Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Nbsp;   Пояснительная записка




ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогического образования

Кафедра организационной и прикладной психологии

Социально-психологические аспекты образовательного процесса:

Для бакалавров

Учебно-методическое пособие

РОСТОВ-НА-ДОНУ


ББК Ю 984

О - 75

Печатается по решению кафедры организационной
и прикладной психологии ЮФУ

Составители:

доктор философских наук, доцент Е.Е. Рогова;

кандидат психологических наук, доцент С.В. Жолудева;

кандидат психологических наук, доцент И.А. Панкратова;

кандидат психологических наук, старший преподаватель

М.В. Науменко;

кандидат психологических наук, старший преподаватель Н.Е. Скрынник.

 

Под общей ред. д.п.н., профессора Е.И.Рогова.

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент Г.Е. Филатова;

кандидат психологических наук, доцент И.И. Юматова.

 

О - 75 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: для бакалавров Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: 2014. - 184 с.

 

Учебно-методическое пособие представляет собой комплексное изложение курса «Социальная психология». В учебно-методическом комплексе рассмотрены методологические проблемы социальной психологии, история становления социальной психологии как науки, феноменология и структура общения, социально-психологические особенности личности, психологические характеристики группы и организации.

Пособие содержит планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, задания для самостоятельной работы по курсу «Социальная психология», а также рекомендации по их выполнению.

Рекомендуется в помощь студентам при изучении учебного курса «Социальная психология».

 

© Е.Е. Рогова, С.В. Жолудева,

И.А. Панкратова, Н.Е. Скрынник, М.В. Науменко., 2014

nbsp; Пояснительная записка

 


Учебно-методическое пособие представляет собой системное изложение курса «Социальная психология» с учетом теоретических и методологических традиций и новейших достижений социально-психологической науки и практики.

Цель курса «Социальная психология» - формирование у студентов целостной системы знаний о социальной психологии как науке.

Задачи курса:

1. Ознакомить студентов с историей развития социально-психологических знаний.

2. Познакомить с основными отечественными и зарубежными теоретическими подходами к исследованию социально-психологических феноменов.

3. Осветитьосновные составляющие структуры общения.

4. Раскрыть особенности больших и малых групп в социальной психологии.

5. Продемонстрировать социально-психологические механизмы социализации личности и формирования социальных установок.

Учебная дисциплина направлена на развитие у студентов следующих профессиональных компетенций: теоретическихориентация в основных разделах современной социальной психологии; методических –выделение предметных областей использования основных методов социальной психологии; практических – ознакомление и способность использовать отдельные технологии социально-психологической работы для решения конкретных практических задач.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Освоив курс «Социальная психология», студенты должны ориентироваться в основных разделах современной социальной психологии.

Знать понятийный аппарат, основные проблемы и задачи социальной психологии.

Владеть системой знаний об особенностях общения, о характеристиках групп, о закономерностях социального развития личности.

Уметь самостоятельно организовать и провести исследование по элементарным проблемам социальной психологии.

Иметь навыки применения социально-психологических методов для решения практических проблем.

Учебный материал построен на модульной основе и представлен следующими модулями: «Введение в изучение учебной дисциплины», «Психология общения», «Социальная психология личности», «Социальная психология групп», «Психология организации». Содержание модулей включает в себя основные термины, учебно-тематические планы лекционных и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, темы рефератов или докладов, тесты рубежного контроля, список рекомендуемой литературы.

Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается применением следующих технологий: объяснительно-иллюстративные (лекции-презентации); проблемные поисковые (проблемные лекции, мозговой штурм,); дискуссионные (семинары-дискуссии); самостоятельная работа (поиск литературы по заданной теме, составление диаграмм, схем, таблиц, написание рефератов, подбор методик по заданной проблематике).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  Тема занятия   Количество часов
Всего Лекции Семинар. занятия срс
Модуль 1. Введение изучение учебной дисциплины        
1. Социальная психология как наука        
2. История становления социальной психологии как науки        
Модуль 2. Психология общения        
3. Феноменология общения        
4. Структура общения как социально-психологического феномена        
Модуль 3. Социальная психология личности        
  Понятие «личности» в социальной психологии        
  Развитие и социализация личности        
Модуль 4. Социальная психология групп        
  Понятие группы в социальной психологии        
  Социальная психология больших и малых групп        
Модуль 5. Психология организации        
9. Организационное консультирование        
  Организационный конфликт        
ИТОГО:        
Форма итогового контроля - зачет

 

Модуль 1. «Введение в изучение учебной дисциплины»

Комплексная цель модуля 1 «Введение в изучение учебной дисциплины» – формирование у студентов целостного представления о социальной психологии, как науки путём ознакомления с её предметной областью, методологическим пространством и историей развития.

Основные термины модуля «Введение в изучение учебной дисциплины»:

Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Методология – система принципов, способов, правил организации, регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека.

Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с цель изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскание смысла этих явлений.

Объекты социальной психологии – носители социально-психологических явлений.

Опросники – группы психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений.

Предмет социальной психологии – закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Социально-психологический тренинг – основной метод влияния, применяемый в социальной психологии, основанный на активных приёмах групповой работы.

Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Феномен – понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, которое постигается при помощи чувств.

Эксперимент – метод исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Изучение модуля «Введение в изучение учебной дисциплины» обеспечивается применением следующих технологий:

1. Проблемные лекции.

2. Самостоятельный поиск литературы по заданной теме.

3. Применение технических устройств (лекции-презентации).

4.Написание рефератов.

5. Творческая работа в малых группах.

Модуль «Введение в изучение учебной дисциплины» направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:

теоретические – ориентация в предметной области социальной психологии и развитии социально-психологических знаний на различных этапах становления данной науки.

методические – ознакомление с методологической основой пространства социальной психологии.

практическиеформирование способности к применению отдельных социально-психологических методик на практике с целью получения научно обоснованных социально-психологических данных.

Учебно-тематический план лекционных занятий модуля «Введение в изучение учебной дисциплины»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных