ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности формирования знания экономиста исследовательского типаОбщество переходит к новой, инновационной экономике. Переход к экономике инновационного типа рождает и новые требования к экономистам. В прошлом для экономиста было характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался экономист, который умел проводить анализ, исполняя распоряжения вышестоящих инстанций или инструкций, соответствовал принятым типам делового поведения. Сегодня рождается понятие экономиста исследовательского типа, или креативного экономиста. В чем его особенность? Экономист, осуществляющий свою деятельность в условиях перехода к инновационной экономике, должен быть критически мыслящей личностью, для которой свойственны: • определенные культурные нормы; • демократические ценности; • этические принципы; • умение оценивать моральное значение действий и выбора; • знание национальных культурных ценностей и межкультурного диалога. Каждый экономист проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, что определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие экономического анализа - потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в компетентностях экономиста. Компетентности могут быть классифицированы следующим образом: a) компетентности личностные; b) компетентности межличностного общения. Знаниям экономиста могут соответствовать следующие компетентности: a) общие знаниевые компетентности - знаниям законов, развития природы и общества; b) профессиональные знаниевые компетентности (общепрофессиональные и узкопрофессиональные) - профессиональным знаниям.
Деятельностные компетентности подразделяются на: общие деятельностные компетентности (энергичность, исполнительность, инициативу); b) деятельностные компетентности профессионального характера (менеджмент, умение руководить, знание рынка). При этом профессиональные компетентности могут группироваться в более узкие подвиды: производственные, аналитические, исследовательские, научные, педагогические. Каждый из указанных видов компетентностей имеет свое наполнение с учетом сферы профессиональной деятельности. Экономист исследовательского типа может осуществлять: • разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок; • подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей; • сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задачи; • организацию и проведение эмпирических исследований, в том числе статических обследований, опросов, анкетирования; • разработку инструментария проводимых исследований, анализ их результатов; подготовку данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; • разработку экономических, математических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере; • проблемное видение мира, способность распознавать там, где для других все ясно; • умение превентивно, т.е. заранее, заблаговременно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются; • антиномичность - умение воспринять, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им; • экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации; • развитую психологическую саморегуляцию, определяющую отношение к проблемам и их оценке; • способность к имитации функций различных членов коллектива; • психологическую проницательность, позволяющую видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика; • инновационность и безынертность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного; • аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения; • способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач; • умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера; • способность к латентному (скрытому') умению руководить, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «фаза в тень», умение обратиться за советом и помощью. Для формирования экономиста исследовательского типа в условиях становления инновационной экономической системы необходимы новые концепции экономического поведения, основанные на повышении значимости духовного начала во всех сферах деятельности, в том числе в исследованиях. Более того, экономист, проводя исследование, должен быть свободен от «оков моральных суждений»
Планирование экономического исследования В системе организации экономического исследования особое место занимает планирование исследования. Планирование исследования можно определить как специфическую форму деятельности исследователя, состоящую из комплекса положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат. Содержание логики планирования исследования раскрывает следующие ее структурные элементы. 1. Определение и формулирование цели или системы целей планирования исследования, которые преследует в планируемом периоде субъект исследования. 2. Анализ исходного уровня развития объекта исследования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода. 3. Определение объема и структуры потребностей в исследовании в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов исследования. 4. Выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало исследуемого периода. 5. Из определения сущности и содержания логики планирования исследования следует, что центральное место в ней занимает процесс формулирования целей, которые ставятся перед исследователем.
План исследования - это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования:
- устремленность в среднесрочную и долгосрочную перспективы; - ориентация исследования на решение ключевых, определяющих для объекта анализа целей, от достижения которых зависит социально-экономический прогресс;
- органическая увязка намеченных целей исследования с объемом и структурой ресурсов, требующихся для исследования; - учет воздействия на исследуемый объект многочисленных, внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние, и разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние на экономическое исследование; - адаптивный характер, т.е. способность экономического исследования предвидеть изменения внешней и внутренней среды исследуемого объекта.
Программа экономического исследования, рассматриваемая как процесс практического исследования на различных уровнях экономики, имеет свое содержание, охватывающее: цель проведения исследования, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигму и рабочую гипотезу решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами, предполагаемый результат и эффективность исследования. Основными процедурами исследования в макроэкономике являются стратегическая направленность исследования, программированное исследование, проектированное исследование. Процедура стратегического прогнозного исследования связана с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, с тем, что современная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на субъектах рынка. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно с помощью экономического исследования оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Во-вторых, в рыночном хозяйстве стратегическое прогнозное исследование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства, имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому прогнозное исследование позволяет предвидеть состояние объекта данного исследования в определенный момент будущего, основанное либо на исследовании тенденций социально-экономического развития объекта на соответствующий по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающей (телеологический) метод исследования). Под стратегическим прогнозным экономическим исследованием понимается эмпирическое или научно-обоснованное исследование возможного состояния объекта исследования в будущем. Стратегическое прогнозное исследование выступает в качестве важнейшего связующего звена между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества. Оно выполняет две важнейшие функции: • предсказательную; • предписательную. Предсказательная функция исследования состоит в описании возможных или желательных перспектив, состояний объекта исследования в будущем. Предписательная функция исследования состоит в подготовке проектов решения различных проблем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности различных субъектов экономики. Процесс и результаты прогностического исследования могут использоваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управленческом. Теоретико-познавательное назначение стратегического прогнозного исследования состоит в изучении и совершенствовании методов и форм исследования, выявлении тенденций, проявившихся в исследовании. Управленческий аспект стратегического прогнозного исследования состоит в использовании методов и приемов прогнозного исследования в подготовке экономистов и менеджеров, которые принимают участие в разработке управленческих решений. Эта подготовка включает: научный анализ тенденций в протекании социально-экономических процессов; вариантное предвидение предстоящего развития национальной экономики, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического прогресса. Полиструктурный (множественный) характер проблем, решаемых современным государством, его отдельными подсистемами, а также непосредственно хозяйствующими субъектами, порождает необходимость экономических исследований. Поскольку составление каждого вида прогноза имеет свои особенности, постольку возникает потребность в построении типологии экономического исследования. Она может строиться в зависимости от различных критериев и признаков, целей, задач, объектов исследования и методов его организации. К числу наиболее важных из них относятся: масштаб прогнозного исследования, время упреждения, характер объекта исследования, функция прогнозного исследования. 1.По масштабу прогнозного экономического исследования выделяют: • макроэкономическое (развитие национальной экономики в целом) и • исследование развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного); • исследования отраслевые и региональные; • исследования деятельности хозяйствующих субъектов. 2.По времени и характеру исследуемых проблем исследования подразделяются на: • стратегические и тактические; • оперативные; • краткосрочные; • среднесрочные; • долгосрочные. Стратегические прогнозные исследования имеют своей целью предвидение важнейших характеристик, формирование исследуемых объектов в среднесрочной и далее перспективах. Оперативные исследования предназначены для выявления возможностей по решению конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах. Деление прогнозных экономических исследований в зависимости от характера исследуемых объектов связано с различными аспектами воспроизводственного процесса. По этому признаку выделяют следующие виды прогнозных исследований: экономических и социальных отношений; социально-экономических предпосылок и последствий научно-технического прогресса; динамики развития национальной экономики; воспроизводства населения, состояние рынка труда, подготовки кадров; экономического использования природных ресурсов и состояния природной среды; уровня и качества жизни населения, доходов и цен; развития финансово-кредитных отношений; воспроизводства основного капитала и объема инвестиций в него; внешнеэкономических связей, международных отношений. 3.По функциональному признаку прогнозные исследования подразделяются на два типа: поисковые (генетические) и нормативные (темологические). Поисковые исследования основаны на условном продолжении в будущем тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекаются от условий (факторов), способных изменить эти тенденции. Нормативные исследования осуществляются на базе заранее определенных целей. Их задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта исследования в будущем, принимаемых в качестве целей. т Планирование исследования, его логика опираются на определение закономерности, получившее название принципов планирования исследования. Под принципом планирования исследования следует понимать объективную категорию науки планирования исследования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования исследования, как и самой практики планирования исследования, и определяющего задачи, направление и характер составления плана исследования, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.
Выделяют следующие основные принципы планирования исследования. 1. Принцип конкретности формирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. 2. Принцип организационной значительности. План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для успешного выполнения. 3. Принцип соизмеримой и рассчитанной трудоемкости. Исследование -это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения. 4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать по возможности дублирование и конфликтные ситуации. 5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. 6. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. 7. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями деятельности. Реализация принципов планирования исследования обеспечивается в результате учета в процессе исследования внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта исследования. Комплексность программы и планов исследования означает также многоаспектный характер работы над исследованием, отражение в нем многомерности окружающего объект исследования. Разработчик плана исследования должен в процессе его составления стремиться обеспечить внутреннюю согласованность всех разделов плана исследования, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки. Практическая реализация данных требований в планировании исследования предполагает: во-первых, своевременное доведение плановых заданий до участников исследования; во-вторых, тщательную проверку того, в какой мере ход выполнения исследования соответствует намечаемым параметрам.
В практике планирования исследования часто применяется системный подход в таких его модификациях, как: 1) системно-комплексный; 2) системно-программный; 3) системно-мультипликационный; 4) системно-нормативный; 5) системно-динамический. Системный подход представляет форму приложения теории познания и диалектики к планированию исследований. Развернутое определение системного подхода в планировании исследований включает использование восьми его аспектов: 1) системно-элементного, или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов планирования в исследованиях; 2) системно-структурного, заключающегося в структуре плана исследования и зависимости между элементами структуры плана исследования;
3) системно-функционального, предполагающего выполнение функций исследователя; 4) системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой; 5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов исследования; 6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств объекта использования; 7) системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта; 8) системно-нормативного - конкретизации и приложения системного подхода применительно к планированию требований субъектов исследования.
Одна из характеристик экономистов нового поколения состоит в умении проводить экономическое исследования, в способности видеть и описывать будущее развитие рынка, а также быстро реагировать на изменения. Исследователи будущего - это те, кто способен выработать «формулу» своей компании, а потом делать это снова и снова. И чем глубже они проникнут в своем исследовании в каждый уголок компании и рынка, тем больше станет компания двигаться в едином направлении. В большинстве компаний не используется и половина имеющейся энергии от планирования и организации экономических исследований, а ведь она принесет огромный эффект, если с помощью исследования описать компанию, создать ее целенаправленную концепцию, выработать внутреннюю программу и в соответствии с этим ею управлять. Современная компания направляет усилие на планирование экономических исследований пяти тенденций. Тенденция 1. Переход от национальных к интернациональным компаниям. Большинство компаний влечет желание продавать больше, и они начинают экспортировать. Начинается интернационализация компании, но без соответствующих экономических исследований в организации. Организация экономического исследования направлена на формирование такой концепции, которая раскрывала бы приспособление рынка к компании, концентрировала усилия на том, чтобы все смотрели в одном направлении. Традиционные филиалы - это образования прошлого. С сокращением жизненного цикла товара реальным параметром успеха становится скорость, с которой компания может реагировать на рыночные перемены. Для этого требуется организация экономического исследования для нужд центрального управления.. Тенденция 2. Движение от товара к концепции. Планирование и организация экономического исследования концентрируют усилия на том, чтобы доказать, что сегодня тенденция такова, что мы продаем концепцию товара, которая определяет и выделяет нас среди конкурентов. Создается специализированная группа исследователей из экономистов и маркетологов, с освобождением участников этой группы на определенное время от основной работы, что позволит им провести глубокое исследование. В нем лаконично будет сделано обоснование того, что, отделяя товар от его исходной категории, мы добавляем ему больше ценности и конкурентной силы. Исследователи компании путем непрерывного обмена информацией с рынком создают для компании открытость и высокую скорость реагирования на информацию. Контроль над рынком с помощью полученных исследовательских результатов предъявляет высокие требования к организации экономического исследования. Это и система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределение функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. В организации находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам, - все это направлено на разработку целенаправленной всеобъемлющей концепции товара. Тенденция 3. Сокращаются жизненные циклы товаров. Планирование и организация исследования данной тенденции сталкиваются с возникновением многих проблем, к решению которых надо быть готовыми. Рынок требует постоянного наличия конкуренции но цене и качеству. Довольно многие компании делают это с помощью маркетинговых уловок. Этого недостаточно. Возникает потребность организации наблюдения, тестирования, социометрического анализа, решения проблемы предоставления и поиска необходимой информации, которую работники не всегда стремятся открыть и предоставить. Требуется решить проблему обеспечения соответствующих условий административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным, проблему доверия и влияния на социально-психологическую атмосферу работы. С этой целью следует создать собственную образовательно-исследовательскую структуру в системе управления, позволяющую отслеживать жизненные циклы товаров. Организация исследования данной тенденции позволяет найти эффективную систему обратной связи, фиксирующей новые тенденции среди покупателей. Тенденция 4. Ускоренная реакция на изменения. Процесс планирования и организации исследования данной тенденции ориентирован на новые способы деятельности, которые вовлекают все больше и больше людей в процесс принятия решений. Становится еще более важным создание систем, которые будут получать необходимую информацию от пользователей и сегментов покупателей на международных рынках. Вследствие этого в компании происходят увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Тенденция 5. Переход от одного брэнда ко множеству брэндов. Организация исследования должна учитывать множество позиций в деятельности компании и включать их в объект своего анализа. Если компания вышла за рамки национальных границ, то ей, естественно, необходимо запускать новые товары. Это позволяет отделам продаж оптимально использовать рыночную позицию. Но, как следствие, организация теряет фокус не только в продажах, но и во всех других видах деятельности. Долгосрочная перспектива исследования приведет к тому, что отдельные продукты станут четко обозначенными брэндами со своей собственной жизнью, у компании будет собственное лицо. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|