ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
35 страница. Еще один параграф. «Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут являть усиление действия энергии этого центраЕще один параграф. «Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут являть усиление действия энергии этого центра. Частичное воздействие энергии дает силу центру проявиться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающее сознание. Правильно указать на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центра дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает как неминуемое следствие раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение дает частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии»[285]. Очень мало тех, кто понимают, что высшее достижение не в психизме, не в астральных видениях, но в духовном синтезе, в развитии своих способностей, что достигается добросовестным исполнением своего долга, или, как бы сказали Восточники, дхармы. Деятельное и, по мере сил, совершенное исполнение своей земной задачи обусловит истинный прогресс внутреннего человека. Как говорит Кришна в «Бхагавад Гите»: «Человек достигнет совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг)». Нападение черных сил типично, и особенно сильны и опасны они для всех упражняющихся в механическом развитии, нужна большая сила духа, чтобы противостоять им. Лучшее средство для рассеивания всех этих сущностей – это молниеносное сердечное объединение с Учителем[286].
Е.И.Рерих – Ф.С.Баруну 7 мая 1939 г. Уважаемый Друг, спасибо за присланный Указатель к книгам Учения. Как только найду свободную минуту, приступлю к просмотру его. Сейчас мне приходится восстанавливать порядок в корреспонденции, запущенной из-за моего длительного недомогания. Потому отвечаю лишь на волнующие Вас вопросы. Конечно, Учение Живой Этики упоминает, и с большою любовью, Христа, и Вы, составляя Указатель, должны были бы это заметить. Говоря об Иерархии Света, книги Учения имеют в виду ту Иерархию или ту Лестницу Иакова, которая упоминается в Библии. И в этой Иерархии занимает должное ему место Христос. Также в «Тайной Доктрине», которую Вы читали, встречаются многократные указания и ссылки на Небесную Иерархию, и эта Иерархия вполне отвечает христианской Иерархии Ангельских Чинов. Охватывая все мировые религии, «Тайная Доктрина» дает этой Иерархии Имена, отвечающие наречию каждого народа. Истина едина, и первоосновы ее были преподаны Великими Провозвестниками разным народам в разные века. Но будучи единой в основах, Истина в многогранности и глубинах своих – БЕСПРЕДЕЛЬНА. Потому различные грани этого Алмаза беспредельного Знания даются человечеству по мере раскрытия его высших способностей или повышения общего уровня познания. Упомянутые Вами подвижники всем сердцем воспринимали Иерархию Небесную и понимали ее как Силы Света, блюдущие и охраняющие судьбы человечества. Достаточно почитать их жизнеописания, чтобы убедиться в этом. Откуда же поклонение Ангельским Чинам и Матери Божьей и всем святым Угодникам? Разве сама церковь не учит почитать и взывать о помощи и руководстве к этим Светочам? Божья Матерь часто называется ими Заступницей и Скорой Помощницей, разве это не указывает на ее участие в судьбах человечества? Так и Сергий Радонежский особенно почитал Матерь Божью и в силу этого удостоился Видения Ее. Сколько деятелей были наставляемы видениями этих Подвижников! Можно ли после этого утверждать, что Угодники не знали о Иерархии Светлых Сил?! Но неужели различие в наименовании может уже менять для Вас весь смысл того или иного явления? Но даже в обычной жизни мы заменяем устарелые понятия новыми определительными, более отвечающими нашему времени и расширенному сознанию. Неужели наименование «Братья Человечества» хуже по смыслу названия «Подвижники» или «Угодники»? Библейская Лестница Иакова, библейские Элохимы хорошо были известны Апостолам и еврейскому народу и не нуждались в постоянном упоминании. Задача Апостолов была утвердить новое Провозвестие Христа, вернее, новое очищение и освещение Христом древнейших Заветов, все тех же основ единой Истины, которая была дана человечеству Носителями Света от самого зарождения его для облегчения следования по Пути восхождения, или эволюции. Неужели же мы будем так высокомерны[287], что не признаем над собою Иерархию великих Подвижников всех веков и всех народов? Неужели же мы будем так самоуверенны[288], что снизим Их до себя? Почему же некоторые духовные наставники советуют своим духовным чадам обращаться с сердечною молитвою к тому или другому отошедшему Святителю? Может быть, кого-то смущает определение Иерархии как Мировое Правительство, да еще тайное? Но как же иначе назвать незримое великое Попечение, Водительство и Помощь посылаемые, не впадая в церковную терминологию? Как назовете и объясните Вы многократные и засвидетельствованные появления Подвижников после смены Ими земной оболочки своим последователям с целью предупреждения об опасности или полезного совета? Вспомните хотя бы появления Сергия Радонежского во время осады Троицко-Сергиевой Лавры. Можно привести бесчисленные проявления Великого Водительста этого светлого Воинства Иерархии во все века и среди всех народов. Потому возрадуйтесь сердцем, ибо, истинно, Светлая Иерархия является Отцами и Братьями всего человечества. Пусть сердце Ваше не смущается новыми наименованиями древнейших понятий. Новым поколениям ближе новые определительные. Бог в его величественном понятии Непознаваемого, Несказуемого, Невидимого, Нерушимого и Беспредельного – Един, и мы можем постигать проявления Его лишь в божественной энергии, ярче всего выявляющейся в ближайшей к нам Иерархии Света, которая тоже беспредельна в степенях своих. Вдумайтесь глубже в понятие Беспредельности, пусть сердце Ваше раскроется для вмещения осознания величия и бесконечного познания тайн мироздания. При расширении познания некоторые старые определительные становятся ограничивающими и не отвечают новым нахождениям человеческого духа или разума. Теперь о церкви. Я хорошо помню и воспринимаю сердцем речение Христа: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (от Иоанна 4:24). Где утверждал Христос церковь в таком виде, как она сложилась в последующие века? Ни Один из Великих Провозвестников никогда не слагал и не утверждал догм и статутов церковных. Догмы и храмы воздвигались последователями. Забота каждого Спасителя – в очищении и утверждении духа человеческого. Для чего преподавались не обряды, но пример личного высокого жизненного подвига. Никакие обряды, никакие догмы не преобразят душу, отягощенную невежеством и пороками. Лишь горячее устремление к Свету, к действенному добру и служению человечеству приближает нас к Лестнице Иакова. Теперь о том, что Христос обращался лишь к Отцу Своему. Что же тут удивительного, что Высочайший Сын Божий обращался к Источнику всего сущего? Но и Он появлялся своим ученикам на горе Фавор, имея около себя Моисея и Илью пророка. И не Он ли говорил ученикам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17 и от Луки 19:17[289]). Очень полезно ознакомиться с многочисленными трудами западных ученых, основанными на подлинниках первых веков христианства, чтобы понять, сколько неточностей могло вкрасться в наш перевод Евангелий и какое количество ценнейших речений не было включено. В те времена существовало множество апокрифов и Евангелий, из которых отцы церкви (по свидетельству их же современников) канонизировали те, которые были ближе их уровню сознания. Так и до сих пор существуют прекрасные апокрифы, которые не вошли в исправленные и канонизированные Евангелия. Западные ученые продолжают находить древнейшие тексты речений Христа, записанные в греческих и коптских манускриптах. Между прочим, очень советую Вам прочесть книгу профессора барона М.А.Таубе «Аграфа о незаписанных в Евангелии изречениях Христа», изданную в Варшаве Синодальной типографией. Евангелие от Иоанна, согласно некоторым исследователям, считается даже наиболее поздним из четырех, ибо в нем чувствуется влияние гностиков. Другие опровергают это и считают его древнейшим. Но основу речения: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» – можно найти и в греческой философии, оно полно оккультного значения. Понятие «Слово» тождественно вибрации или Свету. И все сущее в мире есть проявление бесчисленных и разнообразных вибраций. Сам человек представляет собою целый мир вибраций или света. Среди ессеян, несомненно, были и гностики того времени. И Христос мог преподать любимому ученику метафизическую сторону своего Учения. «Я и Отец одно» – великая истина. Разве естество Отца не передается Сыну? Как наверху, так и внизу. Как в высоком духовном смысле, так и в земном. Божественная искра находится в каждом человеке, и от человека зависит, чтобы она разгорелась ярко, чтобы он мог услышать голос ее. Когда дух пробуждается в человеке, то именно высшая божественная сущность говорит в нем. Истинно, Иеровдохновение нисходит на него и он может выражать Высшую Волю Светлой Иерархии. Если Вы прочтете Евангелия внимательно и без привычной школьной указки, то увидите, что Христос неоднократно утверждал о божеском сыновстве всех людей. Не Он ли говорил – «Отец Ваш и Отец Мой» и указывал на древние писания, утверждавшие, что все «люди – боги». Эту истину о божественном происхождении человека приносили и все Предшественники Христа, и она запечатлена в писаниях и заветах всех народов. Также нет противоречия в утверждении Христом своего человеческого естества (от Марка 10:18). Он был человеком в самом высоком смысле этого слова. Ведь лишь через человеческую эволюцию можно достичь понимания Божественной Природы всего сущего и стать теми, кого Христос называл: «Вы – боги». «Человек создан по образу и подобию Божьему» – так учит нас Библия и все прочие древние Писания. Между прочим, некоторые замечательные католические Подвижники и Подвижницы утверждают в своих писаниях, что им дано было знать о человеческом естестве Христа. Христос в своих видениях им особенно настаивал на своем человеческом происхождении. Так и Англиканская Церковь уже отказалась от догмы беспорочного зачатия. Копию с постановления Комиссии по рассмотрению догм и согласованию их с научными данными, опубликованного в нашей местной газете, я в свое время переслала Евгению Александровичу. Марк 2:5–11. Евреи верили, что болезни являются следствиями содеянных людьми грехов. Потому Христос знал, что, утвердив прощение грехов, Он тем самым пробудит дух в расслабленном и тем поможет его духовному преображению и телесному исцелению. Вы знаете, что все исцеления возможны, лишь когда болящий воспрянет духом или уверует в целителя, иначе говоря, если он настолько поднимет вибрации своей сердечной энергии, что она сможет воспринять магнетический поток, идущий от целителя. В этом смысле нужно понять речение, что «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Именно, Он знал сердцем, знал ясновидением, когда кто может преобразить свою ауру для восприятия высшей Благодати. В Евангелиях неоднократно указано, как Христос не мог совершить чуда в некоторых местностях по причине неверия их обитателей. Марк 10:45. «Христос пришел открыть сердца многих». Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы забыто. Именно, Великий Учитель захотел запечатлеть свой подвиг настолько сильно в сознании людей, чтобы Учение Его прошло в века. Ведь и сейчас люди помнят лишь тех подвижников и тех светоносителей, которые были преследуемы и замучены ими. Мир все еще требует жертв. Искупление следует понять в том смысле, что услышавшие Его Учение и применившие его в жизни, преобразят свой нравственный лик и тем окажутся на стороне Света. Так распятие и смерть нужны были человечеству только в силу вопиющего невежества и кровожадности его. Иоанн 12:31. «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет...» Христос знал судьбу мира, уготовленную самим человечеством, знал близость суда мира; знал, что наша пятая раса испытает этот Суд в виде грандиозного катаклизма, всегда сопровождающего конец одной расы и нарождение другой, так же как исчезновение многих старых земель и появление новых. Истинно, сказано: «Творю Новое Небо и Новую Землю, и старые уже не вспомнятся». При новом положении земного шара и небосклон изменится, и станут видны созвездия. Римлянам 5:28. «Умер за нас». Именно, Он принес нам Свет и запечатлел свой Завет смертью. Можно было бы сказать – умер из-за нас и за нас. Этою жертвою Он показал, что можно любить человечество больше, чем себя. И этот Завет, запечатленный великими страданиями, внедрился в сознании человечества больше, нежели годы проповеднической деятельности. Римлянам 4:2. «Предан за грехи наши... для оправдания нашего». Смысл все тот же. Он жертва невежества нашего, но, показав нам Путь Света, Путь Спасения, он дал нам возможность именно оправдаться или очиститься от всякой скверны, последовав Его примеру и Учению, и тем приблизиться к Воинству Света. Лука 2:11 и Иоанн 10:9 и 14:6. Конечно, Христос есть Путь Истины, есть в полном смысле Спаситель. Также и Предшественники Его среди других народов во все века назывались Путем и Спасителями. Все Они, указывая Путь праведный, Путь эволюции Духа, спасают человечество от ужаса и мрака невежества. Все Великие Учителя приходили, чтобы ускорить эволюцию человека. Сравните их Заветы и увидите, насколько они тождественны. Установление Таинств. Принятием крещения водою от Иоанна Предтечи Христос выказал ему свое почитание и духовную солидарность. Но нигде в Евангелиях не указано, что Христос совершал этот обряд над своими апостолами и учениками. Крещение водою было установлено уже после ухода Христа с земного плана. Но Христос дал своим ученикам крещение ОГНЕННОЕ, т.е. очищение и огненное преображение внутреннего существа. Огненное крещение совершается над нами после того, как дух наш закалится в жизненных испытаниях и тяжких страданиях и обретет овладение своими страстями. Крещение водою – символ очищения, но какой смысл в крещении младенцев, которые не могут понять значение этого символа?! Также верно, что в большинстве люди нуждаются в символах и обрядах для лучшего памятования событий, имеющих особое и решающее значение для всего человечества. Потому Христос мог установить памятование последнего дня Его земного общения с учениками. Конечно, речения Христа, приведенные у Иоанна, полны глубокого значения, и каждый истинный последователь Христа воспринимает их сердцем, понимая их духовный смысл. Конечно, не верующий в Христа, то есть в Его Учение, ибо невозможно верить в Христа и не исполнять Его заветов, не может воспрянуть духом. Учение Христа – Истина, и потому как может отрицающий Истину прозреть? Также и Деяния и Послания Апостольские следует читать духом. Помнить нужно, что Апостолы были земными людьми и, как видно это из Евангелий, – людьми несовершенными. Вспомним хотя бы все распри между Петром и Павлом. Возможно ли нечто подобное среди совершенных учителей, какими их старается показать церковь? Много прекрасного в этих Писаниях, но есть и от самости. Не внесена ли была эта самость позднейшими поправками и добавлениями? Ведь оригинал этих Писаний еще не известен. Кто знает, может быть, когда-то и он будет найден и тогда явится возможность сравнения, как уже возможно стало сравнение некоторых евангельских речений с более древними греческими и коптскими переводами их, а также и с некоторыми сохранившимися текстами на первоначальном арамейском языке. Так, не всем принятым церковным авторитетам можно безусловно доверять. Все они были людьми, а история церковных соборов, особенно их постановлений, наглядно показывает, среди участников соборов было немало весьма невежественных лиц. В указанном мною труде «Аграфа» имеются еще правдивые строки: «Не трудно видеть, что Учение Христа, будучи слишком определенно и резко выражено, должно было очень рано оказаться весьма "неудобным" для "средних" последователей Христа Спасителя, о которых так образно сокрушался уже Апостол Иоанн Богослов: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откровение III: 15–16). Для таких "тепло-хладных" христиан, – а таких, вероятно, было весьма много уже и в послеапостольский период, – радикальное и даже прямо революционное учение, о котором идет теперь речь, это истинное ядро моральной части учения Христова, подходило уже очень мало, и реальная жизнь окруженного язычниками христианского общества неудержимо влекла его к ряду компромиссов с этим языческим миром. Таким образом, истинное ядро учения, этот "гнозис" христианский, очень скоро оказался высоким и недосягаемым для жизни того (как и нашего) времени и все более и более превращался только в известный светоч, маяк, идеал, к которому рекомендовалось стремиться христианам... увы, без особой надежды на практическое осуществление его в жизни. А идеал этот был действительно настолько высок, что даже частичное, бесконечно малое его осуществление в последующие века принесло миру все-таки неисчислимые благодеяния. Указанное слишком сильное расхождение между абсолютной и всепроникающей моралью Христовой и повседневной христианско-языческой жизнью и способствовало, вероятно, удалению или, вернее, недопущению целого ряда несомненных изречений Христа Спасителя в письменные канонические о Нем "воспоминания" (Евангелия). Слава Богу, что они все-таки сохранены нам преданием! Сколько таких недопущений могло вкрасться и в другие писания! Мораль Спасителя и Апостолов прямо-таки отменяется для государственно-общественных и государственно-международных отношений, и мы хорошо знаем, к какому – смело можно сказать, возмутительному – противоречию с прямым и ясным смыслом учения Христова пришла эта (к сожалению, освященная Церковью) эволюция на практике... "Мораль компромисса" заставляет забывать многие и многие стороны учения Христова, и, конечно, неудивительно, что в эту же тяжелую эпоху перелома – внешнего торжества, но внутреннего ОБМИРЩЕНИЯ христианства – также затериваются (просто материально, физически) и драгоценнейшие тексты из эпохи раннего детства или молодости христианства, в том числе, именно, и наши "внеевангельские изречения". Благодаря случайным счастливым находкам, [только] лишь благодаря кропотливым изысканиям западноевропейских ученых удалось их возвратить для научного изучения. В самом деле, не стыдно ли для христианского общества, что такие первостепенной важности памятники древней христианской письменности, как 5 книг собрания Логий Христовых, первоначальное арамейское Евангелие Апостола Матфея, катехизический сборник – "Учение Двенадцати Апостолов" I-го века или древнейшие иудео-христианские псалмы (тоже 1-го века), оказались либо совершенно затерянными, либо полузабытыми до самого конца XIX века?!» Между прочим, в прибавление к тексту Евангелия от Матфея 7: 21–23 в «Секунда Клементис» приведено: «Ибо даже если бы вы были собраны со Мною на лоне Моем, а заповедей Моих не исполняли, то Я отвергну вас и скажу вам: Отойдите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы, делатели беззакония». Так лоно, или, как поясняют, Церковь, еще не есть безусловный авторитет. Лишь понимающий и исполняющий Завет Христов может быть судьей. Также и я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев. Вероятно, по этой причине он был так жестоко оклеветан и преследуем ими при своей земной жизни. Но все же он не обладал не только широким образованием, но, как мы видим по некоторым речениям его, и редчайшим даром синтетического познания. Непростительно, что наши духовные наставники не допускают существования других Провозвестников Божественного Откровения, кроме Христа. Но Сам Христос указывал, что многие язычники, как называли тогда всех инаковерующих, будут ближе к царствию небесному, нежели говорящий ему: «Господи! Господи! Не от Твоего ли Имени мы пророчествовали?..» И указанное мною выше изречение из «Секунда Клементис». Точно такое же речение имеется и в Заветах Будды. Теперь о Толстом. Вы правы, что отход от Христа грозит тяжкими последствиями. Христос и Его Великие Собратья являются выразителями Объединенного Духа и Единого Пути Света. Потому каждый отступающий от Пути Света ввергается в бездну мрака. Это должно быть усвоено твердо, и потому приходится неустанно повторять эту Истину. Знаю, как многие осуждают Толстого, не дав себе труда ознакомиться основательно со всеми его трудами. Осуждающие его за отход от Христа думают, что отход от церковного Христа уже означает отрицание Христа. Но именно поиски Христа Живого, а не безжизненного идола, каким Он представлен сейчас церковью, было благородною целью жизни Толстого. И он нашел Его. Но семейный разлад, вызвавший его бегство из дома, нельзя толковать как тяжкое последствие его отхода от церкви. Не Сам ли Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф. 13:57). Эта истина особенно ярко проявляется и в наше время. Очень советую Вам прочесть труды Валентина Булгакова о Толстом, среди них имеется и книжечка, дающая описание тяжкой домашней жизни Толстого. Но особенно хорош его труд «Толстой-моралист», изданный в Праге. В нем прекрасно очерчена духовная эволюция этой большой души. Булгаков состоял многие годы личным секретарем Толстого и находился при нем до самой последний искры его земной жизни. Описана у него и самая смерть Толстого. Семья Толстого разделилась на два лагеря, и между ними шла жестокая борьба за овладение исключительным правом издания всех сочинений Толстого. Конечно, материальные соображения с одной стороны и чисто эгоистические с другой играли в этой борьбе первенствующую роль. Сам Толстой и его устремления при этом не принимались в расчет борющимися сторонами. Он так устал от всех этих интриг и распрей, происходивших вокруг него, что после очередного разлада с семьей и даже с дочерью Александрой решил бежать из дома. Этот уход вовсе не был вызван каким-то желанием покаяния, но просто он жаждал душевного и физического покоя. Из книги Булгакова вы увидите, что он понимал Христа Живого. Хотя и трудно из-за времени и длины письма, но все же приведу Вам символ веры Толстого. «Я верю, что благо возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять учение Христа. Я верю, что исполнение этого учения возможно, легко и радостно. Я верю, что и до сих пор, пока учение это не исполняется, что, если бы даже я один был среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это учение, как ничего нельзя делать тому, кто в горящем доме нашел дверь спасения. Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и что только жизнь по учению Христа дает мне в этом мире то благо, которое предназначил мне Отец Жизни. Я верю, что учение это дает благо всему человечеству, спасает меня от неизбежной погибели и дает мне здесь наибольшее благо, а потому я не могу не исполнять его (Гл. XII)». Судите сами, справедливо ли после этого говорить об отходе Толстого от Христа? Но дело в том, что обвиняющие Толстого в антихристианстве сами или не читали его трудов, или же не могли понять внутреннего мира этой большой души, жаждавшей идти Путем Света и нашедшей его в Пути Христа Живого, или же сами были истинными антихристианами, следуя ОБМИРЩЕННОМУ Учению Христову. Так пусть не клевещут на человека большего духовного прозрения. Вспоминается мне один любопытный эпизод, имевший место в наших местах. Местный почтмейстер-индус попросил одолжить ему на прочтение Евангелие. Через некоторое время он вернул книгу со словами: «В этом прекрасном Учении я не нашел и следов современного христианства». Между прочим, В.Булгаков пишет, что Толстой был знаком с учением Теософии и очень воспринимал его, любил беседовать с посещавшими его теософами. Итак, не только семейный разлад есть участь большого духа, но он подвергается и самым тяжким нападкам со стороны сил темных, которые так опасаются, что Новый Свет может лишить их привычного их самости уюта и, главное, урезать их значительные доходы. Потому судите сердцем, судите расширенным сознанием. Помнить надо, что клевета следует за большим человеком, как пыль за всадником. Не могут малые умы охватить горизонт, доступный расширенному сознанию, – отсюда и зависть и злоба их. Толстой – веха на пути человеческой эволюции. Так поклонимся и почтим и этого мученика. Если бы вы знали, как его чтут на западе и особенно на востоке, где люди не загипнотизированы страхом вечного проклятия и наказания, где они могут свободно обсуждать и писать свои исследования по религиозным вопросам. Так в «Аграфа» барона Таубе есть и такие грустные для нас, русских, строки: «В русской богословской литературе едва ли не один только покойный профессор Петроградской Духовной Академии А.П.Лопухин специально заинтересовался указанной темой Аграфа. Но что значит его маленькая, вышедшая 40 лет тому назад (в 1898 г.) и посвященная, главным образом, тогдашним открытиям брошюра в 30 страничек, среди целой библиотеки ценных и самостоятельных, удивительных по эрудиции, глубоких и тонких по научной критике работ английских и германских, французских и американских ученых о внеевангельских изречениях Христа Спасителя? По горькому замечанию великого поэта, мы все еще "ленивы и нелюбопытны" – даже в отношении к тому, что "едино есть на потребу" и что у наших близких и дальних соседей возбуждает самый живой, подчас даже пламенный интерес, заставляя некоторых ученых посвящать, в буквальном смысла слова, всю свою жизнь затронутому вопросу». Не наша ли лень и нелюбопытство, нежелание мыслить самостоятельно и привели нас к крушению? Сознание пробуждающихся масс опередило водителей, закостеневших в своей духовной неподвижности? Также ради восстановления истины должна сказать, что приведенные Вами заключительные строки о Толстом в кавычках не отвечают действительности. Автор этих строк был кем-то введен в нарочитое заблуждение. Так как остается еще страница с четвертью, то включу еще страницу, написанную мною одному корреспонденту. «Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы распятия Христа, как это понимается некоторыми недоросшими сознаниями. Смысл ее в том, что Христос, желая показать силу Духа над физическою плотью, принял чашу и запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им, – "Нет большей любви той, как если кто положит душу за други своя". В "Агни Йоге" сказано: "Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний Знак Завета"[290]. Так, если пример и подвиг Христа зажег пламя в сердцах наших и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал и принятая Им чаша именно запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. "Вера без дел мертва есть". Все Великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо снова и снова Они указывают нам Путь Света, но помочь и охранить нас Они могут лишь поскольку мы сами принимаем заботы Их о нас. Весь Космос зиждится на законе взаимодействий или взаимоотношений, и там, где нет ответа, там нет и следствия. Так и Христос не мог совершать чудес там, где не было веры в Него, не было устремления духа навстречу Его целебному лучу. Таинство Великой Жертвы и таинство причащения крови имеет начало в древнейших мистериях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, наполненная гранатным соком (символизировавшим кровь), приняв ее, он выливал содержимое на все четыре стороны в знак своей готовности принести душу и тело на служение Миру, пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот символ среди своих учеников для закрепления памяти о Подвиге и Завете в грядущих поколениях. Но никакое мученическое причащение не может спасти души наши, ибо – "вера без дел мертва есть". Для меня нет ничего кощунственнее, как представление Всемогущего и Всемилосердного Бога-Отца, приносящего в жертву Своего Единородного и Единосущного Сына за грехи людей, Им же Самим, по Писанию, сотворенных! Это напоминает того Аккадийского правителя, который заклал своего сына, чтобы избежать последствий своих грехов. История зарекордировала такое каннибальское выражение отцовства. Возможно ли, чтобы в позднейшие времена такой тип отцовской любви мог быть возвеличен до статуса божественности?! Каждый истинно любящий земной отец или мать с радостью пожертвуют собою ради спасения сына. Неужели же Божественный Отец морально ниже Им же сотворенных людей?!»[291] Не мучайте себя кажущимися противоречиями. Пусть сердце Ваше устремится со всею любовью к Христу. Советую Вам перечесть и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Но следуйте Учению Христа без компромиссов. Тогда придет и озарение. Учение Христа ни в чем не расходится с Учением Живой Этики, и как это может быть, когда Великие Учителя представляют собою Единое Эго, так велико Их духовное слияние. Шлю Вам силу духа и лучшие пожелания. Всего светлого. Е.Р.
Е.И.Рерих – Э.Уэлш[292] 10 мая 1939 г. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|