Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Структура общения как социально-психологического феномена




Вопросы:

1. Основные характеристики коммуникативного процесса в общении. Виды обратной связи в общении.

2. Понятие о невербальном общении…

3. Структура и типы взаимодействия. Основные характеристики социально-психологических стратегий взаимодействия между людьми

4. Особенности конфликтного и кооперативного взаимодействия.

5. Эффекты, феномены механизмы понимания человека человеком.

6. Особенности формирования первого впечатления.

7. Роль социальных эталонов и стереотип в понимании других людей.

8. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996. - Гл.6.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Теории диадического взаимодействия / Социальная психология. Хрестоматия. - М., 1999. - С.126-136.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988. - С.8-55.

4. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / Социальная психология. Хрестоматия. - М., 1999. - С.116-126.

5. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской. - М., 1999. - Гл. 14,16.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. - С.210-256.

7. Майерс Д. Социальная психология. - С-Петербург, 1997. - ч.1. - С. 100-115.

8. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - С.-Петербург, 1999. - С. 179-199.


Проектное задание к модулю «Психология общения»

Проанализируйте построение общения на уроке. Укажите сильные и слабые стороны.

Взаимоотношение со школьниками налаживается значительно быстрее, если в начале разговора педагог высказывает положения, разделяемые ребятами, даже если они не совсем связаны с основным материалом или неверны.

Начинать разговор лучше негромко, без патетики. Тогда в дальнейшем возможно усилить экспрессивное звучание речи. Если же начать разговор на повышенных тонах, в дальнейшем говорить тише, добиться рабочей обстановки в аудитории не удастся.

Использовав оригинальное вступление, преподаватель стремиться продолжить разговор в том же духе. Далее должно быть больше ярких фактов, примеров, сравнений. Хорошо аргументированный пример способствует эффективности словесного воздействия. С помощью фактов легче убедить школьников, у которых недостаточно развито абстрактное мышление. Но… тут годятся не любые факты, а только те которые близки возрастным интересам и знаниям учащихся и поэтому активно воздействуют на их эмоции.

Факты, которые могут вызвать наибольший интерес, целесообразно излагать в начале разговора: они позволяют быстрее установить деловой контакт со слушателем. Убеждая, приводя факты, иллюстрации, следует также помнить, что они – база, подспорье, средство привлечения внимания к главному и ни в коем случае не самоцель.

Факты ничем не заменимы, поэтому разговор со школьниками становится значительно эффективнее, когда педагог пробуждает у них положительные чувства – надежду, гордость, раскаяние в проступке. С целью воздействия на эмоции детей нужно подбирать яркие иллюстрации. Умело аргументированные, они снимают возможное сопротивление психики убеждаемого, способствуют эффективности словесного воздействия.

Логика выступления требует чёткой, продуманной структуры изложения материала учителем. Готовясь к разговору со школьниками, целесообразно составить план. Он составляется с расчётом, чтобы материал каждого пункта мог быть изложен за 5-7 минут и представляет собой цепочку посылок и следствий. В нём каждое последующее положение вытекает из предыдущего.

Структура изложения материала в основной части разговора может быть разной. Если решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется, такой порядок подачи материала называется антикульминационным, если в середине – пирамидальным. Если вывод делается в конце разговора - кульминационным. Каждая из этих структур построения речи применяется в определённой ситуации.

В тех случаях, когда учитель не установил со школьниками добрых отношений, не успел заинтересовать их темой разговора или по какой-либо причине они не настроены серьезно слушать, целесообразно использовать антикульминационную подачу материала: неожиданный вывод и следующие за ним убедительные аргументы пробудят интерес к уроку. Если ученики утомлены предыдущими занятиями, а учебный день данным уроком не кончается, следует прибегнуть к пирамидальному построению речи, чтобы постепенно включить их в работу, иначе контакт с подопечными будет нарушен. В этом случае материал делается интересным, а рассказ усложняется к середине изложения. Затем школьников следует успокоить, плавно снижая нагрузку, уменьшая сложность материала, яркость аргументов.

Задания для самостоятельной работы студентов к модулю
«Психология общения»

Задание 1. Опишите механизм идентификации и ее функции во внутригрупповом общении (разграничьте понятие идентификации с сопряженными понятиями: эмпатия, подражание, рефлексия).

Задание 2. С помощью следующего теста оцените свою коммуникабельность, взгляните на себя "со стороны", узнайте достаточно ли вы общительны, корректны в отношениях со своими коллегами, сотрудниками, членами семьи.

Задание 3. Понятие "коммуникативные умения" предполагает также умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы собеседника. Проверьте свое умение слушать другого.

Задание 4. С помощью опросника трансактного анализа общения определите свой стиль взаимодействия с другими. Согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего "Я": состояние "Родителя", "Взрослого" или "Ребенка". Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных