Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Визуализация оппонента.




До сих пор вы представляли себя и свою игру. В этом упражнение нужно будет представить, как себя ведет противник. Какие у него движения, сказать себе, что мои движения лучше, чем у моего соперника, и представить, как будет вестись борьба против оппонентов.

С целью преодоления различных объективных и субъективных трудностей, возникающих у спортсменов в состоянии тревожности, часто экстремальных условиях деятельности и в процессе действия физических и психических нагрузок при занятиях фигурным катанием возникает необходимость решения задач психологического сопровождения и подготовки спортсменов. Такая подготовка должна базироваться, прежде всего, на принципе постепенного снятия состояния тревожности.

Во многих случаях снятие напряженности может быть осуществлено за счет замещающей деятельности. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжаются через двигательные акты, другие через речь.

В качестве первого способа разрядки может использоваться разминка. При апатии она может привести спортсмена в состояние боевой готовности, при чрезмерном возбуждении успокоить. Однако при очень резко выраженных предстартовых реакциях разминка еще больше увеличивает возбуждение. Следовательно, необходимо учитывать исходный фон и подбирать к нему нагрузку при разминке. При регулировании сильного психического возбуждения следует, по-видимому, обеспечить «золотую середину», так как слишком слабый разряд оставляет большое по силе возбуждение, а слишком сильный разряд способствует возникновению еще более сильного возбуждения, то есть самовозбуждения.

Регулирующий эффект разминки определяется качеством и видом используемых для нее упражнений: чем больше разминка похожа на упражнения предстоящего соревнования, тем больше она увеличивает предстартовое возбуждение. Предварительная же работа, отличающаяся по характеру от предстоящей деятельности, уменьшает возбуждение спортсмена. Показана целесообразность комплексного применения разминки и методов аутогенной тренировки для снятия у спортсменов возникшей напряженности.

Ю. Г. Коджаспиров предлагает оптимизировать эмоциональное предстартовое состояние спортсменов с помощью музыкального воздействия. Он выделяет три вида музыки в зависимости от ее функционального предназначения: отвлекающая, расслабляющая и мобилизующая. Задача отвлекающей музыки состоит в переключении внимания спортсмена с тяжелых и тревожных предстартовых переживаний на приятные и нейтральные мысли. При подборе музыкального материала предварительно определяются музыкальные вкусы данного спортсмена. Задача расслабляющей музыки заключается в дальнейшем понижении тревожности с помощью музыкальной стимуляции мышечного расслабления. Используется лирическая музыка с нежной, как бы льющейся мелодией, способствующей непроизвольному расслаблению нервно-мышечной системы. Звучание музыки должно быть негромким, без резких перепадов громкости звука. Можно использовать природные звуки шелест листвы деревьев, пение птиц, плеск морских волн и т. п. Сеанс длится 20 минут, после чего делается часовой перерыв. Затем наступает третий этап с использованием мобилизующей музыки. Ее задачей является повышение соревновательной готовности спортсмена. Эта музыка помогает спортсмену приобрести уверенность в себе. Продолжительность сеанса 20-25 минут. По характеру эта музыка бодрые марши, спортивные или военные песни.

Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регуляции психических состояний спортсменов.

В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за тоже число шагов (4, 6, 8). После выдоха - задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3, 4 шага) или несколько короче в случае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяется самочувствием. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 шагов и более, а в связи с этим может возрастать и задержка дыхания.

Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы.

Злоупотреблять этими упражнениями не следует. Положительный эффект возрастает по мере упражняемости, а на первых этапах он может быть незначительным.

Выше уже говорилось, что причиной психического напряжения спортсмена могут быть сложность стоящей перед ним задачи и его неуверенность в возможности ее решения (достижения поставленной перед ним цели). В этом случае целесообразно снизить требования к спортсмену. Если же спортсмен сам ставит перед собой трудные цели, имеет высокий уровень притязаний задача осложняется. Снизить уровень притязаний спортсмена можно лишь путем убеждения, но это чревато неприятными последствиями, демобилизацией и уходом спортсмена от борьбы. Поэтому лучше изменить направление мыслей спортсмена со спортивного результата и представления о спортивной борьбе на точное, технически правильное выполнение упражнения, на тактически грамотное ведение поединка. Нужно заставить спортсмена думать не столько о результатах, сколько о способах их достижения. Кроме того, необходимо исключить угрозу наказания спорсмена за неудачное выступление.

Воздействие тренера в ситуации психического напряжения в значительной мере зависит от внушаемости спортсмена, то есть его веры даже в те доводы, которые высказываются тренером в неаргументированной форме. В этом случае спортсмен ориентируется не столько на содержание воздействия, его анализ и осмысление, сколько на форму воздействия и его источник, на то лицо, которое дает указания или советы.

При предсоревновательном нервно-эмоциональном напряжении внушаемость возрастает, что связано, очевидно, с увеличением тревожности и неуверенности спортсменов в исходе поединков.

Использование метода десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Сначала составляется перечень ситуаций и людей, которые вызывают у спортсмена состояние тревоги даже в незначительной степени. Затем этот перечень ранжируется в последовательности от факторов, вызывающих значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу.

После этого спортсмену предъявляются сначала ситуации, вызывающие незначительную тревогу. После адаптации к ним переходят к факторам, вызывающим средний уровень тревоги. Далее переходят на более высокий уровень, и так до тех пор, пока спортсмен не адаптируется ко всем стрессогенным для него факторам.

Моделирование соревновательных условий. Чтобы помочь спортсменам снизить соревновательную тревожность, целесообразно на тренировках моделировать некоторые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренеру можно неожиданно для спортсмена провести тренировку в незнакомом спортивном зале, пригласить на тренировку родителей или друзей спортсменов, болельщиков соперников, чтобы те освистывали воспитанников тренера, и т. д. Конечно, эти методы нужно применять осторожно и после каждой такой тренировки объяснять спортсменам их смысл.

В настоящее время самым распространенным методом снятия состояния тревожности является модифицированный вариант аутогенной тренировки в сочетании с методом «средовой адаптации», позволяющий оптимизировать адаптационные возможности спортсменов на основе регуляции психоэмоционального состояния.

Предложенный вариант такой аутогенной тренировки может быть условно разделен на 3 этапа подготовительный, адаптационный и заключительный.

Наиболее важным разделом работы на подготовительном этапе является обучение спортсменов аутогенной тренировки (успокаивающий вариант). В начале отрабатываются приемы вызывания покоя (релаксации) во всем теле, тепла в правой руке по общепринятым методикам. При этом подчеркиваются важность тренировки сосредоточения внимания на решаемой задаче, зависимость результатов от самого занимающегося, психофизиологическая объективность вызванных состояний.

Необходимо обучить спортсменов вызывать у себя чувство силы, хорошего мышечного тонуса во всем теле. Такое упражнение в аутогенной тренировке является третьим по счету (первое вызывание покоя, отдыха во всем теле; второе вызывание чувства тепла). Предлагаем следующие формулировки (по Л.П..Яцкову):

«Я ощущаю вслед за отдыхом прилив силы. Я чувствую приятный здоровый мышечный тонус. Мышцы в состоянии приятной готовности к работе, деятельности. Силу, приятный мышечный тонус я вызываю легко, свободно. Мышечную силу, приятный здоровый тонус я чувствую во всем теле. Я с каждым вдохом вдыхаю новую мышечную силу, мышечный заряд. Во всем теле я чувствую здоровье, силу, энергию. Силу, здоровый мышечный тонус во всем теле я вызываю легко, свободно. Мои мышцы, мое тело готово к длительной работе, к различной деятельности. Я чувствую себя легко, свободно».

Упражнения подготовительного этапа отрабатываются за 2 - 3 недели занятий. Как показали наблюдения, на протяжении занятий у всех занимающихся повышаются настроение, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию, интерес к аутогенной тренировке, что создает благоприятный психологический базис для перехода ко второму этапу.

Второй этап («этап средовой адаптации») является наиболее ответственным. Желательно, чтобы он совпадал с началом отработки, практических навыков. Целью его является формирование устойчивой психологической и физической адаптации к среде в условиях тренировок как в его групповом, так и индивидуальном вариантах.

На втором этапе обосновывается важность принципа повторности, который является одним из основных положений вообще любой тренировки. Все планируемые у спортсмена качества могут быть сформированы только при неоднократных и регулярных повторениях определенных упражнений. Большое значение имеет также принцип постепенности, который лежит в основе развития функциональных возможностей организма в условиях повышенных нагрузок.

Важным разделом подготовки является выработка у спортсменов, занимающихся фигурным катанием, правильных и последовательных реакций при возникновении «тревожных» ситуаций (неполадки с коньками, костюмом, травма, вынужденный быстрый переход с одной группы упражнений на другую и др.). С учетом вышеизложенного и должна проводиться аутогенная тренировка на втором этапе. Для решения ее задач предлагаются следующие формулировки:

«Я совершенно спокоен в этой новой для меня окружающей среде. Во всем теле сохраняются сила, энергия, здоровье. Окружающая среда для меня интересна, желаема и приятна. Движения мои уверенные, спокойные, свободные. Все мои мышцы в приятном здоровом тонусе. Дыхание мое во время тренировки свободное, спокойное, ритмичное. Я легко и свободно, по своему желанию изменяю виды упражнений и частоту дыхания. Я чувствую силу, здоровье, энергию во всем теле, спокойствие. Все мои движения спокойные, правильные, целесообразные, навыки и приемы точные, отработанные, я в них уверен. Я спокоен, чувствую силу, энергию во всем теле, окружающая среда интересна. В самой неожиданно возникшей ситуации я совершенно спокоен, действия мои отработаны, последовательны, технически обоснованы и правильны, я в них уверен.

На втором этапе продолжается также отработка трех приемов подготовительного периода с тем отличием, что время для их тренировки сокращается. В начале второго этапа аутогенная тренировка проводится чаще в полной эмоциональной готовности, что в определенной мере приближает ее к предстоящим «средовым» условиям. В дальнейшем основные положения (и особенно второго этапа) должны отрабатываться в течение тренировочных занятий. По продолжительности второй период совпадает с периодом, необходимым для подготовки спортсмена-тяжелоатлета.

Третий (заключительный) этап аутогенной тренировки ставит своей целью дальнейшее закрепление полученных результатов как в технической, так и в психологической подготовке спортсменов с учетом накопленного ими определенного опыта и характерологических особенностей занимающихся. На данном этапе спортсменам разъясняется важность систематических и регулярных занятий аутогенной тренировкой. При этом особенно подчеркивается тот факт, что при перерывах в занятиях все выработанные ранее навыки, приемы, не подкрепляясь, ослабевают и исчезают. На третьем этапе спортсмены используют приемы аутотренинга уже во время занятий спортом и выступлении на соревнованиях, что позволяет им увеличить свои возможности по достижению успехов и снижению тревожности. Сразу же после очередных тренировок или выступления на соревнованиях вызывается чувство покоя-отдыха; это предупреждает нарастание чувства тревоги, способствует активным восстановительным процессам в организме. Очень ценным на этом этапе являются обмен опытом и обсуждение занимающимися достигнутых результатов.

В период отработки практических навыков у спортсменов, занимающихся аутогенной тренировкой, не отмечается внезапных ориентировочных рефлексов, какие могут быть у спортсменов, не проходивших такой подготовки. Окружающая среда воспринимается ими как ожидаемая и интересная для исследования, они более успешно осуществляют контроль над состоянием своего организма и точно соблюдают технические правила и требования. С помощью аутогенной тренировки у спортсменов-тяжелоатлетов формируется такое ценное качество, как самодисциплина, они полностью осознают, что «спортивная подготовка не терпит спешки, суеты и незнания». В отчетах занимающихся отмечается удовлетворение от занятий аутогенной тренировкой, что также является немаловажным для оценки ее значимости.

Применение аутогенной тренировки при подготовке спортсменов-фигуристов является целесообразным и необходимым. В подготовке спортсменов должен принимать активное участие не только технических инструктор, но и специалист, психолог, хорошо знающий вопросы психической саморегуляции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных