Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методология и методы социальной психологии




Методология — это система принципов (основопо­лагающих идей), способов, правил организации регу­ляции и построения теоретической и практической де­ятельности человека, а также умение об этой системе.

Методология выполняет две основные функций: во-пер­вых она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации; во-вторых, в ее рамках вырабатываются рекоменда­ции и правила — те нормы, которыми следует руковод­ствоваться в своей деятельности. Методология вопло­щается в организации и регуляции всех видов челове­ческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и других.

Методология науки устанавливает границы, в рам­ках которых познавательная деятельность сохраняет научный характер, отличающий ее от обыденных пред­ставлений, религиозного опыта и других альтернатив­ных форм познания.

Применительно к науке вообще и социальной пси­хологии в частности различают: общую методологию» специально-научную методологию и методологию как совокупность конкретных методических приемов ис­следования.

Общая методология — общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Данный уровень обеспечивает наиболее правильное точное представление о наиболее общих законах развития действительности. В качестве общей методологии могут выступать различные философские системы.

Специально-научная методология или методология конкретной науки позволяет формулировать внутри научные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию функционирования тех явлений, которые исследуются данной наукой. Специальная методология социальной психологии адаптирует общефилософские принципы применительно к нуждам социально-психологических исследований.

Частная методология представляет собой совокупность методов. способов, приемов, методик, техник исследования тех явлений, которые составляют предмет и объект анализа данной науки. применение любых методик исследования надо рассматривать в контексте общей и специальной методологии, так как разработка различных методик обусловлена определенными философскими и теоретическими направлениями.

Существует ряд классификаций методов социальной психологии. Согласно наиболее общей из них весь набор методов можно разделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

К первой группе –методам исследования относятся: методы сбора и обработки полученной информации. К методам сбора информации относят: наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, тесты, эксперимент.

Для наблюдения характерна довольно высокая степень субъективности, в частности, на интерпретацию результатов могут влиять ожидания наблюдателя. Для уменьшения субъективности метод наблюдения дополняется использованием других методов.

Метод изучения документов. При помощи этого: метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Основная проблема: сходна с проблемой метода наблюдения, заключается в высокой субъективности метода. Субъективность обусловлена тем, что интерпретацию документов производит исследователь, человек со своими, только ему присущими психологическими особенностями. Наиболее продуктивным данный метод становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.

Контент-анализ — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других не лей информации. Для этого, соответственно, целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, например психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений. Затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителе информации. Использование контент — анализа позволяет повысить объективность метода изучения документов.

Анкетирование — опрос, проводимый с целью выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентации, личностных черт опрашиваемого, анкетный опрос может быть устный (интервью) и письменный, собственно анкетирование. Анкетирование осу­ществляется с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основ­ной задачей исследования. Основное требование к ан­кете — возможность получения с ее помощью именно той информации, которая требуется по гипотезе, а так­же максимальная надежность информации.

Интервью — способ получения социально-психологи­ческой информации с помощью устного опроса. Разли­чают два вида интервью: свободное, не регламентиро­ванное темой и формой беседы; стандартизированное, по форме близкое к анкете.

Тест (от англ. test — проверка, опыт) — система за­даний, позволяющих измерить уровень развития опре­деленного психологического качества личности. Тесты не являются специфическим методом социальной пси­хологии, применяются и в других ее отраслях. В соци­альной психологии чаще всего используются личност­ные тесты или групповые. Наиболее широкое распрос­транение среди групповых тестов получил социомет­рический тест. Данный тест позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусно — ролевые отношения в группе.

Причина, по которой использование тестов в соци­ально-психологическом исследовании может быть ог­раниченным, заключается, в специфике предмета со­циальной психологии — группе. Поведение человека в группе отличается от поведения вне ее. По этой причи­не результаты тестов, полученные при индивидуаль­ном тестировании, не могут служить сами по себе на­дежным основанием дляпрогнозирования поведения человека в группе.

Эксперимент — один из основных методов социаль­ной психологии. Основное достоинство эксперимента — в том, что можно специально моделировать ситуацию исследования и влиять на условия ее протекания (проследить зависимость психических процессов, явлений от изменения внешних условий). Основная масса эмпирических фактов получена с помощью эксперимента. По своим разновидностям эксперимент делится лабораторный и естественный. В случае проведения лабораторного эксперимента действия испытуемых определяются инструкцией, а условия специально моделируются.

Исследовательская обстановка может быть причиной скованности испытуемого, тревоги, боязни оценки, стремления соответствовать ожиданиям экспериментатора. Выше перечисленные факторы могут вести к несоответствию поведения человека в реальной жизненной ситуации и поведению в ситуации лабораторного эксперимента. Другим недостатком является не возможность полного моделирования реальных жизненных ситуаций.

Стратегия проведения естественного эксперимента (разработана русским врачом и психологом А.Ф. Лазурским (1874—1917). Естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых. При этом они не знают, что участвуют эксперименте. Естественный эксперимент является промежуточным между наблюдением и лабораторным экспериментом. Психолог может влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности испытуемых. Общим требованием, предъявляемым, естественного и лабораторного эксперимента, является наличие контрольной и экспериментальной групп, чтобы было возможным сравнение полученных данных.

По другому основанию можно выделить констати­рующий, формирующий и контрольный эксперимент.

К методам обработки полученной информации от­носятся: факторный и корреляционный анализ, мето­ды моделирования, техники компьютерной обработ­ки полученных данных и другие.

Примером методов воздействия является социаль­но-психологический тренинг. Данный метод основан на активных приемах групповой работы и позволяет ре­шать достаточно широкий круг задач: повышение ком­петентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уве­ренного поведения и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных