ПЗ-2. Этапы и хронотоп психологической консультации
Цель занятия: формирование базовых представлений об основных этапах консультативной беседы
Вопросы для подготовки
1. Стадии психологического консультирования.
2. Первый этап консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы. Заключение контракта. Оплата психологической консультации.
3. Понятие консультативной гипотезы. Второй этап консультативной беседы: Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
4. Третий этап консультативной беседы: оказание воздействия. Коррекция установок и коррекция поведения как подэтапы данного этапа.
5. Четвертый этап консультативной беседы: завершение беседы.
Литература для подготовки (основная)
1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования- М.: "Академический проект", 1999 –глава 4
2. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — С.35-43
3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.
ПЗ-3. Консультирование малой группы
Цель занятия: формирование базовых представлений о специфике группового консультирования.
Вопросы для подготовки
1. Мультикультуральный аспект психологического консультирования.
2. Типы консультативных групп. Права участников группы.
3. Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.
4. Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.
5. Основные задачи группового консультанта на каждой стадии.
Литература для подготовки (основная)
1. Р.Кочюнас Психотерапевтические группы: теория и практика М.: Академический Проект", 2000.-глава 3-4
2. Дж. Кори Теория и практика группового консультирования.-Москва.Эксмо.-2003.-с.17-32,32-45,71-75, 91-118, 121-180
vii. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
СР-1. ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования
Вопросы для конспектирования
1. Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Необходимые условия, которым должен отвечать диалог между консультантом и клиентом. Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода.
2. Главная цель работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода. Данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность существования. Влияние этих данностей на развитие личности человека.
3. Основные принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода (применительно ко всем четырем основным экзистенциальным беспокойствам и специфические)
4. Основные теоретические положения о природе и потребностях человека в рамках логотерапии. Понятия «Экзистенциальный вакуум», «Ноогенный невроз», «Массовая невротическая триада». Причины распространенности экзистенциального вакуума в сообществе. Цель работы с клиентом в рамках логотерапии. Методы и последовательность работы с клиентом в рамках логотерапии.
5. Методы подкрепления в психологическом консультировании.
Литература для подготовки (основная)
1. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - М., 2006 г.- С. 123 – 126, С.194 – 197, 541 – 542, 653 - 654.
2. Нельсон-Джоунс Р.Т. Теория и практика консультирования.- Питер-Класс, 2000.- С. 30 – 60., С. 138 – 164, С. 165 – 187, С. 215 – 246
3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 2002.- 274с.
4. Хьелл, Зиглер Теории личности.- М., 1998.- С. 528 – 573, С. 331 – 409
5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия – Питер, 1999.- 457с.
СР-2.
ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования
ЦЕЛЬ: Изучить особенности психологического консультирования в учреждениях образования разного типа: школы, дошкольные учреждения и ВУЗы.
1. В чем проявляется своеобразие консультирования в ДДУ? При подготовке сообщения на эту тему рекомендуется найти ответ на вопрос, возможно ли психологическое консультирование дошкольников и если да, то в каких формах. Важно использовать именно методологию и приемы психологического консультирования.
2. В чем проявляется своеобразие консультирования в школе?
3. В чем проявляется своеобразие консультирования в начальной школе?
4. В чем проявляется своеобразие консультирования в средней школе?
5. В чем проявляется своеобразие консультирования в старших классах?
6. Психологическое консультирование в ВУЗе. При подготовке сообщения на эту тему особенно рекомендуем разобрать случай оказания психологической помощи студенту, описанный в книге Ролло Мэя.
Форма отчета: конспект по предложенным вопросам
Литература (основная):
1. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 1999г-с. 172-183.
2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. – 256с.
3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. СПб.:Лидер.-2006г.-с.79-109
4. Я работаю психологом /под ред. И.В. Дубровиной.-М.-1999г.-с.114-135
СР-3.
ТЕМА: Специальные проблемы психологического консультирования.
ЦЕЛЬ: Изучить специфику мотивационного консультирования.
Вопросы для конспектирования:
1. Мотивационное консультирование, его основные принципы и значение для работы с клиентами из группы риска.
2. консультирования тревожных клиентов, консультирования при реакциях страха и фобиях.
3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
4. Консультирование в ситуации тяжелой болезни.
5. Работа консультанта с людьми, принадлежащими к «группе риска»: ПИН, больными ВИЧ.
^ Форма отчета: конспект по предложенным вопросам
СР-4
ТЕМА: Психологическое консультирование малой группы
ЦЕЛЬ: Изучить специфику психологического консультирования малой группы.
Конспект по вопросам:
1. Типы консультативных групп.
2. Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.
3. Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.
4. Права участников группы.
Литература основная:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М: Академический Проект, 2001.- С.201-208.
2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл,2000. —С.83-87
Форма отчета: практическое занятие, конспект по предложенным вопросам
^ СР-5. ТЕМА: Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах, слушания и понимания
ЦЕЛЬ: ознакомиться с понятием «метафора» в психологическом консультировании
Сделать конспект по вопросам:
1. Значение и использование метафоры в психологическом консультировании.
2. Подобрать метафоры для консультирования клиентов в кризисных состояниях.
Литература:
1. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-С.224-246.
2. ^
Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: пер. с нем./общ. Ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро.-М.: Прогресс.-240с.
3. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров:истории, мифы, сказки, анекдоты.-СПб: Питер.-2005.-176с.
Форма отчета: конспект
СР-6.
^
ТЕМА: Этапы ведения консультативной беседы
ЦЕЛЬ: познакомиться с понятием «тестирование» в практике психологической консультации.
1. Какую роль психологическое тестирование выполняет в практике проведения психологического консультирования? В каких случаях рекомендуется применять психологические тесты в психологическом консультировании?
2. Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования? Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании?
3. В чем состоит психотерапевтическое воздействие психологического тестирования на клиента?
4. Охарактеризуйте тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования
5. Методы сбора информации о клиенте: метод анамнеза, тестирование, стандартизованное интервью.
Форма отчета: оформление конспекта ^
Литература (основная):
1. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы//Журнал практического психолога.-2003.-№1.-С.17-24
2. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - Москва «ВЛАДОС».-2003г.-С.119-123;
3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-С.5-56 (ч.1 и 2)
СР-7. ТЕМА: Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез ЦЕЛЬ: Отработать навыки ведения консультативной беседы
^ Провести разбор консультативных случаев.
ВАРИАНТ1
1. Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
2. За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
3. На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
4. За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: «Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
ВАРИАНТ 2
1. В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
2. На телефон доверия позвонила немолодая женщина, у которой недавно в армии трагически погиб сын. Никак не может успокоиться. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
3. В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
4. Молодая женщина жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
ВАРИАНТ 3
1. На телефон доверия позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
2. За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена – не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: «Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
3. За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
4. В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: С момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить редко. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
СР-8.
ТЕМА: Консультативный контакт и его особенности
ЦЕЛЬ: изучить особенности консультативного процесса в различных школах
Проанализировать предложенную литературу и составить таблицу «Теория, методология и практика психологического консультирования в различных психологических школах»:
Направление
| Представитель
| Акцент
| Психоаналитическая традиция
| Концепция А. Адлера
|
| Концепция З. Фрейда
|
| Концепция К.Г. Юнга
|
| Современные психоаналитические концепции консультирования
|
| Бихевиористская традиция:
| Концепция консультирования классического бихевиоризма, Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера
|
| Теории социального научения
|
| Когнитивистская традиция
| Подход А. Бэка
|
| Подход Дж. Келли
|
| Концепция А. Эллиса
|
| Экзистенциальная традиция
| Подход В. Франкла
|
| Подход И. Ялома
|
| Подход Р. Мэя
|
| Гуманистическая традиция:
| Клиентцентрированная терапия К. Роджерса
|
| Подход В. Сатир
|
|
Литература (основная):
1. Мэй P. Искусство психологического консультирования./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, -С.123-127
4. Электронная хрестоматия (в библиотеке кафедры)
Модули
| МОДУЛЬ 1
| | Количество баллов за модуль
| 75
| | Содержательные модули
| Содержательный модуль1
| | Количество баллов за содержательный модуль и итоговый контроль
| 42
| | Количество баллов по видам работы, из них:
| Т1
| Т2
| Т3
| Т4
| Т5
| Т6
| Мини-контроль по теоретическим вопросам
|
| 3
| 3
| 3
|
|
| Подготовка к практическим и семинарским занятиям
|
|
|
|
| 5
| 5
| Самостоятельная работа студента
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| Тестовый контроль
| 5
| | Содержательный модуль 2
| | Количество баллов за содержательный модуль и итоговый контроль
| 33
| | Количество баллов по видам работы, из них:
| Т7
| Т8
| | Мини-контроль по теоретическим вопросам
| 3
| 3
| | Самостоятельная работа студента
| 6
| 6
| | Тестовый контроль (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)
| 15
| | Выполнение индивидуальной работы
| 25
| | Итоговый контроль (экзамен)
| 25
| | | | | | | | | | | |
viii. ^
ix.
x.
xi.
xii.
xiii.
xiv.
xv.
xvi.
xvii.
xviii.
xix.
xx.
xxi.
xxii.
xxiii. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
i. Индивидуальные задания.
Индивидуальное задание №1. Подготовка и защита реферата по одной из ниже предложенных тем
№
| Тема реферата
| Примерный план реферата
| Список рекомендуемой литературы (основная)
| 1.
| Представления о жизненном пути личности в рамках экзистенциального подхода И. Ялома
| 1. Понятие о данностях существования (смерть, изоляция, бессмысленность, свобода).
2. Факторы и источники экзистенциального кризиса
3. Конструктивные и деструктивные способы переживания тревоги, связанные с данностями существования.
4. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзистенциального кризиса, связанного с данностями существования.
| 1. ^
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.-М.:Смысл,2005.-365с.
2. Ялом И. Дар психотерапии.-Пер. с англ. Ф. Прокофьева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 352 с.
| 2
| Концептуальные основы логотерапии В. Франкла
| 1. Причины распространенности экзистенциального вакуума в современном обществе.
2. Основные методы работы с клиентами в рамках логотерапии В. Франкла.
| 1. ^
Франкл В. Основные понятия логотерапии.- из кн: В.Франкл. Доктор и душа/пер. А. Бореев/ СПб.: Ювента, 1997, с.242-279
2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. — 246с.
3. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с.
| 3
| Работа с клиентом в рамках гештальттерапии
| 1. Концептуальные основы гештальттерапии.
2. Цели работы с клиентом в рамках данного направления.
3. Механизмы нарушения процесса саморегуляции, выделяемые в рамках гештальттерапии.
4. Техники воздействия, используемые в гештальттерапии.
| 1. Ж. М. Робин. Гештальттерапия. Метод. рук-во.- Изд-во московской ассоциации гештальттерапевтов.-2004.- 21с.
2. Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я.Логвинской – М.: Независимая фирма “Класс”,1996.- 163с.
3. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. —358 с
4. Перлз Ф. Теория гештальтерапии.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,2004.-384с.
5. Перлз Ф. Гештальтсеминары.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,1996.-327с.
| Индивидуальное задание №2. Подготовка и защита мультимедийной презентации по проблеме сопротивления в психологическом консультировании.
Список рекомендуемой литературы
1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. – С.168-191
2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- Спб, 2003.- С 670
3. Ялом И. Дар психотерапии. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.-С.201-203
4. Гринсон Ральф Ромео. Техника и практика психоанализа.- http://bookap.by.ru
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
«Основы психологического консультирования»
1. ^
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|