Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЗ-2. Этапы и хронотоп психологической консультации




Цель занятия: формирование базовых представлений об основных этапах консультативной беседы

Вопросы для подготовки

 

1.
Стадии психологического консультирования.

2.
Первый этап консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы. Заключение контракта. Оплата психологической консультации.

3.
Понятие консультативной гипотезы. Второй этап консультативной беседы: Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.

4.
Третий этап консультативной беседы: оказание воздействия. Коррекция установок и коррекция поведения как подэтапы данного этапа.

5.
Четвертый этап консультативной беседы: завершение беседы.

 

Литература для подготовки (основная)

 

1.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования- М.: "Академический проект", 1999 –глава 4

2.
Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — С.35-43

3.
Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учебник для студентов вузов.-М.:Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС.-2003.-528с.

 

ПЗ-3. Консультирование малой группы

Цель занятия: формирование базовых представлений о специфике группового консультирования.

Вопросы для подготовки

 

1.
Мультикультуральный аспект психологического консультирования.

2.
Типы консультативных групп. Права участников группы.

3.
Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.

4.
Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.

5.
Основные задачи группового консультанта на каждой стадии.


Литература для подготовки (основная)

 

1.
Р.Кочюнас Психотерапевтические группы: теория и практика М.: Академический Проект", 2000.-глава 3-4

2.
Дж. Кори Теория и практика группового консультирования.-Москва.Эксмо.-2003.-с.17-32,32-45,71-75, 91-118, 121-180

vii.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


СР-1. ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

Вопросы для конспектирования

 

1.
Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Необходимые условия, которым должен отвечать диалог между консультантом и клиентом. Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода.

2.
Главная цель работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода. Данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность существования. Влияние этих данностей на развитие личности человека.

3.
Основные принципы и методы работы с клиентом в рамках экзистенциального подхода (применительно ко всем четырем основным экзистенциальным беспокойствам и специфические)

4.
Основные теоретические положения о природе и потребностях человека в рамках логотерапии. Понятия «Экзистенциальный вакуум», «Ноогенный невроз», «Массовая невротическая триада». Причины распространенности экзистенциального вакуума в сообществе. Цель работы с клиентом в рамках логотерапии. Методы и последовательность работы с клиентом в рамках логотерапии.

5.
Методы подкрепления в психологическом консультировании.


Литература для подготовки (основная)

 

1.
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - М., 2006 г.- С. 123 – 126, С.194 – 197, 541 – 542, 653 - 654.

2.
Нельсон-Джоунс Р.Т. Теория и практика консультирования.- Питер-Класс, 2000.- С. 30 – 60., С. 138 – 164, С. 165 – 187, С. 215 – 246

3.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 2002.- 274с.

4.
Хьелл, Зиглер Теории личности.- М., 1998.- С. 528 – 573, С. 331 – 409

5.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия – Питер, 1999.- 457с.

 

СР-2.

ТЕМА: Возникновение, развитие и специфика психологического консультирования

ЦЕЛЬ: Изучить особенности психологического консультирования в учреждениях образования разного типа: школы, дошкольные учреждения и ВУЗы.

 

1.
В чем проявляется своеобразие консультирования в ДДУ? При подготовке сообщения на эту тему рекомендуется найти ответ на вопрос, возможно ли психологическое консультирование дошкольников и если да, то в каких формах. Важно использовать именно методологию и приемы психологического консультирования.

2.
В чем проявляется своеобразие консультирования в школе?

3.
В чем проявляется своеобразие консультирования в начальной школе?

4.
В чем проявляется своеобразие консультирования в средней школе?

5.
В чем проявляется своеобразие консультирования в старших классах?

6.
Психологическое консультирование в ВУЗе. При подготовке сообщения на эту тему особенно рекомендуем разобрать случай оказания психологической помощи студенту, описанный в книге Ролло Мэя.


Форма отчета: конспект по предложенным вопросам

Литература (основная):

 

1.
Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 1999г-с. 172-183.

2.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. – 256с.

3.
Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. СПб.:Лидер.-2006г.-с.79-109

4.
Я работаю психологом /под ред. И.В. Дубровиной.-М.-1999г.-с.114-135

 

СР-3.

ТЕМА: Специальные проблемы психологического консультирования.

ЦЕЛЬ: Изучить специфику мотивационного консультирования.

Вопросы для конспектирования:

 

1.
Мотивационное консультирование, его основные принципы и значение для работы с клиентами из группы риска.

2.
консультирования тревожных клиентов, консультирования при реакциях страха и фобиях.

3.
Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.

4.
Консультирование в ситуации тяжелой болезни.

5.
Работа консультанта с людьми, принадлежащими к «группе риска»: ПИН, больными ВИЧ.


^ Форма отчета: конспект по предложенным вопросам


СР-4

ТЕМА: Психологическое консультирование малой группы

ЦЕЛЬ: Изучить специфику психологического консультирования малой группы.

Конспект по вопросам:

 

1.
Типы консультативных групп.

2.
Стадии развития группы и основные характеристики каждой стадии.

3.
Руководитель группы как личность. Компетентность группового консультанта.

4.
Права участников группы.


Литература основная:

 

1.
Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М: Акаде­мический Проект, 2001.- С.201-208.

2.
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл,2000. —С.83-87


Форма отчета: практическое занятие, конспект по предложенным вопросам


^ СР-5. ТЕМА: Отработка навыков ведения консультативной беседы на ее начальных этапах, слушания и понимания

ЦЕЛЬ: ознакомиться с понятием «метафора» в психологическом консультировании

Сделать конспект по вопросам:

 

1.
Значение и использование метафоры в психологическом консультировании.

2.
Подобрать метафоры для консультирования клиентов в кризисных состояниях.

Литература:

1.
Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону:Феникс,2004.-С.224-246.

2. ^

Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: пер. с нем./общ. Ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро.-М.: Прогресс.-240с.

3. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров:истории, мифы, сказки, анекдоты.-СПб: Питер.-2005.-176с.

Форма отчета: конспект

СР-6.

^

ТЕМА: Этапы ведения консультативной беседы

ЦЕЛЬ: познакомиться с понятием «тестирование» в практике психологической консультации.

1.
Какую роль психологическое тестирование выполняет в практике проведения психологического консультирования? В каких случаях рекомендуется применять психологические тесты в психологическом консультировании?

2.
Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования? Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании?

3.
В чем состоит психотерапевтическое воздействие психологического тестирования на клиента?

4.
Охарактеризуйте тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

5.
Методы сбора информации о клиенте: метод анамнеза, тестирование, стандартизованное интервью.


Форма отчета: оформление конспекта
^

Литература (основная):

1. Барлас Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы//Журнал практического психолога.-2003.-№1.-С.17-24

2.
Немов Р.С. Психологическое консультирование. - Москва «ВЛАДОС».-2003г.-С.119-123;

3.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007-С.5-56 (ч.1 и 2)


СР-7. ТЕМА: Анализ проблемных зон клиентов. Формулирование и проверка консультативных гипотез ЦЕЛЬ: Отработать навыки ведения консультативной беседы

^ Провести разбор консультативных случаев.

ВАРИАНТ1

 

1.
Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

2.
За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: «Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?» Муж: «Газету читаю». Супруга: «А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил». Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

3.
На телефон доверия звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

4.
За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: «Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.


ВАРИАНТ 2

 

1.
В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

2.
На телефон доверия позвонила немолодая женщина, у которой недавно в армии трагически погиб сын. Никак не может успокоиться. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

3.
В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, так как ему дома больше нравится. В течении недели вся расширенная семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

4.
Молодая женщина жалуется на упадок сил, подавленное настроение, внезапные вспышки агрессии. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.


ВАРИАНТ 3

 

1.
На телефон доверия позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

2.
За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена – не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: «Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

3.
За помощью к школьному психологу обратилась учительница. Запрос: «Как мне добиться дисциплины в классе? Как мне успокоить класс? Все время шум. Меня никто не слушает». Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

4.
В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: С момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить редко. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.


СР-8.

ТЕМА: Консультативный контакт и его особенности

ЦЕЛЬ: изучить особенности консультативного процесса в различных школах

Проанализировать предложенную литературу и составить таблицу «Теория, методология и практика психологического консультирования в различных психологических школах»:

 


 

Направление Представитель Акцент
Психоаналитическая традиция Концепция А. Адлера  
Концепция З. Фрейда  
Концепция К.Г. Юнга  
Современные психоаналитические концепции консультирования  
Бихевиористская традиция: Концепция консультирования классического бихевиоризма, Терапевтический подход Дж. Долларда и Н.И. Миллера  
Теории социального научения  
Когнитивистская традиция Подход А. Бэка  
Подход Дж. Келли  
Концепция А. Эллиса  
Экзистенциальная традиция Подход В. Франкла  
Подход И. Ялома  
Подход Р. Мэя  
Гуманистическая традиция: Клиентцентрированная терапия К. Роджерса  
Подход В. Сатир  

 


 

 


Литература (основная):

 

1.
Мэй P. Искусство психологического консультирования./ Пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

2.
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).

3.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, -С.123-127

4.
Электронная хрестоматия (в библиотеке кафедры)

 

Модули МОДУЛЬ 1  
Количество баллов за модуль 75  
Содержательные модули Содержательный модуль1  
Количество баллов за содержательный модуль и итоговый контроль 42  
Количество баллов по видам работы, из них: Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6
Мини-контроль по теоретическим вопросам   3 3 3    
Подготовка к практическим и семинарским занятиям         5 5
Самостоятельная работа студента 3 3 3 3 3 3
Тестовый контроль 5  
Содержательный модуль 2  
Количество баллов за содержательный модуль и итоговый контроль 33  
Количество баллов по видам работы, из них: Т7 Т8  
Мини-контроль по теоретическим вопросам 3 3  
Самостоятельная работа студента 6 6  
Тестовый контроль (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА) 15  
Выполнение индивидуальной работы 25  
Итоговый контроль (экзамен) 25  
                   

 

viii. ^

ix.

x.

xi.

xii.

xiii.

xiv.

xv.

xvi.

xvii.

xviii.

xix.

xx.

xxi.

xxii.

xxiii. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

i.
Индивидуальные задания.


Индивидуальное задание №1. Подготовка и защита реферата по одной из ниже предложенных тем

Тема реферата Примерный план реферата Список рекомендуемой литературы (основная)
1. Представления о жизненном пути личности в рамках экзистенциального подхода И. Ялома 1. Понятие о данностях существования (смерть, изоляция, бессмысленность, свобода). 2. Факторы и источники экзистенциального кризиса 3. Конструктивные и деструктивные способы переживания тревоги, связанные с данностями существования. 4. Основные методы работы с клиентом в ситуации экзистенциального кризиса, связанного с данностями существования. 1. ^ Ялом И. Экзистенциальная психотерапия.-М.:Смысл,2005.-365с. 2. Ялом И. Дар психотерапии.-Пер. с англ. Ф. Прокофьева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 352 с.
2 Концептуальные основы логотерапии В. Франкла 1. Причины распространенности экзистенциального вакуума в современном обществе. 2. Основные методы работы с клиентами в рамках логотерапии В. Франкла. 1. ^ Франкл В. Основные понятия логотерапии.- из кн: В.Франкл. Доктор и душа/пер. А. Бореев/ СПб.: Ювента, 1997, с.242-279 2. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. — 246с. 3. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 368 с.
3 Работа с клиентом в рамках гештальттерапии 1. Концептуальные основы гештальттерапии. 2. Цели работы с клиентом в рамках данного направления. 3. Механизмы нарушения процесса саморегуляции, выделяемые в рамках гештальттерапии. 4. Техники воздействия, используемые в гештальттерапии. 1. Ж. М. Робин. Гештальттерапия. Метод. рук-во.- Изд-во московской ассоциации гештальттерапевтов.-2004.- 21с. 2. Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я.Логвинской – М.: Независимая фирма “Класс”,1996.- 163с. 3. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. —358 с 4. Перлз Ф. Теория гештальтерапии.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,2004.-384с. 5. Перлз Ф. Гештальтсеминары.- М.: Инст.общегуманитарных исследований,1996.-327с.


Индивидуальное задание №2. Подготовка и защита мультимедийной презентации по проблеме сопротивления в психологическом консультировании.

Список рекомендуемой литературы

 

1.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. – С.168-191

2.
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- Спб, 2003.- С 670

3.
Ялом И. Дар психотерапии. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.-С.201-203

4.
Гринсон Ральф Ромео. Техника и практика психоанализа.- http://bookap.by.ru


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«Основы психологического консультирования»

 

1. ^






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных