ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ эффективности выработанных предложений
Технология создания нового продукта сложный процесс, который требует разработки и реализации определенных этапов, таких как: -поисковые исследования, разработка идей нового или модернизация существующего продукта; - отбор оригинальных идей; - маркетинговые исследования; - испытание продукта в рыночных условиях и анализ результатов; - выведение продукта на рынок. При планировании продукта следует начинать с принятия решения о выпуске нового продукта или модифицированного. Первый вариант требует больших затрат, но он более эффективен с точки зрения будущего уровня прибыльности. Модификация же означает выпуск новой модели, но в основе которой лежит базовая модель. По статистике примерно 70% - модификация, 20% - небольшие инновации и 10% - значительные нововведения. Модификация и небольшие инновации производятся обычно маркетинговыми и исследовательскими отделами самого коммерческого банка. Чтобы разработать новый продукт, нужны определенные знания, ресурсы, организация работ, поэтому следует говорить о создании определенной технологии, то есть о совокупности методических приемов, объединенных в определенной последовательности и дающих в итоге наибольшую эффективность при создании банковского продукта. Применение данной технологии приносит банку существенные выгоды, такие, как: 1. Систематизация и унификация всех правил, документов и средств по разработке новых продуктов в единой технологии. 2. Снижение времени и издержек при разработке и запуске новых продуктов. 3. Повышение качества управления продуктовым рядом и его характеристик. 4. Внедрение инновационных идей в продукты. 5. Повышение удовлетворенности клиентов, как следствие - репутации банка. Предлагается технология, которая может быть применима как к разработке новых, так и к модификации существующих продуктов банка. Разработка нового банковского продукта проходит через всю корпоративную архитектуру банка сверху вниз, включая в эту деятельность большое количество отделов и управлений. Выделим основные элементы корпоративной архитектуры банка, организационные звенья и их функции, задействованные в технологии: 1. Стратегическая архитектура: - управление стратегического развития, правление банка. Постановка целей разработки новых продуктов, принятие решения о разработке и внедрении нового продукта. 2. Бизнес-архитектура: - управление маркетинга. Проведение маркетинговых исследований, разработка и реализация маркетингового обеспечения; - отделы ценообразования и финансового планирования. Разработка тарифов, расчет экономических результатов и прогнозов внедрения нового продукта; - управление бизнес-процессов и стандартизации. Разработка бизнес-процессов реализации продукта, регламентов; - управление методологии. Разработка форм документов, методик, инструкций, памяток для сотрудников; - управление персоналом. Определение и обучение исполнителей по предоставлению продукта. Разработка учебных материалов; - управление проектами и изменениями. Контроль проекта и анализ возможностей внедрения продукта. 3. Системная архитектура: - управление IT. Автоматизация бизнес-процессов реализации продукта. Перечислим пять основных блоков, необходимых для запуска нового банковского продукта: 1. Финансовое обеспечение: тарифы, финансовая модель (расчет окупаемости, экономический прогноз и т.п.). 2. Процессно-методическое обеспечение: модели бизнес-процессов, регламенты, формы документов, методики, инструкции и правила для сотрудников. 3. Системное обеспечение: программное обеспечение (разработанное/ настроенное). 4. Маркетинговое обеспечение: рекламные материалы, рекламная кампания. 5. Организационное обеспечение: учебные материалы, обученный персонал, закупленные материальные средства. Предлагаемая технология может послужить хорошим вспомогательным инструментом для решения практических задач разработки новых либо модификации существующих банковских продуктов. Важно понимать, что только системный подход в применении данной технологии, то есть без упущения каких-либо этапов и с учетом большого количества факторов и особенностей конкретного банка, может дать банку реальный, ощутимый результат. Таким образом, инновации предполагают разработку и развитие новых продуктов, процессов и услуг, часто способствующих проникновению банка на новые рынки и завоеванию новых сегментов потребителей. Управление инновациями заключается в следующем: определение возможностей новых продуктов и услуг; управление портфелем разработки и продвижения новых продуктов и услуг; разработка и продвижение новых продуктов и услуг на рынки. Разработчики продуктов и менеджеры генерируют новые идеи, расширяя возможности уже имеющихся продуктов и услуг, применяя новые технологии, а также учитывая предложения и пожелания клиентов. Как только идея нового продукта или услуги сформулирована, менеджеры должны принять решение, какой из проектов получит финансирование, какой будет оплачиваться из внутренних источников, что следует целиком поручить третьей стороне (аутсорсинг). Проектирование и разработка продукта - сердцевина процесса развития - приносят на рынок совершенно новые концепции. Процесс можно считать успешным, когда в результате получается функциональный продукт, привлекательный для целевого сегмента рынка, который можно производить с постоянным качеством и получать достойную прибыль. Конечным этапом цикла разработки и развития продукта является его представление командой проекта на рынок. Инновационный процесс конкретного проекта завершается, когда банк достигает запланированного объема продаж на установленном уровне функциональности, качества и себестоимости. В частности, для развития депозитных операций с физическими лицами можно предложить следующее (таблица 12). Таблица 12. Предложения по совершенствованию депозитных операций с физическими лицами и результаты реализации предложений[8]
В рамках описанного подхода предлагается внедрить новые виды вкладов: «Состоятельный» - это вид вклада для VIP-клиентов, с минимальной сумой от 900000 рублей, с возможностью пополнения и снятия части суммы без потери процента. Также допускается снятие всей суммы без потери процента в случае обращения за месяц до снятия с заявкой. Также для данного вида вклада предусматривается дополнительный набор услуг – такой как интернет банкинг, а также консультирование по телефону и личная поддержка сотрудником банка по телефону. Вклад «БУМ» – это вид вклада на срок от года с возможностью снятия определенного лимита без потери процента, также при этом вкладе предполагается выдача пластиковой карты, а также кредитной карты с неким лимитом и сроком беспроцентного пользования 60 дней. Данные меры разработаны, чтобы клиент не забирал средства из банка, но мог использовать кредитные ресурсы банка. Рассмотрим эффективность внедрения нового продукта в банковскую деятельность. Чистая прибыль была рассчитана до того, как был внедрен новый продукт, исходя из прогнозных данных.
Таблица 13. Эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию депозитной политики «ХМБ Открытие» (ПАО)[9]
Как видно из приведенных расчетов чистая прибыль может увеличится на 20% после того, как новые продукты будут внедрены. Положительных эффект от предложенных мероприятий будет за счет привлечения новых клиентов и открытия новых счетов. Как результат будет увеличен денежный поток и будет увеличиваться прибыль. Проанализируем возможности улучшения системы ценообразования «ХМБ Открытие» (ПАО). Анализируя ценообразование в банке можно выделить следующие группы депозитных услуг: - Любые виды привлечения финансовых ресурсов и возможность их размещения на финансовых рынках; - Любые виды банковских услуг по открытию и обслуживанию счетов. Первые виды услуг формируют доходы и расходы по процентам и процентную маржу. Эти банковские продукты объединяются по единому принципу формирования цены – справедливая ставка, которая определяется исходя и базовой ставки ЦБ + плата за риск + банковская маржа. С увеличением ставки ЦБ проценты были повышены, как по кредитам, так и по депозитам. После того, как ЦБ стал постепенно снижать ставку, стоимость депозитов начала постепенно снижаться. Однако, по новым продуктам есть смысл пока держать ставку повыше. А потом снижать постепенно. Из второй группы банковских продуктов формируются комиссионные доходы банка. Цены на эти продукты устанавливаются в виде тарифов за услуги (операции) в различных единицах измерения, а их уровень в определяющей степени зависит от операционных расходов банка. Рисунок 14. Трансфертное ценообразование: «субсидирование» одних депозитных услуг за счет других в «ХМБ Открытие» (ПАО)[10]
Мы рассматриваем два подхода к ценообразованию на банковские услуги по открытию и обслуживанию транзакционных счетов: 1) тарифы должны возмещать стоимость данных услуг, а также расходы по процентам; 2) тарифы должны компенсировать стоимость данных услуг, но процентные могут возмещаться казначейством за счет процентных доходов от их размещения в кредитных подразделениях «ХМБ Открытие» (ПАО) или на внешних финансовых рынках (через механизм трансфертных цен на ресурсы банка). При использовании первого варианта банк будет проигрывать конкуренцию, потому что его ставки могут быть чуть выше. Либо банк будет нести дополнительные расходы. При втором варианте возможно увеличение конкурентного потенциала тарифов при ограничении возможностей снижения процентных ставок при кредитовании клиентов. В настоящее время более оптимальным является вариант, когда ставки не такие высокие. Потому что конкуренция за клиента идет по цене и по услугам. И если услуги примерно одинаковые у всех групп банков, то именно по цене можно стать более конкурентным. Тем не менее при обоих вариантах спорным является возможности оптимизации тарифов и комиссий, а также процентов по депозитам. В частности: - установление зависимости размера комиссий от количества или объема транзакций, от срочности выполнения или от времени проведения операций в течение операционного дня; - установление зависимости процентной ставки от размера фактического среднего или среднего неснижаемого остатка в течение месяца, его дифференциация по размерам остатков; - установление зависимости размера комиссий или процентной ставки от других условий (местоположение клиента, комплекс потребляемых банковских услуг, теснота связей клиента с банком и пр.); - установление взаимной зависимости размера комиссий и процентных ставок. Теперь рассмотрим специфику трансфертного ценообразования в «ХМБ Открытие» (ПАО). Трансфертная цена ресурсов определяет направления движения средств в банке и способствует оптимальному переливу ресурсов между подразделениями, становясь инструментом управления ликвидностью в коммерческом банке. Одновременно с перераспределением ресурсов между подразделениями «ХМБ Открытие» (ПАО) происходит перераспределение финансовых рисков посредством разделения коммерческой и финансовой маржи банка. В частности, разделяются кредитные риски размещающего подразделения и фундаментальные риски (процентный и риск ликвидности), контролируемые казначейством. Таким образом, трансфертное ценообразование является элементом системы управления банковскими рискам. Реализация ресурсов по трансфертным ценам позволяет разделить маржинальный доход между центром-покупателем и центром-продавцом ресурсов и определить оптимальный объем перераспределяемого ресурса и объем предложения банковского продукта или услуги, поэтому внутренняя цена ресурсов служит основой для внешнего ценообразования на банковские продукты и услуги. Таким образом, специфика трансфертного ценообразования состоит в том, что, являясь элементом финансового планирования в «ХМБ Открытие» (ПАО), трансфертное ценообразование позволяет разделять риски банка, способствует управлению банковской ликвидностью, обеспечивает оптимальное распределение капитала между подразделениями банка и служит инструментом анализа дохода и затрат подразделений «ХМБ Открытие» (ПАО). Для эффективного управления «ХМБ Открытие» (ПАО) необходимо создать в банке управленческую систему, которая способна планировать деятельность филиалов, способствовать реализации планов, анализировать и оценивать прибыльность деятельности подразделений, а также управлять прибыльностью банка на уровне самостоятельных структурных подразделений. Управление прибыльностью банка на уровне структурных подразделений банка называют управлением по центрам ответственности. Основой для внедрения данной системы в «ХМБ Открытие» (ПАО) служит трансфертное ценообразование на внутренние финансовые ресурсы. Для организации системы управления по центрам ответственности в банке реализуют следующую последовательность этапов: -на базе организационно-функциональной структуры банка разрабатывается система центров ответственности, определяется финансовая структура и состав центров финансового учета; -определяются порядок разнесения затрат по центрам ответственности и схема распределения доходов между подразделениями; -определяется методология трансфертного ценообразования, которая будет использоваться в банке; -обеспечиваются оценка и анализ результатов деятельности структурных подразделений. Внедрение системы управления по центрам ответственности обеспечивает повышение эффективности работы структурных подразделений «ХМБ Открытие» (ПАО) и контроля за их деятельностью. С учетом выделенных ранее критериев и внутреннего исследования особенностей функционирования структурных подразделений, с позиции их влияния на отдельные аспекты формирования и использования финансовых ресурсов, в «ХМБ Открытие» (ПАО) выделяют три базисных центра ответственности: банк розничных операций, банк оптовых операций и казначейский банк. Применительно к многофилиальному банку в качестве розничного банка предлагаем рассматривать управление сетью филиалов; в качестве оптового банка - головное отделение банка, реализующее крупные проекты и операции на финансовых рынках; и также казначейство, осуществляющее перераспределение средств между подразделениями и привлекающее ресурсы на внешних финансовых рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных экономических условиях из-за появления негативных внешнеполитических рисков и падения цен на углеводороды в нашей стране усиливается инфляция и падает покупательная способность рубля. В такой ситуации перед гражданами особенно остро стоит проблема если не увеличения, то по меньшей мере сохранения имеющихся сбережений. Как показал текущий анализ, на депозитную политику оказывают влияние различные факторы внешней среды. Одним из важнейших факторов является экономическая ситуация в стране. Волатильность валютных курсов, резкий рост ставки ЦБ, снижение доходов населения, резкое падение цен на нефть привело к снижению количества депозитов. Это связано с тем, что, во-первых, население не доверяет банкам и настороженно относится к ним из-за общей нестабильности. Во-вторых, из-за снижения реальных доходов сократился уровень сбережений. В-третьих, из-за волатильности валютных курсов население предпочитало быстрее потратить средства, а не вложить их в банка. В связи с текущей экономической ситуацией стало меняться законодательство в области регулирования банковской деятельности, в частности, стали меняться нормативы ЦБ по капиталу и резервам банков, что также оказывает влияние на депозитную политику банков, стимулируя их разрабатывать среднесрочные планы по развитию и привлечению вкладчиков, корректировать цели и задачи депозитной политики. В результате увеличилась конкуренция за клиента, что повлияло на депозитную политику банков, заставив их приспосабливаться к новым условиям. В частности, многие банки увеличили проценты по депозитам, чтобы населению было выгодно вкладывать свои средства в банки. Также многие банки пошли на разработку более удобных для клиентов инвестиционных продуктов. Например, были внедрены срочные депозиты с возможностью снятия без потери процентов, или сберегательные срочные депозиты пополняемые. Покупка валютной пары доллар/евро не является безрисковым способом для сохранения своих накоплений, поскольку в случае стабилизации курса рубля можно потерять часть сбережений в связи с удешевлением валюты, которой было отдано предпочтение. Поэтому наиболее оптимальным с точки зрения сохранения накоплений и защиты их от инфляционных процессов является использование банковских рублевых депозитов - так называемых консервативных финансовых инструментов с фиксированной доходностью. Открытый и регулярно пополняемый банковский депозит позволит помимо прочего еще и обосновать в случае необходимости упущенную выгоду в виде неполученных процентов по депозиту при невозможности возместить в нем причитающиеся вам денежные средства (например, в виде выкупной стоимости акций, страхового возмещения за утраченное имущество и т.д.) Внешние негативные факторы побуждают банки более эффективно работать и повышать уровень обслуживания клиентов. Также внешняя среда побуждает оптимизировать работу депозитного отдела, ускоряя процедуру обслуживания клиентов, увеличивая пропускную способность конкретного подразделения банка. В частности, повышение уровня обслуживания происходит за счет внедрения компьютерных технологий, внедрения более удобных терминалов, возможности подключать нужные услуги по интернету или по телефону, получать консультации онлайн. В сложившейся ситуации банкам следует направить свои усилия на привлечение клиентов и разработку мер депозитной политики, которая должна быть скоординированной и выверенной. Для этого следует прописать элементы депозитной политики во внутренних регламентах банка, и согласовать их со всеми департаментами банка. Для эффективного банка необходимо создать в банке управленческую систему, которая способна планировать деятельность филиалов, способствовать реализации планов, анализировать и оценивать прибыльность деятельности подразделений, а также управлять прибыльностью банка на уровне самостоятельных структурных подразделений. Управление прибыльностью банка на уровне структурных подразделений банка называют управлением по центрам ответственности. Основой для внедрения данной системы в банке служит трансфертное ценообразование на внутренние финансовые ресурсы. Для организации системы управления по центрам ответственности в банке реализуют следующую последовательность этапов: -на базе организационно-функциональной структуры банка разрабатывается система центров ответственности, определяется финансовая структура и состав центров финансового учета; -определяются порядок разнесения затрат по центрам ответственности и схема распределения доходов между подразделениями; -определяется методология трансфертного ценообразования, которая будет использоваться в банке; -обеспечиваются оценка и анализ результатов деятельности структурных подразделений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». 2. Положение Банка России от 10.02.2003 N 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций». 3. Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». 4. Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. N 139-И «Об обязательных нормативах банков». 5. Указание Банка России от 23.12.2008 N 2156-У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». 6. Письмо Банка России от 10.02.1992 N 14-3-20 (ред. от 29.11.2000) Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций». 7. «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций»: Письмо Банка России от 16.12.1998г. №363-Т. 8. Федеральный Закон № 177-ФЗ от 23.12.2003г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» 9. Банковское дело: учебник/под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой, 5-е издание переработанное и дополненное, Москва, “Финансы и Статистика”, 2008. - 478с. 10. Банковское дело: учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2011. 11. Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. [и др.]; «Банковское дело»: учебник под ред. О.И. Лаврушина. – 11-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 800с.. 12. Лаврушин О.И. Банк и банковские операции: учебник/ коллектив авторов. М.: КНОРУС, 2012. 13. Банковский менеджмент: учебник/ под ред. Лаврушина О.И. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС,2009г – 302с. 14. Банковские операции/ под ред. Ю.И. Коробова. - М., 2007. -446 с. 15. Банковские операции: учебник/под ред. А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева, Москва, 2009. - 284с. 16. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2011, 450 с. 17. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. /Под ред. Г.Н. Белоглазовой - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с. 18. Депозитная политика банка: модели, инструменты, основные элементы. Панасенко А.А., Гаджиев П.Я. Издательство Этносоциум, 2015г., 282с. 19. Дедегкаев В.Е. Банковский маркетинг – один из главных механизмов развития предпринимательской деятельности банков // Проблемы экономики. – М., 2010. - № 2. 20. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление / М.: Эксмо, 2008. – 512 с. – (3-е изд., перераб. и доп.). 21. Чехлатова Е.А. Содержание депозитной политики коммерческого банка // Вестник магистратуры 2015, №1 (28). 22. Журнал «Молодой ученый» 2015, №19 (78) // Понятие и классификация депозитов банка. 23. Журнал «Проблемы учетов и финансов» 2015, №2 (14) / Комаревцева Л.В., Гладышева Е.А. // Проблемы формирования депозитной политики в современных условиях. 24. Шаихов А.Е. Депозитная политика коммерческих банков в системе управления банковскими рисками. 25. Некрасова С.Г., Меркулова Н.С. Особенности реализации депозитной политики коммерческого банка в современных условиях. 26. Центральный Банк Российской Федерации - http://cbr.ru 27. Информационный портал BANKI.RU - http://www.banki.ru/ 28. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» - http://www.raexpert.ru/ 29. ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» - http://www.khmbo.khmb.ru/ 30. Ассоциация российских банков - http://arb.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Баланс «ХМБ Открытие»
Приложение 2
Организационная структура банка «ХМБ Открытие»
[1] Деньги. Кредит. Банки: Учебник. /Под ред. Г.Н. Белоглазовой - М.: Высшее образование, 2010. - 392 с. [2] Банковские операции/ под ред. Ю.И. Коробова. - М., 2011. -446 с. [3] Банковские операции: Учебник/под ред. А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева, Москва, 2010. - 284с. [4] Банковские операции: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2012. -384с.
[5] Банковские операции: Учебник/под ред. А.В. Печникова, О.М. Маркова, Е.Б. Стародубцева, Москва, 2009. - 284с.
[6] Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2011, 450 с. [7] Банковский менеджмент: учебник/ под Лаврушина О.И. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС,2010г –стр.302 [8] Составлено автором [9] Составлено автором [10] Составлено автором Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|