ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Nbsp; Пояснительная запискаЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия педагогического образования Кафедра организационной и прикладной психологии Социально-психологические аспекты образовательного процесса: Для бакалавров Учебно-методическое пособие РОСТОВ-НА-ДОНУ ББК Ю 984 О - 75 Печатается по решению кафедры организационной Составители: доктор философских наук, доцент Е.Е. Рогова; кандидат психологических наук, доцент С.В. Жолудева; кандидат психологических наук, доцент И.А. Панкратова; кандидат психологических наук, старший преподаватель М.В. Науменко; кандидат психологических наук, старший преподаватель Н.Е. Скрынник.
Под общей ред. д.п.н., профессора Е.И.Рогова.
Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Г.Е. Филатова; кандидат психологических наук, доцент И.И. Юматова.
Учебно-методическое пособие представляет собой комплексное изложение курса «Социальная психология». В учебно-методическом комплексе рассмотрены методологические проблемы социальной психологии, история становления социальной психологии как науки, феноменология и структура общения, социально-психологические особенности личности, психологические характеристики группы и организации. Пособие содержит планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, задания для самостоятельной работы по курсу «Социальная психология», а также рекомендации по их выполнению. Рекомендуется в помощь студентам при изучении учебного курса «Социальная психология».
© Е.Е. Рогова, С.В. Жолудева, И.А. Панкратова, Н.Е. Скрынник, М.В. Науменко., 2014 nbsp; Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие представляет собой системное изложение курса «Социальная психология» с учетом теоретических и методологических традиций и новейших достижений социально-психологической науки и практики. Цель курса «Социальная психология» - формирование у студентов целостной системы знаний о социальной психологии как науке. Задачи курса: 1. Ознакомить студентов с историей развития социально-психологических знаний. 2. Познакомить с основными отечественными и зарубежными теоретическими подходами к исследованию социально-психологических феноменов. 3. Осветитьосновные составляющие структуры общения. 4. Раскрыть особенности больших и малых групп в социальной психологии. 5. Продемонстрировать социально-психологические механизмы социализации личности и формирования социальных установок. Учебная дисциплина направлена на развитие у студентов следующих профессиональных компетенций: теоретических – ориентация в основных разделах современной социальной психологии; методических –выделение предметных областей использования основных методов социальной психологии; практических – ознакомление и способность использовать отдельные технологии социально-психологической работы для решения конкретных практических задач. Требования к уровню освоения содержания курса: Освоив курс «Социальная психология», студенты должны ориентироваться в основных разделах современной социальной психологии. Знать понятийный аппарат, основные проблемы и задачи социальной психологии. Владеть системой знаний об особенностях общения, о характеристиках групп, о закономерностях социального развития личности. Уметь самостоятельно организовать и провести исследование по элементарным проблемам социальной психологии. Иметь навыки применения социально-психологических методов для решения практических проблем. Учебный материал построен на модульной основе и представлен следующими модулями: «Введение в изучение учебной дисциплины», «Психология общения», «Социальная психология личности», «Социальная психология групп», «Психология организации». Содержание модулей включает в себя основные термины, учебно-тематические планы лекционных и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, темы рефератов или докладов, тесты рубежного контроля, список рекомендуемой литературы. Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается применением следующих технологий: объяснительно-иллюстративные (лекции-презентации); проблемные поисковые (проблемные лекции, мозговой штурм,); дискуссионные (семинары-дискуссии); самостоятельная работа (поиск литературы по заданной теме, составление диаграмм, схем, таблиц, написание рефератов, подбор методик по заданной проблематике). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. «Введение в изучение учебной дисциплины» Комплексная цель модуля 1 «Введение в изучение учебной дисциплины» – формирование у студентов целостного представления о социальной психологии, как науки путём ознакомления с её предметной областью, методологическим пространством и историей развития. Основные термины модуля «Введение в изучение учебной дисциплины»: Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Методология – система принципов, способов, правил организации, регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека. Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с цель изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскание смысла этих явлений. Объекты социальной психологии – носители социально-психологических явлений. Опросники – группы психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Предмет социальной психологии – закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социально-психологический тренинг – основной метод влияния, применяемый в социальной психологии, основанный на активных приёмах групповой работы. Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Феномен – понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, которое постигается при помощи чувств. Эксперимент – метод исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Изучение модуля «Введение в изучение учебной дисциплины» обеспечивается применением следующих технологий: 1. Проблемные лекции. 2. Самостоятельный поиск литературы по заданной теме. 3. Применение технических устройств (лекции-презентации). 4.Написание рефератов. 5. Творческая работа в малых группах. Модуль «Введение в изучение учебной дисциплины» направлен на развитие следующих профессиональных компетенций: теоретические – ориентация в предметной области социальной психологии и развитии социально-психологических знаний на различных этапах становления данной науки. методические – ознакомление с методологической основой пространства социальной психологии. практические – формирование способности к применению отдельных социально-психологических методик на практике с целью получения научно обоснованных социально-психологических данных. Учебно-тематический план лекционных занятий модуля «Введение в изучение учебной дисциплины» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|