Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовая охрана и толкование Конституции РФ 1993 года




В рамках данного вопроса рекомендуется изучить теоретические подходы к определению понятия «охрана конституции. Конституция РФ (ч. 2 ст. 15) в общей форме устанавливает режим конституционной законности и правопорядка в стране. Что касается граждан, по замечанию М.В. Баглая, они охраняют Конституцию с помощью пассивных форм (возложенных на них обязанностей) и активных (вправе обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке)[87]. Но главная ответственность за охрану Конституции возложена на должностных лиц, прежде всего на Президента РФ. Следует раскрыть роль Президента РФ как гаранта Конститу­ции РФ, Конституционного Суда, иных судов, в рамках компетенции имеющих право оцени­вать конституционность нормативных или иных актов и объявлять их недействующими.

Конституция РФ не возлагает обязанности по её охране на органы государственной власти – Федеральное Собрание, Президент, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Это вытекает из конституционных полномочий. Особая роль в охране Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ, который являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов, разрешает споры о компетенции, даёт толкование конституции, проверяет жалобы граждан на нарушение конституционных прав, а также осуществляет ряд иных полномочий, направленных на охрану Конституции (ч. 2-5 ст. 125).

Право толкования Конституции принадлежит Конституционному Суду. Это официальное нормативное толкование конституционных положений, обусловленное возникновением на практике неодинакового понимания нормы из-за её неопределённости, противоречивости, неточности. Оно абстрактно, вне связи с конкретным делом, не является способом установления новых норм[88]. Студентам нужно определить круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании, проанализировать судебную практику и выявить, статьи каких глав не подверглись толкованию, хотя нуждаются в нем в связи с проведением государственно-правовой реформы.

5. Реализация Конституции РФ: понятие, формы и содержание

При подготовке вопроса следует исходить из того, что в научной литературе понятие «действие» и «реализация» во многих случаях рассматриваются почти как тождественные, хотя между ними есть смысловые различия. Действие права – это более широкое понятие, чем реализация правовых норм. Реализация правовых норм – это более высокая степень права. Действие Конституции свидетельствует о готовности её оказывать фактическое влияние на общественные отношения[89].

Реализация конституционно-правовых норм – это воплощение их предписаний в фактической деятельности субъектов права, осуществление соответствующих требований в правомерном поведении, в общественной практике. Реализация конституционных норм осуществляется в следующих формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Ссылаясь на нормы Конституции РФ, студентам необходимо раскрыть содержание всех форм реализации конституционно-правовых норм, привести примеры. Для более полного понимания вопроса рекомендуется изучить работу В.О. Лучина «Конституция РФ. Проблемы реализации. – М., 2002. – С. 58-109.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты и юридические свойства Конституции РФ? Назовите статьи Основного Закона, в которых они закреплены.

2. Нормы Конституции РФ действуют непосредственно: всегда ли это возможно?

3. Какие органы государственной власти осуществляют охрану Конституции РФ?

4. Существуют ли в настоящее время объективные причины для принятия новой конституции? Какие мнения высказываются в научной литературе?

5. Обладает ли юридической силой преамбула Конституции РФ? Каково ее предназначение в структуре Конституции?

6. В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию РФ непосредственно?

7. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3). Можно ли, исходя из этого, разработать проект новой Консти­туции РФ, вынести его на референдум и принять?

8. Можно ли внести поправки в гл. 1, 2, 9 Конституции, сохраняя в целом действие данной Конституции?

9. Можно ли, начав процедуру пересмотра Конституции по одним положениям гл. 1, 2, 9, в процессе подготовки новой Консти­туции дать новую редакцию другим положениям указанных глав, а также иных глав Конституции? Иначе говоря, можно ли, начав с конкретных предложений по гл. 1, 2 и 9, подготовить и принять Конституцию, отличающуюся новизной регулиро­вания по всем ее главам (разделам)?

10. Что такое «пересмотр Конституции» и «конституционные поправки»? В каком соотношении они находятся друг с другом?

11. В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию Российской Федерации непосредственно?

12. Каков порядок внесения изменений в ст.65 Конституции России?

13. Кто обладает правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ? Отличается ли круг этих субъектов от круга субъектов права законодательной инициативы?

14. Соотнесите понятия «охрана» и «защита» Конституции РФ.

15. В чем, на Ваш взгляд, заключаются современные проблемы конституционного развития России? Нужны ли изменения в Конституции РФ?

16. Назовите формы и способы реализации Конституции РФ.

17. В чем основное различие между такими формами правовой охраны Конституции, как конституционный контроль и конституционный надзор?

18. С учетом про­ектов ФКЗ «О Конституцион­ном Собрании» и теоретических разработок студенты необходимо определить статус Конституционного Собрания: а) что такое Конституционное Собрание, какова его природа, можно ли его назвать учредительным органом государственной власти Российской Федерации; б) как (из кого) формировать Конституционное Собрание, что приемлемо или неприемлемо; в) как организовать деятельность Конституционного Собрания, как долго (1 год, 6 мес и т.д.) оно может (должно) рабо­тать; г) какая внутренняя структура Конституционного Собрания на­иболее целесообразна; д) каким видится статус члена Конституционного Собрания?

19. Сравните структуру и порядок принятия и изменения конституций и уставов: а) г. Москвы, Свердловской области, Пермского края, Республики Дагестан; б) Московской области, Краснодарского края, Республики Адыгея.

20. Напишите эссе о юридических свойствах конституций и уставов субъектов РФ (см.: тексты конституций и уста­вов субъектов РФ; Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов РФ: монография. - М., 2010. - С. 34-50).

21. Определите Конституцию РФ как ценность (см.: Кон­ституционные ценности: содержание и проблемы реализа­ции / Под ред. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. - М., 2009. - С. 9-54. Т. 1.).

22. Вправе ли суд не применять обычный закон и применять норму Конституции, если пришел к убеждению, что закон не со­ответствует Конституции - или же суд должен приостановить про­изводство и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ? Студентам необходимо изучить Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и высказать свою позицию по этой проблеме.

Тесты и задачи

1. Сущность правового государства в соответствии с Кон­ституцией РФ заключается в следующем: а) верховенство государства над правом; б) верховенство права над государством; в) подчиненность праву всех органов государства.

2. Предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции РФ может вносить: а) Конституционный Суд РФ; б) высшее должностное лицо субъекта РФ; в) группа численностью не менее одной третьей депутатов Государственной Думы; г) группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ должен быть рассмотрен законодательными органами субъектов РФ в срок: а) не позднее шести месяцев со дня его принятия; б) не позднее девяти месяцев со дня его принятия; в) не позднее года со дня его принятия; г) не позднее двух лет со дня его принятия.

4. Конституция РСФСР 1993 г. содержит главы: а) основы конституционного строя РФ; б) основные права и свободы человека и гражданин; в) правовой статус прокуратуры РФ; г) местное самоуправление; д) правовой статус Уполномоченного по правам человека.

5. Конституция РФ выражает волю: а) субъектов РФ; б) граждан РФ; в) российского многонационального народа.

6. К основным чертам (свойствам) Конституции РФ относятся: а) программность; б) реальность; в) прямое действие норм Конституции; г) важнейший политический документ.

7. Легитимность Конституции - это: а) законный порядок ее принятия; б) соответствие воле народа; в) отражение интересов правящих кругов.

8. Реальность Конституции - это: а) соответствие реальных отношений в обществе и государстве предписаниям Конституции; б) соблюдение конституции гарантировано ее предписаниями и нормами законодательства.

9. Стабильность Конституции - это: а) незыблемость и неизменяемость ее предписаний; б) незыблемость начал устройства государства и общества.

10. Функции Конституции: а) идеологическая; б) экологическая; в) политическая; г) охранительная; д) юридическая;

11. Пересмотр Конституции означает: а) внесение в Конституцию изменений; б) принятие новой Конституции.

12. Конституция РФ 1993 г. состоит из: а) глав, параграфов, статей; б) двух разделов, глав, статей; в) преамбулы, двух разделов, глав, статей.

13. Первый раздел Конституции РФ состоит из: а) 10 глав; б) 9 глав; в) 7 глав.

14. Раздел II Конституции РФ 1993 г. называется: а) заключительные и переходные положения; б) переходные положения; в) заключительные положения.

15. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить: а) Президент РФ; б) Совет Федерации; в) Государственная Дума; г) политические партии; д) Правительство РФ.

16. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ: а) могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ; б) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.

17. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принима­ются: а) большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не требуют одобрения органами законодательной власти субъектов РФ; б) большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

18. Преамбула: а) вводная часть; б) специальная глава; в) предписание.

19. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: а) вносятся на основании федерального конституционного закона; б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ; г) требуют подтверждения Конституционного Собрания; д) требуют подтверждения со стороны Конституционного суда РФ

Задача 1. На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложение об изменении ст. 12 Конституции РФ. Это пред­ложение было принято на совместном заседании Совета Фе­дерации и Государственной Думы простым большинством го­лосов депутатов. Какие статьи Кон­ституции РФ нарушены в данном случае?

Задача 2. В Республике Башкортостан (а также еще в шести респуб­ликах и 10 областях РФ) граждане России на общероссийском референдуме проголосовали против принятия новой Конститу­ции РФ 12 декабря 1993 года. По результатам всероссийского референдума за принятие Конституции РФ прого­лосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосова­нии, причем всего на выборы пришло 54,8% избирателей. Распространяется ли действие Конституции РФ на тер­риторию Республики Башкортостан?

Задача 3. Международным договором, заключенным между Россий­ской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадле­жащего данному государству, для предания его суду по зако­нам этого государства. Этот договор противоречит ст. 61 Кон­ституции России. Положения какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета россий­ским гражданином?

Задача 4. После сбора 1 миллиона подписей избирателей инициа­тивная группа обратилась в Государственную Думу с просьбой назначить всероссийский рефе­рендум для решения вопроса о досрочной отставке Президен­та РФ. Какое решение должна принять Государственная Дума?

Задача 5. Прежним Уголовным кодексом РФ была предусмотрена более строгая уголовная ответственность за хищение государственной, чем за хищение личной собствен­ности. Какой из основ конституционного строя России проти­воречил в данном случае Уголовный кодекс?

Задача 6. Конституционное Собрание большинством голосов от об­щего числа его членов приняло решение вынести на рефе­рендум РФ проект новой Конституции РФ. В течение какого времени, и какие федеральные органы госу­дарственной власти должны назначить проведение ре­ферендума РФ?

Задача 7. В Г осударственную Думу внесен проект закона РФ о поправке к Конституции, который предлагает одновременно изменения и дополнения в разные статьи глав 3-8 Конституции (в части полномочий Президента РФ, Государственной Думы, местного самоуправления и т.д.). Дума отказывается рассматривать законопро­ект по основанию, что Федеральный закон «О порядке при­нятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» гласит (п. 2 ст. 2): «Одним законом РФ о поправке к Конституции РФ охваты­ваются взаимосвязанные изменения конституционного текста». Как вы предлагаете толковать понятие «взаимосвязанные из­менения»?

Задача 8. Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон РФ о поправке к Конституции РФ. Совет Федерации направил принятый закон в законодатель­ные органы субъектов РФ с напоминанием о том, что они должны рассмотреть закон и срок не позднее 1 года со дня его принятия Советом Федерации. Получилось так, что требуемое большинство - 2/3 субъектов РФ - рассмотрели и одобрили закон в более сжатые сроки. Должен ли Совет Федерации ждать, пока закон рассмотрят остальные субъекты до истечения годичного срока, либо наличие тре­ буемого большинства одобривших субъектов РФ позволят раньше подвести итоги? Как бы вы посоветовали поступить Совету Федерации в случае, если все без исключения субъекты РФ рассмотрели и одобрили закон о поправке ранее истечения годичного срока? (вариант: рассмотрели все, но одобрили требуемые 2/3 субъектов?

Задача 9. Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о тол­ковании ч. 2 ст. 137 Конституции. В запросе Дума исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включе­ние нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конститу­ции РФ. Заявитель полагает, указанное изменение может вноситься указом Президента РФ. Прав ли заявитель? Аргументируйте данную правовую позицию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных