ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В экономическом исследовании происходит процесс выработки научных знаний.ГЛАВА III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Планирование экономическою исследования 1. Понятие экономического исследования 2. Планирование экономического исследования 3. Организация экономического исследования
1. Понятие экономического исследования
Исследовать социально-экономические процессы - это значит определить: • их сущность и реальное содержание, т.е. то, что они представляют собой в действительности, объективно; • тенденции, т.е. устойчивую направленность развития изучаемых процессов; • присущие им противоречия (и тем самым выявить проблемы их функционирования и развития в сложившихся условиях); • социальные силы, в интересах которых развиваются те или иные социально-экономические процессы. Эти теоретические установки определяют методологические позиции исследователей, использование ими соответствующих методов изучения. Все это в решающей степени обусловливает теоретическое содержание исследований. В экономическом исследовании происходит процесс выработки научных знаний. Экономические исследования позволяют увидеть, где находятся резервы экономической системы и что мешает ее развитию по инновационному пути, чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Значимым для исследования является ценностная сторона, т.е. уяснение ценности тех или иных экономических явлений. Ценности выражают значение экономических явлений для того или иного человека, служат своеобразными ориентирами в мышлении, деятельности и поведении людей. Ценностные ориентации влияют на характер исследований, выводы из них и на содержание теории, которую исследователь создает. «Эссе о природе и значении экономической науки» Роббинса (1932) часто приводят как пример подхода, утверждающего безотносительность эмпирических проверок для определения истинности или ложности экономической теории. Методология исследования и предмет относятся, соответственно, к областям субъективного и объективного. Методология исследования и теория -элементы сферы субъективного. Сегодня в управлении экономической системой нет простых решений, усложняются условия функционирования системы, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимы исследования ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходимо обоснованный выбор решений из растущего разнообразия и количества их вариантов. В ходе исследования добывается новое знание, происходит своеобразное превращение метода в теорию. Но в результате исследования и дальнейшего методологического осмысления теории метод уточняется и обогащается, происходит также своеобразное превращение теории в метод. Эти циклы диалектических превращений метода и теории повторяются постоянно. Экономическая система находится в постоянном развитии. Ее развитие -это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Постоянно возникает потребность в исследовании для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего. Увидеть будущее можно, лишь опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Исследование инновационной экономической системы делает саму систему исследовательской, а, следовательно, и эффективной, устойчивой, жизнеспособной, адаптивной к любым изменениям. Исследование - это не только функция современного экономиста, но и стиль функционирования всей экономической системы, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы) В деятельности экономиста исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование». Деятельность экономиста должна быть не только исследовательской сама по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. В основе формирования исследовательского подхода лежат адаптированные к процессу познания научные понятия. Особое методологическое значение имеют теории, т.е. логические системы научных понятий. Установление взаимосвязи, координации к суборди-нации научных понятий, составляющих определенную теоретическую систему, открывает возможность, в частности, находить недостающие звенья системы. Отдельные части теоретического знания при использовании их в качестве методологических средств выполняют различную роль в последующем познании. Одна часть играет роль методологического подхода. Например, закон стоимости, сформулированный в экономической теории, в последующих исследованиях используется как средство понимания соответствующих процессов и основа дальнейшего уточнения его, т.е. выполняет роль методологического подхода к познаваемому объекту. Другая часть теоретических знаний преобразовывается в специальные методологические приемы. К примеру, на основе теории стратегического планирования создан такой специфический познавательный прием, как балансовый метод анализа пропорций. Многое из арсенала методологических приемов используется и как средство методологического подхода, в виде специфических способов, полученных в процессе преобразования теоретического знания. В экономическом исследовании предметом изучения могут быть: • организация управления; • неформальное управление; • профессионализм персонала; • механизм мотивации; • экономия времени; • использование компьютерных технологий. Существуют комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является искусством управления. Современный экономист не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности экономического анализа. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|