Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение как обмен информацией. Говоря об информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными представлениями




Говоря об информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это можно рассматривать как информацию, то тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным (в данном случае мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы). Это обусловлено тем, что в условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

В психологии выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую. Побудительная информация проявляется в форме приказа, убеждения, совета или просьбы. Она призвана вызвать какое-то действие. Побудительная информация предполагает: 1)активизацию (когда слушающий начинает действовать в определенном направлении); 2) интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности); 3) дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности). Иногда одна и та же информация вызывает разное к ней отношение. Например, учитель сообщает, что до окончания контрольной работы осталось 5 минут: для детей, которые хорошо учатся, это является сигналом дописывать быстрее (активизация); для тех кто разговаривал, ожидая возможность списать, - прекращение беседы (интердикция); а те кто совсем ничего не знал, понимает, что уже все равно ничего не успеет и откладывает ручку в сторону (дестабилизация).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно может способствовать этому, например, в различных образовательных системах.

В.Н. Куницына выделяет несколько так называемых аксиом межличностной коммуникации:

Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной. Обычно люди обдумывают свое поведение (речь, манеры), особенно в ситуациях небытовых. Однако часто мы действуем необдуманно, о чем можем впоследствии сожалеть: другой человек может услышать тихо сделанное нами замечание; мы можем выйти из себя; не подумать о том, как будет воспринята наша реплика.

Любое сообщение имеет содержательное и экспрессивное (т.е. выразительное) измерение. Содержательный аспект — та информация,которая передается в сообщении. Например, содержанием фразы «Закройте дверь» является ожидание вполне определенного действия. Экспрессивный аспект — способы выражения и сообщения информации, отражающие характер отношений между коммуникаторами. Та же самая фраза может быть произнесена по-разному: как команда, мольба, предложение и т.д. Избранный способ выражения содержит сообщение о том, какими видят партнеры свои взаимоотношения: доброжелательными или враждебными; равными в социальном отношении или один из них находится в прямой зависимости от другого; чувствуют себя спокойно и комфортно или переживают состояние тревоги и волнения и т.д. В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание.

Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте, рамки которого очерчивают правила поведения и возможную интерпретацию происходящего. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, объем, освещенность физического пространства, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Наша интерпретация чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекстом, в рамках которого мы воспринимаем эти слова или действия.

Коммуникация необратима. Иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или поступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером могут что-то исправить, извинения — смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно.

В ситуации встречи не вступать в коммуникацию невозможно. Стремление прекратить общение — тоже сообщение. Психологи даже выделяют несколько стратегий ухода от общения. Среди них:

а) прямая демонстрация нежелания общаться;

б) стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партнеров неохотно поддакивает или со всем соглашается;

в) дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров обесценивает собственное сообщение, противоречит самому себе, изменяет тему разговора;

г) приемлемое для собеседника, не обижающее его указание причин, по которым в данный момент общение нежелательно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных