Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В экономическом исследовании происходит процесс выработки научных знаний.




ГЛАВА III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Планирование экономическою исследования

1. Понятие экономического исследования

2. Планирование экономического исследования

3. Организация экономического исследования

 

1. Понятие экономического исследования

Экономическое исследование – это процесс научного изучения экономической системы в целях выявления ее закономерностей возникновения, развития и преобразования в интересах общества. В экономическом исследовании происходит процесс выработки новых научных знаний.

Исследовать социально-экономические процессы - это значит определить:

• их сущность и реальное содержание, т.е. то, что они представляют со­бой в действительности, объективно;

• тенденции, т.е. устойчивую направленность развития изучаемых про­цессов;

• присущие им противоречия (и тем самым выявить проблемы их функ­ционирования и развития в сложившихся условиях);

• социальные силы, в интересах которых развиваются те или иные соци­ально-экономические процессы.

Эти теоретические установки определяют методологические позиции ис­следователей, использование ими соответствующих методов изучения. Все это в решающей степени обусловливает теоретическое содержание исследований.

В экономическом исследовании происходит процесс выработки научных знаний.

Экономические исследования позволяют увидеть, где находятся резервы экономической системы и что мешает ее развитию по инновационному пути, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

 

Значимым для исследования является ценностная сторона, т.е. уяснение ценности тех или иных экономических явлений. Ценности выражают значение экономических явлений для того или иного человека, служат своеобразными ориентирами в мышлении, деятельности и поведении людей. Ценностные ори­ентации влияют на характер исследований, выводы из них и на содержание тео­рии, которую исследователь создает. «Эссе о природе и значении экономиче­ской науки» Роббинса (1932) часто приводят как пример подхода, утверждающего безотносительность эмпирических проверок для определения истинности или ложности экономической теории.

Методология исследования и предмет относятся, соответственно, к об­ластям субъективного и объективного. Методология исследования и теория -элементы сферы субъективного. Сегодня в управлении экономической систе­мой нет простых решений, усложняются условия функционирования системы, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Не­возможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходимо обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и коли­чества их вариантов. В ходе исследования добывается новое знание, происхо­дит своеобразное превращение метода в теорию. Но в результате исследования и дальнейшего методологического осмысления теории метод уточняется и обо­гащается, происходит также своеобразное превращение теории в метод. Эти циклы диалектических превращений метода и теории повторяются постоянно.

Экономическая система находится в постоянном развитии. Ее развитие -это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Постоянно возникает потребность в исследовании для прогнозирования кризисов, внезапных измене­ний, для готовности к парадоксам будущего. Увидеть будущее можно, лишь опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Исследование инновационной экономической системы дела­ет саму систему исследовательской, а, следовательно, и эффективной, устойчи­вой, жизнеспособной, адаптивной к любым изменениям.

Исследование - это не только функция современного экономиста, но и стиль функционирования всей экономической системы, определенный тип ор­ганизации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы)

В деятельности экономиста исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Деятельность экономиста должна быть не только исследовательской сама по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. В основе формирования исследовательского подхода лежат адаптированные к процессу познания научные понятия. Особое методологическое значение имеют теории, т.е. логические системы научных понятий. Установление взаимосвязи, координации к суборди-нации научных понятий, составляющих определенную теоретическую систему, открывает возможность, в частности, находить недостающие звенья системы.

Отдельные части теоретического знания при использовании их в качестве методологических средств выполняют различную роль в последующем познании. Одна часть играет роль методологического подхода. Например, закон стоимости, сформулированный в экономической теории, в последующих исследованиях используется как средство понимания соответствующих процессов и основа дальнейшего уточнения его, т.е. выполняет роль методологического подхода к познаваемому объекту. Другая часть теоретических знаний преобразовывается в специальные методологические приемы. К примеру, на основе теории стратегического планирования создан такой специфический познавательный прием, как балансовый метод анализа пропорций. Многое из арсенала методологических приемов используется и как средство методологического подхода, в виде специфических способов, полученных в процессе преобразования теоретического знания.

В экономическом исследовании предметом изучения могут быть:

• организация управления;

• неформальное управление;

• профессионализм персонала;

• механизм мотивации;

• экономия времени;

• использование компьютерных технологий.

Существуют комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является искусством управления.

Современный экономист не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности экономического анализа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных