Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности формирования знания экономиста исследовательского типа




Общество переходит к новой, инновационной экономике. Переход к экономике инновационного типа рождает и новые требования к экономистам. В прошлом для экономиста было характерным стремление к чет­кому исполнительству. Хорошим считался экономист, который умел проводить анализ, исполняя распоряжения вышестоящих инстанций или инструкций, со­ответствовал принятым типам делового поведения.

Сегодня рождается понятие экономиста исследовательского типа, или креативного экономиста. В чем его особенность?

Экономист, осуществляющий свою деятельность в условиях перехода к инновационной экономике, должен быть критически мыслящей личностью, для которой свойственны:

• определенные культурные нормы;

• демократические ценности;

• этические принципы;

• умение оценивать моральное значение действий и выбора;

• знание национальных культурных ценностей и межкультурного диалога. Каждый экономист проявляет в своей работе черты индивидуальности.

Но всегда существует нечто общее, что определяется особенностью деятельно­сти и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие эконо­мического анализа - потребность в исследованиях. Эта потребность реализует­ся в компетентностях экономиста.

Компетентности могут быть классифицированы следующим образом:

a) компетентности личностные;

b) компетентности межличностного общения.

Знаниям экономиста могут соответствовать следующие компетентности:

a) общие знаниевые компетентности - знаниям законов, развития приро­ды и общества;

b) профессиональные знаниевые компетентности (общепрофессиональные и узкопрофессиональные) - профессиональным знаниям.

 

Деятельностные компетентности подразделяются на:

общие деятельностные компетентности (энергичность, исполнительность, инициативу);

b) деятельностные компетентности профессионального характера (менеджмент, умение руководить, знание рынка).

При этом профессиональные компетентности могут группироваться в более узкие подвиды: производственные, аналитические, исследовательские, научные, педагогические.

Каждый из указанных видов компетентностей имеет свое наполнение с учетом сферы профессиональной деятельности.

Экономист исследовательского типа может осуществлять:

• разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок;

• подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей;

• сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задачи;

• организацию и проведение эмпирических исследований, в том числе статических обследований, опросов, анкетирования;

• разработку инструментария проводимых исследований, анализ их результатов; подготовку данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

• разработку экономических, математических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;

• проблемное видение мира, способность распознавать там, где для других все ясно;

• умение превентивно, т.е. заранее, заблаговременно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются;

• антиномичность - умение воспринять, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;

• экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации;

• развитую психологическую саморегуляцию, определяющую отношение к проблемам и их оценке;

• способность к имитации функций различных членов коллектива;

• психологическую проницательность, позволяющую видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика;

• инновационность и безынертность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;

• аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;

• способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;

• умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;

• способность к латентному (скрытому') умению руководить, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «фаза в тень», умение обратиться за советом и помощью.

Для формирования экономиста исследовательского типа в условиях становления инновационной экономической системы необходимы новые концепции экономического поведения, основанные на повышении значимости духовного начала во всех сферах деятельности, в том числе в исследованиях. Более того, экономист, проводя исследование, должен быть свободен от «оков моральных суждений»

 

Планирование экономического исследования

В системе организации экономического исследования особое место зани­мает планирование исследования.

Планирование исследования можно определить как специфическую фор­му деятельности исследователя, состоящую из комплекса положений, опреде­ляющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, ис­пользуемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Содержание логики планирования исследования раскрывает следующие ее структурные элементы.

1. Определение и формулирование цели или системы целей планирова­ния исследования, которые преследует в планируемом периоде субъект иссле­дования.

2. Анализ исходного уровня развития объекта исследования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода.

3. Определение объема и структуры потребностей в исследовании в пла­нируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объек­тов исследования.

4. Выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало ис­следуемого периода.

5. Из определения сущности и содержания логики планирования иссле­дования следует, что центральное место в ней занимает процесс формулирова­ния целей, которые ставятся перед исследователем.

 

План исследования - это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

 

План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования:

 

- устремленность в среднесрочную и долгосрочную перспективы;

- ориентация исследования на решение ключевых, определяющих для объ­екта анализа целей, от достижения которых зависит социально-экономический прогресс;

 

- органическая увязка намеченных целей исследования с объемом и структурой ресурсов, требующихся для исследования;

- учет воздействия на исследуемый объект многочисленных, внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние, и разра­ботка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих их негативное влия­ние на экономическое исследование;

- адаптивный характер, т.е. способность экономического исследования предвидеть изменения внешней и внутренней среды исследуемого объекта.

 

Программа экономического исследования, рассматриваемая как процесс практического исследования на различных уровнях экономики, имеет свое со­держание, охватывающее: цель проведения исследования, содержание пробле­мы, ее актуальность и важность, парадигму и рабочую гипотезу решения про­блемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами, предпо­лагаемый результат и эффективность исследования.

Основными процедурами исследования в макроэкономике являются стра­тегическая направленность исследования, программированное исследование, проектированное исследование.

Процедура стратегического прогнозного исследования связана с двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, с тем, что современная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на субъектах рынка. Чтобы не допускать крупных, подчас непопра­вимых ошибок, нужно с помощью экономического исследования оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения конкурентов на внут­реннем и внешнем рынках.

Во-вторых, в ры­ночном хозяйстве стратегическое прогнозное исследование выступает как ис­ходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами и плана­ми, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства, имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому прогнозное иссле­дование позволяет предвидеть состояние объекта данного исследования в опре­деленный момент будущего, основанное либо на исследовании тенденций со­циально-экономического развития объекта на соответствующий по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (норма­тивный или целеполагающей (телеологический) метод исследования).

Под стратегическим прогнозным экономическим исследованием понима­ется эмпирическое или научно-обоснованное исследование возможного состоя­ния объекта исследования в будущем.

Стратегическое прогнозное исследование выступает в качестве важней­шего связующего звена между теорией и практикой регулирования всех облас­тей жизни общества. Оно выполняет две важнейшие функции:

• предсказательную;

• предписательную.

Предсказательная функция исследования состоит в описании возмож­ных или желательных перспектив, состояний объекта исследования в будущем.

Предписательная функция исследования состоит в подготовке проек­тов решения различных проблем использования информации о будущем в це­ленаправленной деятельности различных субъектов экономики.

Процесс и результаты прогностического исследования могут использо­ваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управлен­ческом.

Теоретико-познавательное назначение стратегического прогнозного ис­следования состоит в изучении и совершенствовании методов и форм исследо­вания, выявлении тенденций, проявившихся в исследовании.

Управленческий аспект стратегического прогнозного исследования со­стоит в использовании методов и приемов прогнозного исследования в подго­товке экономистов и менеджеров, которые принимают участие в разработке управленческих решений. Эта подготовка включает: научный анализ тенденций в протекании социально-экономических процессов; вариантное предвидение предстоящего развития национальной экономики, учитывающее как сложив­шиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий при­нимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического прогресса.

Полиструктурный (множественный) характер проблем, решаемых совре­менным государством, его отдельными подсистемами, а также непосредственно хозяйствующими субъектами, порождает необходимость экономических иссле­дований. Поскольку составление каждого вида прогноза имеет свои особенно­сти, постольку возникает потребность в построении типологии экономического исследования. Она может строиться в зависимости от различных критериев и признаков, целей, задач, объектов исследования и методов его организации. К числу наиболее важных из них относятся: масштаб прогнозного исследова­ния, время упреждения, характер объекта исследования, функция прогнозного исследования.

1.По масштабу прогнозного экономического исследования выделяют:

• макроэкономическое (развитие национальной экономики в целом) и
структурное (межотраслевые и межрегиональное) исследования;

• исследование развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производ­ственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного);

• исследования отраслевые и региональные;

• исследования деятельности хозяйствующих субъектов.

2.По времени и характеру исследуемых проблем исследования подразделя­ются на:

• стратегические и тактические;

• оперативные;

• краткосрочные;

• среднесрочные;

• долгосрочные.

Стратегические прогнозные исследования имеют своей целью предвиде­ние важнейших характеристик, формирование исследуемых объектов в средне­срочной и далее перспективах. Оперативные исследования предназначены для выявления возможностей по решению конкретных проблем стратегических прогнозов в текущей деятельности и краткосрочных перспективах.

Деление прогнозных экономических исследований в зависимости от ха­рактера исследуемых объектов связано с различными аспектами воспроизвод­ственного процесса. По этому признаку выделяют следующие виды прогнозных исследований: экономических и социальных отношений; социально-экономических предпосылок и последствий научно-технического прогресса; динамики развития национальной экономики; воспроизводства населения, со­стояние рынка труда, подготовки кадров; экономического использования при­родных ресурсов и состояния природной среды; уровня и качества жизни насе­ления, доходов и цен; развития финансово-кредитных отношений; воспроизвод­ства основного капитала и объема инвестиций в него; внешнеэкономических связей, международных отношений.

3.По функциональному признаку прогнозные исследования подразделяют­ся на два типа: поисковые (генетические) и нормативные (темологические). По­исковые исследования основаны на условном продолжении в будущем тенден­ций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем и отвлекаются от условий (факторов), способных изменить эти тенденции.

Нормативные исследования осуществляются на базе заранее определен­ных целей. Их задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достиже­ния возможных состояний объекта исследования в будущем, принимаемых в качестве целей.

т

Планирование исследования, его логика опираются на определение зако­номерности, получившее название принципов планирования исследования. Под принципом планирования исследования следует понимать объективную катего­рию науки планирования исследования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования исследования, как и самой практики плани­рования исследования, и определяющего задачи, направление и характер со­ставления плана исследования, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

 

Выделяют следующие основные принципы планирования исследования.

1. Принцип конкретности формирования заданий. План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений.

2. Принцип организационной значительности. План должен соответст­вовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для успешного выполнения.

3. Принцип соизмеримой и рассчитанной трудоемкости. Исследование -это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.

4. Принцип интеграции деятельности. План должен учитывать необхо­димость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать по возможности дублирование и конфликтные ситуации.

5. Принцип контролируемости. Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план.

6. Принцип ответственности. Как правило, план включает графу ответ­ственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений.

7. Принцип реальности. План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями деятельности.

Реализация принципов планирования исследования обеспечивается в ре­зультате учета в процессе исследования внешних и внутренних факторов, опре­деляющих развитие объекта исследования. Комплексность программы и планов исследования означает также многоаспектный характер работы над исследова­нием, отражение в нем многомерности окружающего объект исследования.

Разработчик плана исследования должен в процессе его составления стремиться обеспечить внутреннюю согласованность всех разделов плана ис­следования, точность плановых расчетов, а также возможность их последую­щей проверки.

Практическая реализация данных требований в планировании исследова­ния предполагает: во-первых, своевременное доведение плановых заданий до участников исследования; во-вторых, тщательную проверку того, в какой мере ход выполнения исследования соответствует намечаемым параметрам.

 

 

В практике планирования исследования часто применяется системный подход в таких его модификациях, как:

1) системно-комплексный;

2) системно-программный;

3) системно-мультипликационный;

4) системно-нормативный;

5) системно-динамический.

Системный подход представляет форму приложения теории познания и диалектики к планированию исследований. Развернутое определение системно­го подхода в планировании исследований включает использование восьми его аспектов:

1) системно-элементного, или системно-комплексного, состоящего в вы­явлении элементов планирования в исследованиях;

2) системно-структурного, заключающегося в структуре плана исследова­ния и зависимости между элементами структуры плана исследования;

 

3) системно-функционального, предполагающего выполнение функций исследователя;

4) системно-целевого, означающего необходимость научного определе­ния целей исследования, их взаимной увязки между собой;

5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ре­сурсов исследования;

6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств объекта использования;

7) системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта;

8) системно-нормативного - конкретизации и приложения системного подхода применительно к планированию требований субъектов исследования.

 

Одна из характеристик экономистов нового поколения состоит в уме­нии проводить экономическое исследования, в способности видеть и описы­вать будущее развитие рынка, а также быстро реагировать на изменения. Ис­следователи будущего - это те, кто способен выработать «формулу» своей компании, а потом делать это снова и снова. И чем глубже они проникнут в своем исследовании в каждый уголок компании и рынка, тем больше станет компания двигаться в едином направлении. В большинстве компаний не ис­пользуется и половина имеющейся энергии от планирования и организации экономических исследований, а ведь она принесет огромный эффект, если с помощью исследования описать компанию, создать ее целенаправленную концепцию, выработать внутреннюю программу и в соответствии с этим ею управлять.

Современная компания направляет усилие на планирование экономиче­ских исследований пяти тенденций.

Тенденция 1. Переход от национальных к интернациональным компани­ям. Большинство компаний влечет желание продавать больше, и они начинают экспортировать. Начинается интернационализация компании, но без соответст­вующих экономических исследований в организации. Организация экономиче­ского исследования направлена на формирование такой концепции, которая раскрывала бы приспособление рынка к компании, концентрировала усилия на том, чтобы все смотрели в одном направлении. Традиционные филиалы - это образования прошлого. С сокращением жизненного цикла товара реальным па­раметром успеха становится скорость, с которой компания может реагировать на рыночные перемены. Для этого требуется организация экономического ис­следования для нужд центрального управления..

Тенденция 2. Движение от товара к концепции.

Планирование и организация экономического исследования концентри­руют усилия на том, чтобы доказать, что сегодня тенденция такова, что мы про­даем концепцию товара, которая определяет и выделяет нас среди конкурентов. Создается специализированная группа исследователей из экономистов и марке­тологов, с освобождением участников этой группы на определенное время от основной работы, что позволит им провести глубокое исследование. В нем ла­конично будет сделано обоснование того, что, отделяя товар от его исходной категории, мы добавляем ему больше ценности и конкурентной силы. Исследо­ватели компании путем непрерывного обмена информацией с рынком создают для компании открытость и высокую скорость реагирования на информацию.

Контроль над рынком с помощью полученных исследовательских резуль­татов предъявляет высокие требования к организации экономического исследо­вания. Это и система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих по­рядок его проведения, т.е. распределение функций, обязанностей, ответственно­сти и полномочий на выполнение исследовательских работ. В организации на­ходят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам, - все это направлено на разработку целенаправлен­ной всеобъемлющей концепции товара.

Тенденция 3. Сокращаются жизненные циклы товаров.

Планирование и организация исследования данной тенденции сталкива­ются с возникновением многих проблем, к решению которых надо быть гото­выми. Рынок требует постоянного наличия конкуренции но цене и качеству.

Довольно многие компании делают это с помощью маркетинговых уловок. Это­го недостаточно. Возникает потребность организации наблюдения, тестирова­ния, социометрического анализа, решения проблемы предоставления и поиска необходимой информации, которую работники не всегда стремятся открыть и предоставить. Требуется решить проблему обеспечения соответствующих усло­вий административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объек­та, которое должно быть минимальным, проблему доверия и влияния на соци­ально-психологическую атмосферу работы. С этой целью следует создать соб­ственную образовательно-исследовательскую структуру в системе управления, позволяющую отслеживать жизненные циклы товаров.

Организация исследования данной тенденции позволяет найти эффектив­ную систему обратной связи, фиксирующей новые тенденции среди покупателей.

Тенденция 4. Ускоренная реакция на изменения. Процесс планирования и организации исследования данной тенденции ориентирован на новые способы деятельности, которые вовлекают все больше и больше людей в процесс принятия решений. Становится еще более важным создание систем, которые будут получать необходимую информацию от поль­зователей и сегментов покупателей на международных рынках. Вследствие это­го в компании происходят увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы.

Тенденция 5. Переход от одного брэнда ко множеству брэндов. Организация исследования должна учитывать множество позиций в дея­тельности компании и включать их в объект своего анализа. Если компания вышла за рамки национальных границ, то ей, естественно, необходимо запус­кать новые товары. Это позволяет отделам продаж оптимально использовать рыночную позицию. Но, как следствие, организация теряет фокус не только в продажах, но и во всех других видах деятельности. Долго­срочная перспектива исследования приведет к тому, что отдельные продукты станут четко обозначенными брэндами со своей собственной жизнью, у компа­нии будет собственное лицо.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных