Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 4: СУБЪЕКТЫ АП. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.




В АП в отличие от другого нормативно –запрещающего критерия правовой дееспособности нет, есть только деликтоспособность. Разграничение их связано с самостоятельной реализацией и обязанностей.

Существует широкая группа, в рамках которой разграничение бессмысленно, может возникнуть ситуация, когда право есть, а реализация его невозможна(ограничение абсурд: водитель транспортного средства имеет право его вести, но может его реализовать).

В АП помимо общей правосубъектности существуют специальная правоспособность и специальная дееспособность, для возникновения и реализации которых необходимо больше, чем достижение определенного возраста и интеллектуального уровня.

18.09.2010

Лекция 5

Правосубъектность состоит из правоспособности, дееспособности и деликтноспособности.

В ситуации, когда лицо не может быть дееспособным возмещается дееспособностью его законного представителя.

Когда правоспособность и дееспособность отделить нельзя, то такого деления не производят и говорят, что например, юридическое лицо обладает правосубъектностью.

В АП применительно к некторым отношениям нельзя констатировать о наличии и отсутвии права до начала этих отношений. Более того есть наборы прав и обязанностей, которые не могут реализовать – например реализация рпава на срочную службу. В связи с этим административная правосубъектность делится на общую административную правосубъектность и специальную административную правосубъектнсть. Общая правосубъектность представляет возможность иметь и своими действиями реализовывать только те права и обязанности для приобретения и осуществления которых нужно только достичь определенного возраста и изъявить желание. В обще административную правосубъектность так же включают возможность лица быть субъектом административной ответсвенности.

Общая правосубъектность включает 3 элемента: обще админситративная правоспособность, общеадминистративное дееспособность и обще административное деликтоспособность.

Обще административное правоспособность: возникает с момента рождения физического лица и прекращается с момента его смерти. Представляет способность лица иметь те права и обязанности для приобретения которых необходимо волеизъявление и возраста. О наличии у детей административной субъектности свидетельствует наличие у этих субъектов прав и обязанностей.

У публичной администрации есть обязанности в области обеспечение безопасности, социальной защиты, здравоохранения,

Даже у малолетних есть определенные Конституционные права реализация которых свяызанна с взакимодействием с органами публичной администрации, даже малотений обладает правом на свободу передвижения, другое дело, что он не может реализовать это право сам, за него это делают его родители.

Общая административная дееспособность представляет собой возможность своими действиями реализовывать права и обязанности, которыми лицо обладает в силу наличия у него общей административной правоспособности.

В отличии от гражданского законодательства развитие административной дееспособности не закреплены. Первый этап это элементарная дееспособность она возникает с того момента, когда оно само может обратится и сформировать свои права к сотруднику публичной власти. Второй этап, когда лицо может совершить объективно противоправное деяние.

Элементарная административная дееспособность реализуется с помощью элементарных конституционных прав: права на жалобу, передвижение, обращение. Процедура обращения за административной помощью: потерялся, оказался в трудной жизненной ситуации, право на социальную помощь.

Процедура соблюдения правил в области дорожного движения, пожарной безопасности и т.д. и процедура пресечения объективно противоправных деяний.

В дальнейшем ее объем возрастает, четких этапов нет, но о том, что оно увеличивается свидетельствует появление новых прав, которые он может реализвать: право на обучение, право на самостоятельное обращение к врачу, паспортизация. К 18 годам он достигает уже полной дееспособности, если не отстал в развитии.

Государство констатирует, в том числе с помощью института гражданско-правовой недееспособности.

В АП признание лица административно недееспособным не существует. Нельзя ограничить лицо в пользовании теми правами, которые у него есть. В тех случая, когда необходимо установить уровень развития, то мы обращаемся к институту гражданско-правовой дееспособности.

Единственным исключением являются деликтные отношения, там лицо может быть признанным не дееспособным, а равно невменяемым.

Деликтоспособность административная возникает с 16 лет. Этот момент закреплен в КоАП.

 

Специальная правосубъектность.

Многими публичными правами лицо не может реализовывать с момента рождения, но и не может обладать с момента рождения, т.к. эти права и обязанности привлекают к лицу определенные требования помимо возраста и желания. Вы не можете сказать, что у вас с рождения есть навык быть государственным служащим.

Для обладания этими правами лицо должно обладать не общей, а специальной правоспособностью. Стадии обладание правом и пользование правом они не разделимы. Вы не можете быть студентом и не иметь возможности учится. Возникают правоспособность и дееспособность одновременно, как и прекращаются.

Универсальной право и дееспособности нет. Нет особого набора прав, которые может удовлетворить все отношения.

Специальная право и дееспособность всегда неразрывно связанна с тем набором прав и обязанностей реализацию которых обеспечивает.

Для каждого специального права свои требования в правоспособности и дееспособности. На специальную дееспособность влияют три группы факторов.

1. Физические свойства личности. Например, пол, при призыве на срочную военную службу, возраст, право на оружие, занятие предпринимательской деятельности, состояние здоровья, управление транспортным средством, интеллектуальные возможности.

2. Социально демографические и мировоззренческие свойства личности. Например, национальность, место проживания (если вы живете в ЗАТО), вероисповедания, беженцы и переселенцы.

3. Применение мер государственного принуждения. Специальная административная правосубъектность может частично перекрывать собой общую. Например, когда лицо становится административно задержанным. В этой ситуации с одной стороны ограничиваются права лица, но появляются специальные новые права (происходит наслойка).

Наличие правосубъектности общей или специальной, выступает предпосылкой для приобретения и реализации административно правовых статусов. Соответсвенно общего или специального. Общая правосубъектность это общий статус, специальная правосубъектност это специальный статус. Правосубъектность – это возможность, а правовой статус – это фактический набор прав и обязанностей.

 

Общие и специальные административно правовые статусы граждан.

 

Правовой статус – это набор прав и обязанностей не больше не меньше. Соответсвенно если у Вас есть общая правоспособность, то у вас есть общеправовой статус. С точки зрения своей структуры общеправовой статус представляет собой несколько групп взаимообусловленных прав и обязанностей. Обще административный правовой статус – это производное от конституционно правового статуса, при жэтом практически все или значительная часть конституционных прав предполагает из реализацию через взаимодействие с органами ГВ. В обще админситративно правовой статус включаются следующие блока прав и обязанностей:

1. Права и обязанности в области не прикосновенности жилища. Они устанавливают те случаи, когда может быть осуществлено законное проникновение в жилое помещение, в том числе и помимо воли проживающих в нем лиц. Ограничение этого права: ч/с ситуация, когда есть вероятность что человек в жилище умер. Или при защите правопорядка для предотвращения преступлений или исполнения приговора. Правовую основу составляет закон о милиции, о судебных приставах, о розыскной деятельности.

2. Права и обязанности в области свободы передвижения и выбора места жительства. Основу здесь составляют обязанность проходить регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Нормативная основа: ФЗ о выборе места жительства в пределах РФ, постановление правительства о правил регистрации и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства и инструкция – МВД об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по регистрации граждан по месту пребывания.

3. Въезд и выезд из РФ. Порядок въезда и выезда из РФ и Приказ МВД о порядке оформления и выдачи паспортов граждан РФ из въезда в РФ и выезда из РФ.

4. Права на объединение – с точки зрения АП предполагает взаимодействие с органами юстиции или с органами ФНС РФ. ФЗ О регистрации ИП, О коммерческих организация об объединениях, АР МинЮста и МинФина и акты правительства.

5. Права и обязанности в области паспортизации. Постановление правительства РФ, об утверждении положения о паспорте гражданина РФ. Права и обязанности в сфере обязательного образования.

6. Формальные обязанности в области здравоохранения. Это права в области здравоохранения.

7. Права и обязанности в области общественного порядка и общественной безопасности. Закон О милиции и иных актов.

 

Специальные администратвино-правовые статус:

Это обособленная совокупность прав и обязанностей не характерную для большинства физических лиц.

Для всех субъектов права.

Признаки специального статуса – это особое правовое основание – специальный закон или иной правовой акт регулирующий права и обязанности другой категории граждан. Данная категория лиц, которая обладает специальным статусом – находится в постоянных взаимоотношениях с представителями публичной администрации.

В этих отношения реализуются права и обязанности не характерные, которыми не обладают иные граждане.

 

Виды специальных административно-правовых статусов.

1. Члены административных коллективов: лицо задержанные в административном порядке, лица в местах лишения свободы, студенты и т.д..

2. Субъекты административной опеки: сироты, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий, т.е. те кому государство помогает.

3. Жители или лица находящиеся на территории с определенными правовыми режимами. ЗАТО, Ч/С положения и т.д.

4. Субъекты разрешительной системы: сюда относятся водители, которым предоставлено специальное право, лица допущенные к государственной тайне, лица которым предоставлено право на оружие.

5. Государственные и муниципальные служащие.

6. ИП

7. Лица совершившие правонарушение или объективно противоправные деяния.

Структура специального АП статуса:

1. Основания приобретения статуса: а) условия которым должно соответствовать лицо, которое должно этот статус приобрести; б) требования к действиям, которые нужно совершить, чтобы приобрести этот статус; в) юридический факт, с которым связано возникновение специального статуса;

2. Права и обязанности – содержание статуса: а) перечень дополнительных прав и обязанностей субъекта; б) дополнительные права и обязанности, которые возникают у государственной администрации применительно за субъектом статуса (право требовать документов, обязанность – предоставлять меры гос. поддержки).

3. Процедура продления специального статуса, его подтверждения или переоформления. В АП права как правило носят срочный характер. Государство тем самым проверяет.

4. Условия прекращения специального права. А) прекращается ли он по инициативе самого лица или по инициативе органов; Б) юридические факты с какого момента прекращается статус; в) последовательность действий и требования к ним необходимые для лишения субъекта специального статуса.

Два вида подчиненности: организационная – по всем вопросам руководит деятельность нижестоящего, функциональная подчиненность по всем вопросам в рамках исполнения им контрольных функций.

 

02.10.10

Лекция 6

 

АП статус лиц без гражданства и иностранцев. Самостоятельно по следующим вопросам:

1. Порядок въезда в РФ – визовый и безвизовый.

2. Документы необходимые для пребывания в РФ. По трем блокам: временное пребывание, проживание и постоянное проживание. ФЗ «О миграционном учете» 2006г. «О правовом положении иностранных граждан» и «О порядке выезда и въезда в РФ»

 

АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН

 

Участие граждан в регистрационных и лицензионно разрешительных отношений и контрольно надзорные отношения.

Структура права или обязанности – это условие при котором право может быть реализовано. Для того, чтобы определить когда – мы должны ответить на несколько под вопросов:

А) требование к субъекту, который реализует свое право.

Б) Время, когда может быть реализовано право или когда может быть реализована обязанность

В) где должна быть исполнена обязанность. – по месту жительства (регистрация по МЖ), или место регистрации (если это иные регистрационные отношения).

Г) Порядок совершения действий для реализации права и их последовательность.

 

Процедура принятия решения, т.е. это права и обязанности органов и должностных лиц публичной администрации, которые могут или должны быть реализованы для того, что бы разрешить дело по существу.

Ограничения связанные с реализацией права и права связанные с реализацией обязанностей.

Любое право в административном праве может быть ограниченно, ограничения прав могут быть связанны со следующими обстоятельствами. Неправомерные действия лица реализующего право.

Нарушения могут повлечь временное или постоянное лишение права. Если нарушения совершаются на стадии приобретения права, то это может повлечь аннулирование права, соответственно в такой ситуации считается, что право не возникло вообще и право нужно привлечь в противоположное состояние.

Это принятие мер государственной или общественной безопасности, например – все что устанавливает специальные административные режимы (Ч/П и т.д.). Закон о санитарной эпидемиологической атмосферы – введение карантина.

Приобретение лицом специального статуса.
В АП ни одно право не является бессрочным. Прекращение действия права может быть связано с истечением срока действия права, потому что истечение срока влечет необходимость вновь влечь процедуру права и наличие специальной правосубъектности у лица.

Второй момент – это изменение условий послуживших основанием для предоставления права.

Третье – это отмена актов предусматривающая наличие субъективного права.

 

1) Право граждан на защиту от неправомерных действий и решений публичной администрации.

Право граждан на обращение закреплено в ст. 33 Конституции – право на обращение в органы государственной власти и органы МСУ. В АП можно выделить два блока обращений:

А – общие обращения – это обращения в отношении которых не установлено специальное правовое регулирование и их правовое регулирование устанволенно в ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан.

Б – специальные обращения – правовой режим которых определяется федеральными законами и подзаконными правовыми актами.

 

В целом у нас есть три вида обращений:

- это предложения в виде рекомендации к совершенствованию органов ГВ и МСУ, законов и деятельности.

- это заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав, конституционных прав иных лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных актов, недостатков в работе государственных органов (в тех случая, когда - это не связанно с нарушением права самого гражданина или когда субъект нарушавший право не входит в публичную администрацию).

- это жалоба – просьба гражданина о восстановлении и защите их нарушенных прав, при этом если лицо нарушавшее право включено в структуру публичной администрации.

Нормативную основу для общих обращений составляет федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан, а так же законы субъектов РФ, устанавливающий порядок рассмотрения обращений граждан.

Особенности ФЗ об обращениях:

1. Распространяется только на обращения подаваемые в органы государственной власти и органы МСУ.

2. Совершенно внезапно закон распространяется только на обращение физических лиц. Юридические лица обладают конституционными правами и обязанностями если из содержания права не вытекает иное. Исправляется местными НПА.

 

Он закрепляет приоритет специальных актов – устанавливающий порядок те или иных обращений. Если ФЗ установлен другой порядок

Субъекты РФ могут принимать самостоятельные не противоречащие основным законам НПА.

Субъекты не могут ухудшать правовое положение граждан по сравнению с тем, как оно закреплено в федеральном законе.

Субъекты могут только улучшить правовое положение граждан, например сократить сроки.

Аналогичные полномочия есть у универсальных органов государственной власти.

Все жалобы в целом 30 дней – всего 10 дней.

Процедура в целом одинакова.

 

Порядок рассмотрения всех видов обращения одинаковый.

Рассмотрение всех обращений осуществляется бесплатно.

 

ПРОЦЕДУРА:

Обращение может быть подано в письменном или устном виде. В устном виде может быть подано только в порядке личного приема.

Содержание просьбы должно быть зафиксировано в карточке личного приема.

В письменной форме: письменное обращение должно содержать наименование государственного органа, куда обращается гражданин, либо фамилию, имя и отчество должностного лица, свои ФИО, почтовый адрес по которому должен быть отправлен ответ и ставить свою личную подпись и дату.

 

Обращение направляется в государственный орган, который уполномочен его рассмотреть по существу, если подано не в тот орган, то он обязан сам переслать обращение в уполномоченный орган и уведуметь об этом гражданина.

 

Поступившее обращение подлежит регистрации в течении 3 – х дней с момента регистрации в органе. В течении 7 дней с момента регистрации – обращение подлежит регистрации.

В течении 7 дней после регистрации решается вопрос о подведомственности.

В течении 7 дней если не наше то пересылаем в другой орган.

Общий срок рассмотрения обращения – составляет 30 дней.

Отсчитывается с момента подачи и дни считаются если сроки большие (более 5), то это сроки в календарных днях, если менее то рабочие дни.

 

Если срок исчисляется в сутках, то это всегда календарные дни.

При рассмотрении обращения гражданин наделен следующими правами:

1. представлять дополнительные документы и материалы или обращаться с просьбой об их истребовании.

2. право ознакомится с документами и материалами, касающиеся рассмотрения дела.

Непосредственное ознакомление с документами непосредственно в органах.

3. Право получить письменный ответ по существу.

4. Можно обратиться с заявлением о прекращении обращения.

5. Гражданин вправе обжаловать решение административного органа.

 

Если для разрешения обращения необходимо обратиться к другому органу, то срок рассмотрения внутреннего запроса 12 дней.

Препятствовать рассмотрению обращения – если они являются не читаемыми.

Кто-то не обязан отвечать на обращение если есть нецензурные слова и брань.

Обращение не рассматривается если на это обращение уже многократно давались ответы по существу.

Если обращение анонимное или не соответствует иным обращением – то не рассматривается, но может служить основанием для проверки.

 

Право на защиту представляет собой право на подачу административной жалобы. Право на защиту заключается в праве обжаловать незаконные действия и решения.

 

Административные жалобы – жалобы подаваемые в органы публичной администрации на действия и решения, представителей публичной администрации. Второй альтернативой является судебная жалоба, которая подается в суд.

АЖ бывает 2 видов:

1) Общая АЖ; - регулируемая ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»

2) Специальная АЖ – регулируемая иными НПА.

 

Характеристика общей АЖ – 1. Она может подаваться в любом возрасте. 2. РЗ не установлены сроки для реализации права на подачу общей АЖ.

В отличии от иных видов обращения – установлены специальные потребности – ОАЖ подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому чьи действия обжалуются. При этом установлен прямой запрет на передачу жалобы в тот орган или тому должностному лицу, чьи действия обжалуются.

Отличие ОАЖ от других видов обращений:

1. Жалоба свидетельствует о наличии правового спора, что предъявляет определенные особые требования к предъявлению данного вида обращения. Это означает, что процедура АЖ двигается в том же направлении, что и в других судах.

2. Для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая другие аспекты государственно служебного подчинения.

3. Инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации и передачи производства дела по жалобе.

4. Основу производства по жалобе должны быть определены виды и формы решений, а так же основания для их вынесения.

5. Для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения по жалобе – если вышестоящий руководитель признал действия своего подчиненного незаконным то из этого следует, что мало признать это.

 

В результате складывается ситуации при которой институт АЖ является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

 

09.10.2010

 

Лекция № 7

1. Административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не д. доходить бесспорные дела

2. Административная жалоба- средство осуществления контроля руководителей гос. органов за деятельностью своих подчиненных.

Только в рамках института адм. жалобы возможно рассмотрение вопроса о целесообразности принятых решений или совершенных сотрудников гос. аппарата действий. Это принципиальное отличие адм. порядка обжалования от судебного, судебный порядок проверяет законность, а не целесообразность.

4. Публ. администрация зачастую более эффективно, чем суд. система способна разрешать споры, вытекающие из необходимости оценки технических, технологических и иных факторов, оценка которых требует спец. знаний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных