Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по изучению темы. 1. Власть в Российской Федерации: суть и формы проявления




1. Власть в Российской Федерации: суть и формы проявления

Изучение вопроса нужно начать с характеристики статьи 3 Конституции, закрепляющей народный суверенитет, а также определяющей механизм осуществления народовластия. Народовластие – принадлежность власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии со своей волей и коренными интересами. Это означает, что народ управляет всеми государственными и общественными делами непосредственно и через систему органов, образуемых им самим, либо органами, которые он сформировал. Власть народа – публичная власть, которая осуществляется: в интересах всего народа; гласно; в обществе и государстве. Свою власть народ осуществляет в трех основных формах: 1) государственная власть; 2) общественная власть; 3) власть местного самоуправления.

Затем необходимо дать содержательную характеристику указанных форм, учитывая, что государственную и общественную власть объединяет то, что они исходит от народа, но вместе с тем есть и различия. Государственную власть осуществляет либо народ, либо система государственных органов; акты (действия) государственной власти распространяются на всех граждан, имеют общеобязательный характер, т.е. подлежат обязательному исполнению всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; государственная власть использует методы убеждения, агитации, воспитания, при необходимости принимает принуждение и систему государственных санкций (наказаний). Общественная власть - власть общественных объединений и групп граждан как средство их самоорганизации; их акты обязательны для соответствующих граждан; опирается на методы общественного воздействия, обычаи, традиции, не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей.

Власть местного самоуправления осуществляется населением в рамках территорий муниципальных образований. Решения обеспечиваются не только авторитетом местного самоуправления, но и государственной поддержкой. В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (городские округа и муниципальные районы) при осуществлении которых они выступают как органы государственной власти, поэтому есть основания называть ее общественно-государственной властью[103].

При изучении вопроса следует учесть, что субъекты муниципальной власти – население отдельных муниципальных образований, а не народ РФ. Муниципальная власть, как и государственная, осуществляется в формах представительной и непосредственной демократии.

2. Непосредственная демократия: понятие, институты

Обсуждение вопроса следует начать с рассмотрения базового понятия демократия (в переводе с греческого «власть народа»), выявить соотношение понятия демокра­тия с понятиями народовластие, народный суверенитет. По мне­нию А.А. Безуглова и С.А. Солдатова, «если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом»3. С учетом такой позиции студентам необходимо проанализировать широко используемое в настоящее время понятие суверенная демократия.

Затем рассмотреть понятие непосредственной демократии. Это форма волеизъявления народа или каких-либо групп населения или прямое управление народа, самоуправление и самоорганизация в общественных и государственных делах. В некоторых случаях - это выражение воли народа иметь обязательный (императивный) окончательный характер, то есть принятое им решение не требует утверждения кем-либо. Такие институты называют императивными: а) выборы депутатов и должностных лиц; 2) референдум; 3) отзыв народом (избирателем) своих представителей. В рамках вопроса следует раскрыть содержание «императивного» и «свободного» мандата на конкретных примерах; определить правовые основы и процедуру отзыва; исследовать правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросу отзыва.

В других случаях воля народа носит консультативный характер. Консультативность предполагает, что официальное окончательное решение принимает коллективный орган государства или орган местного самоуправления. Это консультативные институты: 1) опрос народа; 2) всенародное обсуждение проектов правовых актов государственной и местной власти, других важных вопросов государственной и общественно-политической жизни; 3) публичные слушания как форма контакта органов публичной власти с населением; 4) коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции); 5) народная правотворческая инициатива; 6) наказы избирателей.

Наличие, набор и степень «императивности» институтов народовластия в значительной мере зависят от характера политической системы и концепции власти в государстве. Институты могут со временем трансформироваться, проявляясь как в императивной, так и в консультативной формах. Студентам нужно привести примеры таких явлений. Для этого следует проанализировать институты непосредственной демократии и изучить историю вопроса.

3. Представительная демократия: понятие, система органов государственной и местной власти

Изучение вопроса начать с определения понятия «представительная демократия», под которым принято понимать осуществление власти народа через выборные органы и должностных лиц. С.А. Авакьян предлагает следующее определение рассматриваемого понятия: «...это совокупность кон­ституционно-правовых институтов, посредством которых на выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления [104]. Далее следует изучить эволюцию идей и учреждений в народном представительстве России. В систему народного представительства можно включить все органы и все лица, которые избраны народом и должны представлять их интересы, хотя эти органы и лица могут осуществлять разные функции.

В России представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также представительных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления. Затем рассмотреть систему выборных органов, которая сложилась на трех уровнях: 1) на федеральном уровне: Федеральное Собрание, Президент РФ; 2) на уровне субъектов РФ: законодательные (представительные) органы, главы субъектов РФ; 3) на местном уровне: представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований.

Завершить вопрос следует выводом, что на каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система имеет целостный характер, характеризует одно суверенное государство – Российскую Федерацию.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Соотнесите понятие «демократия» с понятиями «народовластие», «народный суверенитет».

2. В чем отличие непосредственной демократии от демократии представительной?

3. Назовите институты непосредственной демократии.

4. В чем значение института наказов избирателей?

5. Какова правовая природа наказов избирателей? Являются ли они обязательными для депутатов?

6. Охарактеризуйте виды публичных мероприятий.

7. Возможно ли осуществить отзыв выборного должностного лица меньшим числом голосов, чем то, которым это лицо было избрано? Какова правовая позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу?

8. Каков порядок организации и проведения публичных мероприятий?

9. Назовите виды избираемых в РФ коллегиальных представительных органов и должностных лиц государственной и местной власти.

10. Зависит ли набор институтов непосредственной демократии от характера политической системы и концепции власти в государстве? Ваши доводы.

11. Проанализируйте понятия непосредственной и представительной демократии. Их соотношение.

12. Обязательно ли избрание государственных или муниципальных должностных лиц народом, лучше ли это, чем избрание, назначение соответственно общегосударственным парламентом или местным собранием депутатов – особенно с учетом расходов на выборы и широким распространением так называемых «грязных» избирательных технологий?

13. Покажите соотношение государственной власти и местного самоуправления в России (Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 2007).

14. Раскройте взаимосвязь институтов непосредственной демократии и прав личности (Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления теоретические основы. - М., 2004. - С. 144-159).

15. Сравните институт обращений и институт петиций, выделив общее и особенное (Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. - Баранул, 2000; Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии в современной России. - М., 2006).

Тесты и задачи

1. Народ России - это: а) совокупность физических лиц, проживающих на территории РФ; б) совокупность граждан РФ.

2. Народ и население: а) тождественные понятия; б) не тождественные.

3. Народ и нация - это: а) тождественные понятия; б) не тождественные.

4. Наказы избирателей депутатам: а) институт непосредственной демократии; б) институт представительной демократии; в) институт непосредственной и представительной демократии.

5. Наказ избирателей - это: а) поручение избирателей депутатам, имеющее общественное значение и направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей избирателей; б) пожелание избирателя, направленное на решение его проблем.

6. Отчеты депутатов и встречи депутатов с избирате­лями: а) однозначные понятия; б) не однозначные понятия.

7. Досрочный отзыв депутата избирателями характерен для: а) императивного мандата депутата; б) свободного мандата депутата; в) полусвободного мандата депутата.

8. Отчеты депутатов перед избирателями: а) информирование избирателей о своей деятельности в СМИ; б) выступление депутата с докладом о его работе за определенный период времени на собрании избирателей, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями.

9. Собрание и сход граждан имеют: а) одинаковую компетенцию; б) различную компетенцию.

10. Коллективные обращения граждан и петиции - это: а) однозначные понятия; б) не однозначные понятия.

11. Виды обращений граждан, указанные в Федераль­ном «О порядке рассмотре­ния обращений граждан РФ»: а) предложения; б) заявления; в) ходатайства; г) жалобы; д) петиции.

12. Срок рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления: а) 7 дней; б) 14 дней; в) 30 дней.

13. По Конституции РФ, обращения граждан РФ могут быть адресованы: а) государственным органам; б) органам местного самоуправления; в) общественным объединениям.

14. Формами непосредственного волеизъявления граж­дан РФ служат: а) референдум; б) выборы; в) съезды и конференции общественных объединений; г) уличные, домовые комитеты; д) наказы избирателей.

15. Основным методом реализации общественной вла­сти является: а) метод принуждения; б) методы убеждения и добровольного подчинения предписаниям общественных объединений.

16. Государственную власть от имени народа осущест­вляю: а) российское государство через систему органов государственной власти; б) общественные объединения.

17. Местное самоуправление имеет: а) государственный характер; б) общественный характер; в) государственно-общественный характер.

18. Признаки государственной власти, присущие местному самоуправлению: а) право самостоятельного формирования бюджета и сбора местных налогов; б) наличие особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением; в) наличие территории, изменение границ которой возможно с учетом мнения населения соответствующей территории; г) наличие территориального общественного самоуправления.

19. Демократия имеет следующие формы: а) представительная; б) непосредственная; в) виртуальная; г) общественная.

20. Референдумы бывают: а) обязательные; б) факультативные; в) консультативные.

21. Сход граждан для решения вопросов местного значе­ния может проводиться в поселении с числ. жите­лей не более: а) 100 чел.; б) 500 чел.

22. В случае необходимости государственный орган, рас­сматривающий обращение гражданина: а) может обеспечить его рассмотрение с выездом на
место; б) не может рассматривать его с выездом на место.

23. Продолжите фразу: «Конституция РФ закрепляет право собираться мирно, без оружия, проводить собра­ния...»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных