который наиболее широко применяется на этом этапе, является внутренний анализ.

Внутренний анализ нацелен на выявление несоответствия представлений, которые сложились в банке, об окружающей среде, с тем, чтобы заставить работников банка понять и признать необходимость изменений и перестройки. Так, внутренний анализ позволяет определить:

• переоценивает или недооценивает банк своих конкурентов;

• переоценивает или недооценивает банк сам себя;

• каким требованиям рынка он придает очень большое или очень маленькое значение.

При разработке и планировании депозитной политики необходимо обратить внимание на тот факт, что в процессе принятия решения о размещении собственных средств, вкладчики руководствуются, прежде всего, такими рассуждениями:

· во-первых, это надежность банка, причем для разных категорий вкладчиков, которые отличаются как по социальному статусу, так и по возрастному признаку, этот критерий имеет различное значение. Если брать лиц молодого и среднего возраста, то они больше склонны к риску, нежели пожилые люди. Об этом может свидетельствовать динамика роста вкладов частных лиц в коммерческих банках.

· во-вторых, филиальная сеть банка и качество обслуживания клиентов. При выборе клиентом подходящего банка большое значение имеет развитая сеть банковских филиалов в сочетании с высоким уровнем обслуживания.

· в-третьих, большое значение играет уровень процентной ставки по вкладам.

Причем зависимость в данном случае прямая: чем более стабильный и надежный банк, тем ниже процентную ставку по депозитам он предлагает, и наоборот, начинающие и малоизвестные банки предлагают максимально высокие ставки, привлекая этим клиентов и надежде захватить лидерство за счет повышенных процентов.

Также следует понимать, что эффективность депозитной политики зависит от внутренних факторов банка, таких как квалификация персонала и уровень обслуживания. С этой точки зрения, во-первых, следует чаще проводить тренинги для персонала, а также более тщательно подходить к отбору персонала. Во-вторых, следует активно внедрять компьютерные технологии, чтобы обслуживать большее количество клиентов в тот же промежуток времени.

 

1.2 Правовая основа депозитной деятельности банка

 

Пассивные операции характеризуют источники денежных средств и саму природу связей банка. Пассивные операции в большой степени определяют условия, виды и направления расходования и движения банковских ресурсов. А это в свою очередь переделяет состав и структуру активных операций.

Депозитные операции – это такие операции по привлечению средств на вклады от юридических и физических лиц под определенный процент на оговоренный срок или же до востребования, а также остатков средств на расчетных счетах клиентов для использования их в качестве кредитных ресурсов и в инвестиционной деятельности.

К депозитным операциям можно отнести всю деятельность банка по привлечению средств на депозиты. Депозитные операции относятся к пассивным операциям. Банк имеет довольно слабый контроль над объемом таких операций. Ведь лишь вкладчик принимает решение о размещении средств на депозите. Причем вкладчиков волнует не только высокий процент вклада, но и сохранность денежных средств. Поэтому многие вкладчики отдают предпочтение надежным банкам, вкладывая деньги под невысокие проценты.

Банк должен руководствоваться следующими принципами при осуществлении депозитных операций:

– предложение широкого спектра развитых услуг для привлечения вкладчиков;

– четкая взаимоувязка депозитной политики банка и доходностью активов;

– гибкость при управлении депозитными операциями для сохранения уровня ликвидности;

– получение прибыли и деятельность, направленная на ее получение в последующем.

Различают разнообразные типы депозитов, которые можно классифицировать по таким критериям, как: источник взносов, их целевое назначение, степень прибыльности и другие. Независимо от того, кто являет­ся вкладчиком в банке – физическое или юридическая лицо – по форме изъятия депозиты подразделяются на: депозиты до востре­бования (обязательства, которые не имеют конкретного срока), срочные депозиты (обязательства, которые имеют определенный срок), условные депозиты (средства, которые подлежат изъятию при наступлении заранее обусловленных условий). Количество и диапазон видов депозитных услуг, предлагаемых банками, посто­янно растет. Схематично классификация депозитов представлена на рисунке 6.

Если критерием выступает форма изъятия средств, то выделяют срочные депозиты, депозиты до востребования и сберегательные вклады.

 

 

 

  ЛОРО   До трех месяцев Срочные
Три-шесть месяцев Срочные с дополнительными взносами
Контокоррент Шесть-девять месяцев Условные
Овердрафт На предъявителя
НОСТРО Девять-двенадцать месяцев До востребования
Свыше 12 месяцев На текущем счете

Рисунок 6. Классификация депозитов коммерческого банка по форме изъятия

Если говорить о структуре привлеченных средств банков, то депозиты до востребования обладают максимальным процентом в процентном соотношении структуры привлеченных средств банков. Депозиты до востребования - это денежные средства с возможностью снятия вкладчиком в любой момент без предварительного уведомления банка о данном действии.

Депозиты до востребования обладают большой ликвидностью. Вкладчики могут в любой момент времени снять свои денежные средства, размещенные на счетах до востребования. Деньги вносятся на такой счет или снимаются с него как частями, так и полностью без каких-либо ограничений. Основным недостатком таких вкладов выступает очень низкий процент, приносящий минимальный доход. А для банка, недостатком выступает необходимость формирования большего оперативного резерва, для поддержания ликвидности. По депозитам до востребования банки обязаны хранить минимальный резерв в Центральном банке Российской Федерации.

Характерные особенности депозитного счета до востребования можно отметить следующим образом:

– взнос и изъятие денег происходит в любое удобное время без ограничений;

– владелец счета оплачивает определенную комиссию за пользование счетом в форме твердой ежемесячной ставки;

– банк либо вообще не платит за хранение денежных средств на счетах до востребования, либо платит минимальные ставки.

– банк отчисляет более высокие нормы в фонд обязательных резервов в ЦБ РФ по депозитам до востребования.

Остаток на счетах до востребования непостоянен и все время меняется в связи с высокой мобильностью средств. Но, несмотря на этот фактор, есть возможность рассчитать минимальный неснижаемый остаток и в последующем использовать этот остаток как кредитный ресурс.

Вклады до востребования являются очень дешевым ресурсом. Поэтому во многом с их помощью увеличивается прибыль банка. Затраты, которые банк расходует на обслуживание расчетных и текущих счетов минимальны и незначительны. Как правило, депозиты до востребования занимают набольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Увеличение доли депозитов до востребования минимизирует его процентные расходы и увеличивает прибыль от использования средств в банковских активах. Однако при этом расчетные счета являются очень непредсказуемым элементом пассивов. Это приводит к тому, что большая доля в заемном капитале значительно снижает ликвидность банка. Таким образом намечается важнейшая управленческая задача – построение оптимальной структуры депозитной основы банка.

Второе место по значимости для банков занимают срочные вклады. Они стабильны и позволяют банку распоряжаться средствами вкладчиков в течение длительного промежутка времени. Сроч­ные депозиты – это денежные средства, заключенные клиентом в банк на строго обусловленный срок с целью получения по ним до­хода. Они, по сравнению с взносами до востребования, носящими в основном краткосрочный характер, вносятся на более длитель­ные сроки. При вложении денежных средств на срочный депозит, уровень дохода определяется процентной ставкой банка. В зависимости от срока вложения, меняется и процентная ставка (чем продолжительнее срок хранения взноса, тем выше процентная ставка по нему), также доход находится в прямой зависимости величины самого депозита. Но в этом случае процент по вкладу снижается до минимальных размеров, оговоренных в договоре.

Срочные депозиты можно классифицировать в зависимости от срока вклада:

– до трех месяцев;

– от трех до шести месяцев;

– от шести до девяти месяцев;

– от девяти до двенадцати месяцев;

– свыше двенадцати месяцев.

Для вкладчика депозитные счета имеют свои преимущества. Это прежде всего высокий процент. Но у срочных депозитных счетов есть и недостатки. Для клиентов это, прежде всего, низкая ликвидность. Для банка также существует недостаток, прежде всего это необходимость выплачивать повышенные проценты по вкладам и снижение за счет этого своей маржи.

Различают две формы срочных вкладов:

– срочный вклад с фиксированным сроком;

– срочный вклад с предварительным уведомлением об изъятии.

Само понятие срочного вклада подразумевает передачу денежных средств в полное распоряжение на определенный срок и на определенных условиях, которые определены договором. По окончанию этого срока владелец может получить свой вклад в любой момент. Сумма выплат по срочному вкладу зависит от нескольких факторов. Это срок вклада, сумма вклада и выполнения вкладчиком условий, прописанных в договоре вклада. Чем продолжительнее срок вклада и чем больше сумма вклада, тем большую сумму вознаграждения предлагают банки. Это предложение побуждает вкладчиков к самостоятельной и рациональной организации собственных средств и их размещению во вклады, а также продумыванию суммы и срока вклада. Для банка это создает хорошие условия для управления своей ликвидностью.

Депозиты с предварительным уведомлением об изъятии средств подразумевают предварительное оповещение вкладчиком банка о своем желании получить денежные средства. Процентная ставка в данном случае зависит от срока уведомления и прочих условий договора.

Если вкладчик хочет изменить сумму вклада, он в праве расторгнуть действующий договор, получить вклад и переоформить договор на новых, выгодных для него условиях. Но при снятии средств со вклада, вкладчик теряет свои проценты частично или полностью. Обычно проценты уменьшаются до размера процентов по вкладам до востребования.

При определении процентной ставки решающим фактором по срочным депозитам выступает срок размещения денежных средств. Чем он длительнее, тем выше уровень процентной ставки. Частота выплат дохода также является важным фактором, т.к. чем реже происходят выплаты, тем выше уровень процентной ставки.

Задача обеспечения ликвидности баланса банка решается с помощью привлечения срочных вкладов.

Говоря о депозитах нельзя не упомянуть о сберегательных депозитах. Они занимают промежуточное место между срочными депозитами и депозитами до востребования. Если оценивать структуру коммерческих банков, то нужно отметить важность сберегательных депозитов в этой структуре.

Можно взять за основу критерий срока и условий вкладной операции и классифицировать их следующим образом:

– срочные;

– срочные с дополнительными взносами;

– до востребования;

– на предъявителя;

– условные;

– на текущие счета и другие.

Сберегательные депозиты вносятся на счет и снимаются в полной сумме или частично. При этом клиент должен иметь при себе сберегательную книжку и паспорт. Существуют самые различные целевые вклады. Их выплата может приравниваться к началу отпусков, праздникам и др. К сберегательным депозитам относятся вклады, которые были созданы с целью накопления или сохранения уже накопленных денежных средств. Для них свойственно накопление средств целевого характера и высокий уровень дохода, хотя и ниже, чем у срочных вкладов.

Сберегательные вклады обладают достоинствами и недостатками. Если говорить о банках, то нужно отметить что с помощью сберегательных вкладов аккумулируются неиспользованные денежные средства населения, и они тем самым перерождаются в производительный капитал. Минусом для банков можно назвать выплату повышенных процентов по вкладам. К тому же такие вклады очень подвержены экономическим, политическим, психологическим факторам. А это сложно спрогнозировать или проконтролировать. То есть появляется довольно весомый процент непредсказуемости.

Анализируя данный вопрос нельзя не обратить внимание на следующий факт. Депозитная политика российских коммерческих банков начинает осваивать и подстраивать под свои особенности инструменты зарубежной практики. Таким инструментом выступает депозитный сертификат на предъявителя Депозитный сертификат — это такая ценная бумага, которая удостоверяет сумму внесённого в банк вклада юридического лица и права держателя сертификата получить по истечению срока сумму депозита и установленные в сертификате проценты. Особенности выпуска и оформления сертификатов оговорены в письме ЦБ РФ «О депозитных и сберегательных сертификатах банков» от 10.02.92 № 14-3-20 в ред. Писем ЦБ РФ от 31.08.04 № 333-У, от 29.11.2005 № 857-У. Эти правила являются едиными для всех коммерческих банков РФ. В правилах оговорен тот факт, что депозитный сертификат может быть выдан только юридическим лицам, с регистрацией на территории РФ или иного государства с государственной валютой рубль. А сберегательныйсертификат может быть выдан только физическим лицам, проживающим на территории РФ или иного государства с государственной валютой рубль.

Депозитный сертификат имеет два основных преимущества. Он участвует в биржевых играх. Следовательно, владелец такого сертификата при благоприятном исходе может получать прибыль. Также в осуществления правительством намерений о замораживании депозитов предприятий такой сертификат даст свободу в маневрах и действиях. В такой ситуации сертификат выступает альтернативой платежа денежными средствами. Владелец сертификата имеет полное право передать право требования по своему сертификату любому другому лицу.

Если обобщить материал, можно сделать следующий вывод. Рост доли депозитов в ресурсной базе снижает процентные расходы. Но излишний их рост ослабляет ликвидность банка.

Денежные суммы, полученные банками от своих вкладчиков, размещаются на текущих, депозитных и сберегательных счетах. А остатки суммируются и даются в балансе единым показателем. Как правило, при анализе структуры депозитных средств их группируют по срочности. Увеличение доли вкладов до востребования позволяет получить более высокую процентную прибыль и снизить процентные расходы. Но всегда следует помнить, что вклады – очень нестабильный финансовый инструмент. Поэтому необходимо поддерживать разумный объем вкладов, чтобы не ослабить ликвидность банка. Наиболее стабильной частью привлеченных ресурсов являются срочные депозиты. Увеличение доли срочных депозитов в ресурсной базе помогает увеличить ликвидность банка и благотворно влияет на его стабильность.

В разрезе привлеченных денежных средств депозиты выступают важным источником ресурсов. Но нельзя не упомянуть и о недостатках. Это серьезные затраты, которые несет коммерческий банк при привлечении средств во вклады. К тому же есть проблема ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельных регионов и районов. Но количество банков с каждым годом возрастает, а значит, растет конкуренция. Это вынуждает банки принимать меры по самосовершенствованию, улучшению обслуживания клиентов, рекламе и пиару и многое другое. Это позволяет перетянуть к себе клиентов, которые готовы вкладывать денежные суммы на депозитные счета.


2. Разработка и реализация депозитной политики коммерческого банка ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»

2.1 Анализ организационной структуры банка и структуры привлеченных средств ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие»

 

Прежде чем анализировать структуру банка и структуру привлеченных средств, необходимо дать краткую характеристику самого банка.

«ХМБ Открытие» — является одним из крупнейших универсальных розничных банков России.

В ноябре 2014 года была завершена реорганизация Группы «Открытие», в результате которой Банк «Открытие» и Новосибирский Муниципальный банк присоединены к Ханты-Мансийскому банку. После реорганизации вошел в число 15 крупнейших банков в России и получил название «ХМБ Открытие».

Банк функционирует под двумя брендами. В регионах, где узнаваемость бренда Ханты-Мансийский банк исторически высока, – в первую очередь, на территории ХМАО - продолжит использоваться его действующий бренд. На остальной территории России используется, привычный клиентам, бренд Банк «Открытие».

«ХМБ Открытие» входит в крупнейшую частную финансовую группу России по размеру активов – «Открытие». Банк обслуживает как физические, так и юридические лица, а также малый бизнес.

Организационная структура банка представлена на следующей схеме (приложение 2).

То есть можно сделать вывод, что в банке линейная организационная структура, у каждого подразделения есть непосредственный начальник и подчиненные, при этом все обязанности прописаны во внутренних регламентах и инструкциях.

Пpoaнaлизиpуем динaмику финсовых показателей банка Открытие за 2014-2015 годы. Для oбщeй oцeнки финaнcoвoгo cocтoяния cocтaвим упpoщeнный бaлaнc, в кoтopoм oбъeдиняют в oтдeльныe гpуппы oднopoдныe cтaтьи. Пpи пocтpoeнии упpoщeннoгo бaлaнca умeньшaeтcя чиcлo cтaтeй бaлaнca чeм пoвышaeтcя eгo нaгляднocть и oблeгчaeтcя eгo aнaлиз. Нa ocнoвe дeйcтвующeгo бaлaнca пocтpoим упpoщeнный бaлaнc (приложение 1).

Анализируя показатели актива банка можно сделать вывод, что их сумма выросла в 2015 году на 16% по сравнению с 2014 годом и составила 16 275 097 230 рублей. Рост произошел за счет увеличения кредитов и иных статей актива. Слегка снизились денежные средства – на 1,08%, и обязательные резервы на 9%, но при этом увеличились другие статьи актива. Например, увеличилась чистая ссудная задолженность на 18% до 11 978 006 945 рублей, что может говорить о взвешенной кредитной политике банка. Также увеличились чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи на 11%, а также чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения на 10,46%.

Рисунок 7. Динамика актива в 2014-2015 годах

 


Анализируя структуру активов можно сделать вывод, что наибольший удельный вес составляют кредиты физическим и юридическим лицам. Она составляет 73% от всех активов банка.

Если анализировать кредиты, то 30% приходится на кредитование юридических лиц разных секторов экономики, а 70% - это кредиты населению. При этом, их доля немного выросла в 2015 году.

 


Рисунок 8. Структура кредитов в 2014-2015 году «ХМБ Открытие»

 


Как видно из рисунка в банке растут кредиты физическим и юридическим лицам. Во многом это было связано с тем, что в компании ввели более выгодные условия кредитования, в частности упростили процедуру получения кредита для постоянных клиентов.

Далее в структуре актива значительную долю занимают чистые вложения в ценные бумаги – их доля составляет порядка 10% в 2015 году, что на 0,5% выше, чем в 2014 году. При этом основные средства и прочие активы составляют всего порядка 8% активов банка, эти активы неликвидные и не приносят прибыль. Они служат для обеспечения работоспособности банка.

Рисунок 9. Структура актива банка 2015 год

 


Проанализируем динамику пассивов банка. Согласно таблице 1 видно, что в структуре пассива произошли некоторые изменения. В течение 2014-2015 годов наблюдается рост депозитов физических лиц на 17%, а юридических на 16% в 2015 году по сравнению с 2014 годом.

Такой значительный рост привлеченных средств был связан с рядом факторов:

1. Внедрением зарплатных проектов, а также заключением прямых договоров с вузами и торговыми организациями.

2. Повышением процентов по депозитам,

3. Разработкой более гибких вкладов – пополняемых срочных депозитов с возможностью снятия без потери процента.

4. Выбором Агентства по страхованию вкладов (АСВ) банка Открытие, как банк-агента для выплаты возмещения вкладчикам банков, у которых была отозвана лицензия.

Анализ структуры и динамики пассивов приведен на рисунках 10 и 11.

 


 

Рисунок 10. Структура пассива за 2015 год, %

 

Рисунок 11. Анализ структуры и динамики пассивов

 

На основании Отчета о финансовых результатах проведем группировку доходов и расходов Банка. Структура доходов представлена в таблице 2.

 

 


Таблица 2. Структура доходов «ХМБ Открытие»

№ п/п Вид доходов Удельный вес, %
     
  Процентные доходы   40,50 41,57
  Доходы от банковских операций и других сделок   8,20 7,16
  Операционные доходы   49,14 48,38
  Прочие доходы   2,16 2,99
  Итого      

 

Согласно таблице 2 можно сделать вывод, что структуре доходов наибольший удельный вес занимают процентные доходы и операционные доходы. В период с 2014 по 2015 годы мы наблюдаем незначительные колебания процентного дохода в пределах 1%, также наблюдается рост операционных доходов за анализируемый период доля процентных доходов в общем объеме доходов.

Таблица 3. Структура расходов «ХМБ Открытие»

№ п/п Вид доходов Удельный вес, %
     
  Процентные расходы   12,55 12,19
  Расходы по банковским операциям и другим сделкам   0,09 0,14
  Операционные расходы   85,32 87,53
  Прочие доходы   0,16 0,14
  Итого      

 

Согласно таблице 3 можно сделать вывод, что в структуре расходов наибольший удельный вес занимают операционные расходы. За анализируемый период доля операционных расходов в общем объеме доходов Банка увеличилась с 85,32% в 2014г. до 87,53% в 2015г.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных