Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А.Дюма –создатель авантюрных романов на исторические темы: Три мушкетера, .Темы и идеи произведений.




Александр Дюма (отец) (1802-1870) Александр Дюма - один из самых знаменитых и читаемых во всем мире французских писателей-романтиков, создатель жанра авантюрного романа-фельетона (историко-авантюрные трилогии "Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет спустя" (1845), "Виконт де Бражелон" (т. 1-3, отд. изд. 1848-1850); "Королева Марго" (1845), "Графиня де Монсоро" (отд. изд. 1846), "Сорок пять" (отд. изд. 1847-1848); романы "Граф Монте-Кристо" (отд. изд. 1845 - 1846) и др.; драмы "Генрих III и его двор" (1829), "Антони" (1831) и др.).

• Один из самых знаменитых романов Дюма и, безусловно, самый любимый читателями - "Три мушкетера". Написанный по следам мемуарного романа французского писателя начала XVIII в. Куртиля де Сандра, он пронизан верным ощущением описываемой эпохи. Яркость и живописность обстановки, энергичные и смелые люди, запутанные интриги - вот реальная примета исторического периода, который изображен в книге. Кроме того, герои романа наделены Дюма столь привлекательными качествами, изображены так выразительно, что вызывают восхищение и желание подражать им. Дюма прославляет в "Трех мушкетерах" дружбу, верность, честь, любовь - вечные ценности человеческого общества в любое время и в любой стране, и потому слава его романа не увядает и на исходе XX столетия.

• Лучшим романам А.Дюма присущи увлекательное, стремительно развивающееся действие, активное отношение к жизни. Это создало исключительную популярность произведений А.Дюма. Особенно популярны историко-авантюрные романы: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон», образующие трилогию.

• Его яркие и увлекательные произведения, живо воссоздающие различные этапы французской истории, издавна пользуются такой популярностью и у детского, и у взрослого читателя, что это, пожалуй, даже повредило репутации писателя у историков литературы. Дюма часто называют не очень глубоким писателем, дескать, он не слишком хорошо знал историю. В определенной мере такое мнение вызвано высказыванием самого писателя. "История, - говорил он, - это гвоздь, на который я вешаю свои картины". На самом деле Дюма подчеркнул здесь скорее важную роль исторического воображения, которым он обладал почти в той же мере, что и В. Скотт. Его познания в истории были довольно основательны и обширны, в своих романах он опирается на документы, на воспоминания современников, на легенды и заботится не только о внешнем "историческом колорите", но и о точности в передаче психологии и нравов, в воссоздании всей атмосферы в целом подобно многим другим писателям-романтикам.

1. Биография А.Дюма

Александр Дюма прославленный романист родился в 1802 г. В семье генерала Тома Дюма и дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные годы Александр провел в родном городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г. местный коллеж, он направился в Париж, где некоторое время служил в канцелярии герцога Орлеанского.

В молодые годы Дюма увлекся поэзией и театром, стал ярым поборником романтического искусства. В духе этого передового направления в литературе он создает свои первые драмы - «Христина»(1827), «Гентих III и его двор» (1829).

Пятого июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с Ламарком, вот почему по просьбе родственников покойного генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, что и следовало ожидать: траурное шествие превратилось в революционное восстание. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.

Дюма угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию и направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».

В 1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии, Александр Дюма побывал в Сицилии, где по совету известного композитора Беллини он осмотрел достопримечательности небольшого селения Баузо и на основе бытовавшего там народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно».

В тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особый литературный жанр, названый им «исторические сцены». То был вид романа, повести, новеллы, в которых построенная на историческом материале повествование перемежалось живым, динамичным диалогом; описательный элемент в таких произведениях был сведен до минимума, с тем, чтобы с первых же страниц книги ввести главных героев в стремительно развивающиеся действия. Такова композиция повести «Правая рука кавалера де Жиака» (отнесенная автором к виду «исторических сцен»), имеющая хронологическую общность с романом «Изабелла Баварская».

Годы 1840-1848 - период наиболее интенсивного труда писателя, когда им были созданы произведения, ставшие известными во многих странах мира. Поражает разнообразие жанров: роман исторический и нравоописательный, новеллы фантастические и реалистические, драмы и комедии, путевые очерки и газетные статьи.«Граф Монте-Кристо» - классический образец жанра романа - фельетона. Каждая глава включает напряженный момент из жизни того или иного персонажа, перекидывает мост к следующей ступени увлекательного сюжета, раскрывает новые грани характера героев.Работая над «Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно начал публиковать роман «Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии, в которую вошли романы «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя».Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которой он уделил исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишет вторую трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за Французский престол: “Королева Марго”, “Графиня де Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 - 1848).Дюма отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть о крушении королевского трона встретил с искренним ликованием. Он устраивает на площади Парижа народное гуляние и уже в марте 1848 г. начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи в защиту Республики. Но Республика просуществовала всего лишь несколько лет.В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать «Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма основал здесь собственный журнал «Мушкетер», пытавшийся быть не зависимым в отношении нового режима. Но по-прежнему главным делом его жизни являлся усердный труд над большими романами.Продолжая заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи, Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько завуалированным названием «Сообщники Иегу». Этот роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела революционные войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу скрывался Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романа начинается в 1799 г., когда Наполеон был первым консулом Республики. В стране создалась напряженная обстановка. Восстание в Вандее, спровоцированное монархистами, поддерживалось бандами Кадудаля, грабившими государственную казну и терроризировавшими мирных жителей.В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию; тогда между этими странами возникла война. С фронта он направляет в парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает над новым романом - «Прусский террор», в котором обличил под именем графа Безеверка прусского канцлера Бисмарка.Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, где должен был подготовить к изданию ряд книг, но франко-прусская война произвела тяжелое впечатление на писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6 декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер - Котре. Как рассказчик, Дюма обладает огромной способностью самому невероятному приключению, небывалому происшествию, чуть не легендарного свойства, придать характер живой действительности, истинного факта. И эта особенность своеобразного творчества писателя является прямою потребностью души его. Он удивительно умеет сочетать фантазию с жизнью. И если фантастичность его рассказов порою отзывается наивностью, ребячеством, то в ней все же много неизъяснимой прелести, фантазия романиста не останавливается ни перед чем, ее не страшат ни самые широкие горизонты, ни самые смелые замыслы, и, упиваясь ее прихотями, ее капризами до самозабвения, романист возводит их в культ в своих произведениях, отличающихся удивительной ясностью и жизненностью. Для него не существуют расстояния, грани чудесного, прекрасного, низменного, ужасного, -- для него, этого своего рода Гулливера, крепкого, твердого, сильного волей, неутомимого и отважного. Неукротимый, неуклонный каратель порока, пламенный защитник добродетели, в какой бы форме она ни проявлялась, романист энергично распоряжается судьбою выводимых им лиц и силою пылкой фантазии словно налагает на них перст Божий.Дюма не был в состоянии написать ни одной вещи беллетристического характера, если лично не видел места действия задуманного романа, повести, рассказа или если не читал о нем. Но тем или другим путем ознакомясь с этим местом действия, он быстро воспламенялся при одном воспоминании о нем, переносился в него и населял его своими героями, создавать которых он умел стремительно. Его воображение работало изумительно плодотворно, без замедления, почти безостановочно; герои являлись во множестве, так сказать, рождая друг друга. Отсюда понятен вывод Сирано де Бержерака, что земля -- величайшая, удивительная из планет, Европа -- удивительнейшая из частей света, Франция со своей революцией -- самая удивительная из стран Европы, Париж тридцатых годов -- самый удивительный из городов Франции, а Дюма -- самый плодотворный ум Парижа, вместилище, полное чудесных, обворожительных сказок, сюжет которых взят из живой, повседневной действительности и центральная фигура которых является в образе графа Монте-Кристо, героя столь излюбленного, так богато наделенного душевными качествами, до известной степени отразившего в себе и положительные, и отрицательные черты его вдохновенного творца. В большинстве случаев каждый из героев Дюма непременно наделен одною или несколькими из этих черт. Герои его деятельны, энергичны, предприимчивы, ловки, никогда не теряются в самых затруднительных обстоятельствах, сильны духом и телом, храбры, мудры. Этими качествами наделены мужские фигуры произведений Дюма. Они ему всегда удаются и написаны более уверенно, чем женские портреты. Последние особенно бледны и слабо начертаны в драматических произведениях Дюма. Он вечно вращался среди женщин, артисток, дам полусвета, искательниц приключений; женщина, переодетая мальчиком, сопровождала даже писателя в путешествии его по Италии. Он прекрасно знал этот мир слабого пола и тем не менее не успел создать ни одной женской фигуры, столь ярко обрисованной, написанной так сочно, как действующие лица мужского ряда.

№39 Ж.Верн-создатель научно-фантастического романа(Таинственный остров,20000 лье под водой) Романтика и смелость научных гипотез. Верн (Verne) Жюль (1828 - 1905 годы жизни), французский писатель, один из создателей жанра научно-фантастического романа. Опубликовал свыше 65 научно-фантастических, приключенческо- географических и социально-сатирических романов, повестей и рассказов: "С Земли на Луну" (1865), "Дети капитана Гранта" (1867-68 годы), "20 000 лье под водой" (1869-70 годы), "Таинственный остров" (1875). Гуманистические книги Верна проникнуты романтикой науки, связаны с идеалами утопического социализма и Парижской Коммуны 1871 года. Первые же романы принесли ему всемирную известность. По мере публикации книги французского писателя немедленно переводились на иностранные языки и распространялись по всему миру. Жюль Верн был в расцвете творческих сил, когда восхищенные современники стали называть его "всемирным путешественником". А задумал он, ни больше ни меньше, описать весь земной шар - природу разных климатических зон, животный и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты. И не просто описать, как это делают географы, а создать многотомную серию романов, которую он назвал "Необыкновенные путешествия". В Жюле Верне соединились как бы три писателя. Он был подлинным зачинателем научной фантастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении, замечательным мастером романа путешествий и приключений, страстным пропагандистом науки и ее грядущих завоеваний. Накопленные знания позволили ему стать первооткрывателем "романа о науке",как он впоследствии назовет свое творчество. Осенью 1862 года Жюль Верн закончил свой первый роман. его покровитель Александр Дюма порекомендовал обратиться к Этцелю, издававшему юношеский "Журнал воспитания и развлечения". В 1863 году роман вышел в свет. Само название "Пять недель на воздушном шаре" не могло остаться незамеченным.. В романе приключения переплетаются с популяризацией знаний и обоснованием различных гипотез. Был заключен долгосрочный договор с издателем, согласно которого Жюль Верн должен писать по три романа в год.. Жюль Верн работает в Париже или уезжает работать к морю, курсируя вдоль берегов Франции, запершись в "плавучем кабинете" на борту своей яхты "Сен-Мишель". Писатель издает книгу за книгой, каждая из которых - шедевр. Воздушную фантазию сменяет геологическая - "Путешествие к центру Земли" (1864 год). Далее арктическая фантазия - "Путешествие и приключения капитана Гаттераса" (1864 - 1865 годы). Затем фантазия космическая - "С Земли на Луну" (1865 год). В "Журнале воспитания и развлечения" было объявлено о кругосветном путешествии - "Приключения Роберта Гранта". Роман разросся до трех томов и назывался "Дети капитана Гранта". Жюль Верн берется по заказу Этцеля за дополнительную работу - "Иллюстрированную географию Франции". В неделю выдавая на-гора по 800 строк, скрупулезные описания двух департаментов. После завершения работы над романом "Дети капитана Гранта", Жюль Верн объединяет свои произведения в общую серию "Необыкновенные путешествия.»Жюль Верн посвятил этой задаче большую часть своей жизни и справился с этой колоссальной задачей Роман "Таинственный остров" (1875 год) сводит сюжетные линии "Детей капитана Гранта" и "Двадцать тысяч лье под водой" (судьба Немо). Три романа образуют трилогию - сияющую вершину в горной цепи "Необыкновенных путешествий". Возникновению замысла романа "Вокруг света в восемьдесят дней" послужила статья в "Живописном журнале" ("Le Magasin pittoresgue") 1870 года, появившаяся вскоре после открытия Суэцкого канала. В статье доказывалось о возможности кругосветного путешествия на различных транспортных средствах именно за восемьдесят дней (раньше на это уходило 7 - 8 месяце). Писатель-фантаст тщательно проверил расчеты, уверился, что у путешественника еще остаются день или два на всякие непредвиденные задержки, заработало воображение, и вот готов сюжет, а за ним и новый роман. "Вокруг света в восемьдесят дней" печатался в парижской газете в течение полутора месяцев, с 6 ноября до 22 декабря 1872 года. Научная сторона замысла романа раскрывалась лишь на последних страницах Незаметно подкралась старость. Много лет Жюль Верн не выезжал из Амьена, все реже выходил из дома. Его мучили головокружения и бессонница. Он страдал от подагры и диабета, почти полностью потерял зрение, стал плохо слышать. Окружающий мир погрузился в полумрак, но он продолжал писать - наугад, сквозь сильную лупу, соглашаясь диктовать сыну Мишелю только в часы крайней усталости. Жюль Верн скончался семидесяти семи лет, 24 марта 1905 года, не успев написать задуманную сотую книгу. Прошло более века. Наука оставила далеко позади самые смелые жюльверновские фантазии.. Книги Жюля Верна послужили делу развития цивилизации и прогресса во всем мире. Окрыленная наукой фантазия будила умы будущих ученых, изобретателей и путешественников.

Жизнь и творчество А. де Сент-Экзюпери. Идейно-художественное своеобразие произведений: «Ночной полет», «Планета людей». Философский характер сказки «Маленький принц». Особенности языка. Мир взрослых и детей.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) - писатель и военный летчик, погибший во время Второй мировой войны, сражаясь на стороне борцов с фашизмом, известен своей книгой «Планета людей» и философской сказкой «Маленький принц» (1943), предназначенной и для детей, и для взрослых и прозвучавшей как завещание грядущим поколениям .Антуан де Сент-Экзюпери родился в Лионе, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Он был одарен многими талантами; с детства проявилась его любовь к музыке и литературе.Он играл на скрипке, прекрасно рисовал и в не меньшей степени был увлечен техникой. Его восхищали возможности, открывавшиеся перед авиацией.В 1912 году на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые поднялся в воздух на самолёте. Машиной управлял знаменитый лётчик Габриэль Вроблевски. Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию во Франции. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика.. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине.Лишь в 1926 году Экзюпери нашёл свое призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Здесь он пишет свое первое произведение — «Южный почтовый. Первый рассказ, опубликованный Сент-Экзюпери в 1926 году, назывался «Летчик».Сент-Экзюпери испытывал технические возможности самолетов, прокладывал воздушные трассы, водил гидросамолеты, был начальником французского аэродрома в Марокко и в Южной Америке. Он многое повидал и пережил - гибель товарищей, аварии, тяжелую болезнь. В 1930 году Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга лётчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В октябре 1931 года издается «Ночной полёт», и писателю присуждается литературная премия,он знакомится со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора. Профессия пилота позволила Сент-Экзюпери взглянуть на Землю, поднявшись над ней, увидеть планету людей в космическом пространстве среди других планет.В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С.630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, снова едва избежав гибели. О своей профессии, о полетах и обо всем увиденном Сент-Экзюпери рассказал в книгах «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (1939). Он выступал и как журналист, писал репортажи для газет.Писатель чувствует себя в ответе за людей, и, прежде всего - за детей.Антуан Роже де Сент-Экзюпери был всесторонне развитым человеком с доброй и ранимой душой, большим сердцем, которое вмещало и любовь, и страдание, и мечту о справедливом и дружелюбном обществе. Творчество Экзюпери, осиянное его личностью и образом жизни, останется в культуре как напоминание о гуманизме высшей человеческой пробы, которому трагический XX век дал слишком мало места, разве что, позволив существовать в форме парадоксального мышления и образов. Именно такой человек и никто больше мог написать историю о Маленьком Принце.Повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет» впервые была издана в 1931 году издательством Галлимара. В том же году книга получает литературную премию «Фемина». В 1932 году американская фирма «Юнайтед артистс» - ставит по книге фильм. В 1939 году итальянский композитор Луиджи Даллапикола написал оперу «Ночной полет». С «Ночным полетом» возрождался жанр художественной литературы, основанной на документальном материале.В среде летчиков, товарищей Сент-Экзюпери по авиалинии, книга вызвала глухое раздражение, отозвавшееся в душе писателя недоумением и болью.А Сент-Экзюпери воспел в «Ночном полете» социальную иерархию, при которой во главе летчиков стоит руководитель, воспитывающий своих подчиненных в духе твердости и бесстрашия, на низшей ступени находится обслуживающий персонал.Но, как ни велико было огорчение писателя, как ни возросло оно после того, как его любимая «линия» превратилась в обыкновенное коммерческое предприятие, утратившее поэзию и нравственную высоту, он остался верен идеалу братства, объединявшего людей в их труде, и, когда вышла «Планета людей», подарил книгу Дидье Дора с посвящением, в котором называл его создателем «особенной цивилизации».Современные критики, отдавая должное чистоте и благородству языка «Ночного полета», отмечали в то же время несовершенство книги, но относили ее недостатки за счет некоторой «литературности» стиля и образов. Это заставило Сент-Экзюпери сформулировать принципы, на основе которых он писал «Ночной полет», защищать не самую книгу, а свой метод.. Об этом он говорит и в очерке «Пилот и стихии». Пропорции, характер «Ночного полета» ему также подсказала интуиция, и если книга вышла все-таки противоречивой, Сент-Экзюпери скорее был готов видеть ее недостатки в несовершенстве выражения, но не в методе творчества.. В 1938 году Сент-Экзюпери предпринял перелет Нью-Йорк - Огненная Земля, во время которого потерпел аварию в Г ватемале. Находясь на лечении в Нью-Йорке, он пишет «Планету людей», над которой продолжает работать по возвращении во Францию. В начале 1939 года книга выходит в издательстве Галлимара. В том же году Французская академия присуждает книге Большую премию романа.«Планета людей» имела немедленный и особый успех у современников во Франции и в США, где она тотчас стала «бестселлером». Этот успех был не столько литературным, сколько человеческим успехом личности Сент-Экзюпери. Конечно, в США, отделенных от Европы океаном, не так остро воспринимали европейские события, ж «Планета людей» показалась там произведением несколько экзотическим.Сам Сент-Экзюпери в одном из писем так определил цель своей книги: «Я писал «Планету людей» со страстью, чтобы сказать моему поколению: вы- обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!»С тех пор как Сент-Экзюпери пришлось расстаться с «линией», он вел жизнь, полную материальных забот, брался за предложения газет, участвовал в перелете, где за рекорд скорости была назначена премия. В письме к близкому другу (в 1936 г.) он объясняет, насколько внешние обстоятельства мешают ему заниматься творчеством:«Я знаю, почему мне так тяжело приниматься за статьи. Кино и журналистика - это вампиры, мешающие мне писать то, что я хочу писать. Вот уже многие годы я не имею права заниматься тем единственным делом.Не случайно Сент-Экзюпери сравнивал свой творческий процесс с ростом и развитием дерева: в «Планете людей» свободно расположились воспоминания, размышления, описания самого различного порядка, и все же вместе они составили органическое целое.В «Планете людей» Сент-Экзюпери впервые открыто рассказывает о своих товарищах-летчиках.Во втором очерке главы VIII читатель найдет целый эпизод (пробуждение сержанта) из очерка «Мадрид», написанного в 1937 году. А самый последний, самый патетический эпизод книги - рассказ о ребенке, в котором, быть может, «убит Моцарт», - фигурировал уже в одном из репортажей 1935 года. Писатель вычеркнул из него лишь несколько слов и добавил фразу, которой кончается книга.В апреле 1943 года Сент-Экс сообщает жене, отправляясь на театр военных действий: «Я еду. Это мой долг. Еду на войну. Для меня невыносимо оставаться в стороне, когда другие голодают; я знаю только один способ быть в ладу с собственной совестью; этот способ - не уклоняться от страдания.Война стала для Экзюпери периодом тяжелейших испытаний -испытаний для его мировоззрения и принципов. Он оказался за пределами Франции, в которой шло сражение против фашизма. Там были его друзья, в подполье сражался и художник Леон Верт, которому посвящен «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). Волею судьбы Экзюпери, занимавший пост технического директора аэропоста в Аргентине, оказался в бездействии. Контакты с эмиграцией на острове Корсика, боевые вылеты (в последнем из которых Экзюпери погиб) лишь внешне напоминали необходимую деятельность. В письме, написанном за день до гибели Пьеру Даллозу, журналисту, работавшему в органах Сопротивления в Лондоне и Алжире, Экзюпери признается в духовном одиночестве и тщете своих усилий: «Я воюю, что называется, изо всех сил. Я, вне всяких сомнений, - старейшина военных летчиков всего мира... Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть.. 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт и не вернулся.Долгое время о его гибели ничего не было известно, и думали, что он разбился в Альпах. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет.. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери.Специалисты подняли фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился как (самолёт дальней фоторазведки), который пилотировал Экзюпери. Филосовский характер сказки Маленький принц.Особенности языка.мир взрослых и людей. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи.. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.То, что «Маленький принц» — сказка, мы определяют по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза).«Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует побесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть.В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра - сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор - это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис - человек равен Богу в том, что он может, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны - это «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля - планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев - итого около двух миллиардов взрослых». Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.Второй аспект темы зла можно условно озаглавить «макрозлом». Баобабы - это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы», грозившие разорвать планету на части. «Берегитесь баобабов!»Сама сказка была написана потому, что это было «страшно важно и неотложно».Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра — вырастает кедр, а из семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. «Ведь все взрослые сначала были детьми...». Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию.Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.«Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.Только Художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя - красоту души и сердца.Непонимание, отчужденность людей - это еще одна важная философская тема.Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке - его внутренней нравственной красоты.Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: «Где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко... - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея».Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня - это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения — проблеме «отцов» и «детей», к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать». Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы «отцов» и «детей», в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство.Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в главе седьмой. Малыша волнует мысль о барашке и розе.Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко - так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свою обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных