Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ




Бюджетная система — это гл. звено фин. системы гос-ва, явл-ся составляющей частью бюджетного устройства. БС — это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, кот-е самост-ны в бюдж-ом отношении. Она осн-а на правовых нормах, экономических отношениях и гос-ом устройстве. БС — это совокупность всех бюджетов, которые сущ-ют в стране.Построение БС зависит от формы административного и гос-ого устройства страны. Все гос-а подразделяются, в зависимости от степени распр-я власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство — форма гос-ого устройства, при кот. административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. БС унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов. Федеративное государство — это система государственного устройства, при кот. государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. БС федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное государство — это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы. Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ): 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты, в том числе: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов ф

4. Сущность и функции бюджета
Бюджет – от англ. «кожаный мешок», или ларец.
Бюджет это система отношений, которая опосредствует процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Именно это свидетельствует о том, что бюджет является экономической категорией, которая выражает две стороны финансовых отношений – государство с одной стороны и юридические и физические лица с другой.
Бюджетный кодекс так определяет бюджет: Бюджет это форма образования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По материальному содержанию бюджет является формой образования и использования централизованного фонда денежных средств.
По социально-экономической сущности бюджет выступает как орудие перераспределения национального дохода.
Бюджет выступает важнейшей финансовой категорией, и как финансовая категория бюджет выражает совокупность денежных отношений между различными субъектами воспроизводства в процессе формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств. Этот фонд дает возможность регулировать пропорции и преодолевать периодически возникающие в процессе производства диспропорции.
Бюджет тесно взаимодействует со всеми сферами и звеньями финансовой системы.
Как важнейший финансовый план бюджет обусловлен тем, что бюджет утверждается как закон. Бюджет увязан со всеми финансовыми планами юридических и физических лиц через налоговую систему.
Бюджет обеспечивает распределение и перераспределение ВВП.
Бюджет связан с кредитной системой и со всеми кредитными планами, поскольку бюджет тесно взаимодействует с ЦБ.
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе. Во-первых, на него приходится значительная доля ресурсов страны. Федеральный бюджет осуществляет финансирование внешнеэкономической деятельности. Бюджет выступает главным инструментом финансового контроля за формированием и использованием всех финансовых ресурсов страны.
Бюджет выступает мощным рычагом регулирования экономики. С его помощью государство управляет экономическим процессами. Необходимость регулирования через бюджет вытекает из особенностей самого процесса производства, т.к. производство должно регулироваться.
Функции бюджета:
1. Перераспределительная. Эта функция включает две стороны. Первая – это мобилизация средств. Вторая сторона – это использование мобилизованных средств. Бюджет вынужден осуществлять перераспределение материальных ценностей между двумя сферами – сферой материального производства и сферой нематериального производства. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей хозяйства, неравномерностью распределения по территориям и отсутствием социального равенства. Особенность этой функции состоит в следующем:
a. Одна и та же часть национального дохода проходит многократно через бюджет.
b. Масштабность движения денежных потоков через бюджет. Доля всех бюджетов в национальном доходе составляет 30-40%.
c. Распределение через бюджет идет не в порядке первичного распределения, а в порядке вторичного перераспределения.
2. Регулирование и стимулирование экономики. Государство с помощью бюджета осуществляет прямое и косвенное влияние на процесс производства.
3. Социальная функция.
4. Контрольная функция. Вообще некоторые функции финансов и бюджета перекликаются, т.к. бюджет – основное звено финансовой системы.
Бюджетное устройство.
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, а также экономические и юридические взаимоотношения между звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство зависит от типа государства. Существует три типа государства:
1. Унитарное (единое)
2. Федеративное. Объединенное государство, которое имеет в своем составе отдельные государства, имеющие свои права и обязанности.
3. Конфедеративное. Союзные государства (Швейцария).
В унитарном государстве существует два звена бюджетной системы – государственный бюджет и местный бюджет.
В федеративном государстве существует три звена – третье звено – бюджеты субъектов федераций.
Конфедеративное государство, как и федеративное, имеет три звена бюджетной системы.
Бюджетное устройство основывается на бюджетном праве. Бюджетное право – это совокупность юридических норм, которые регулируют бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.
Бюджетное права регулирует отношения:
1. Между центром и субъектами РФ
2. Между федеральным собранием и правительством РФ.
3. Между правительством и исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
4. Между финансовым аппаратом и учреждениями ЦБ РФ.
Бюджетная система РФ, в соответствии с 6 статьей бюджетного кодекса, подразделяется на три уровня:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты. Районные, городские, сельские, поселковые бюджеты. К местным бюджетам относятся также бюджеты закрытых административно-территориальных образований.
Консолидированный бюджет:
1. Федеральный бюджет
a. Федеральный бюджет
b. Федеральные целевые бюджетные фонды (включены в федеральный бюджет). Были образованы в результате включения в федеральный бюджет внебюджетных фондов.
c. Внебюджетные целевые фонды. Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.
2. Территориальные бюджеты (консолидированный бюджет субъектов федерации)
a. Бюджеты субъектов РФ (83)
b. Территориальные целевые бюджетные фонды. Они включаются в бюджеты субъектов федерации.
c. Местные бюджеты. Около 30 000. Бюджеты местных органов самоуправления. Районные, городские, поселковые, сельские и внутригородского районирования.
Консолидированный бюджет объединяет все доходы и расходы всех звеньев бюджетной системы. От федерального бюджета он отличается тем, что последний утверждается как закон и нижестоящие бюджеты не включает, а консолидированный включает все доходы и расходы всех бюджетов. Значение консолидированного бюджета:
1. Его показатели необходимы для сводного финансового планирования.
2. Используется для перспективного планирования.
3. Данные консолидированного бюджета необходимы для бюджетного планирования.
4. Дает возможность осуществлять межбюджетные отношения, т.е. отношения, которые возникают между бюджетами разного уровня.
Доходы консолидированного бюджета состоят в основном из налоговых поступлений. 87% всех поступлений составляют налоги. На долю косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и налог с продаж) из этих 87% приходится 46%. Неналоговые поступления относительно невелики и не превышают 10%.
Расходная часть консолидированного бюджета на 2/3 состоит из непроизводительных расходов:
1. Расходы на правоохранительную деятельность
2. На управление
3. На оборону.
4. На обслуживание государственного бюджета.
5. На социально-культурные мероприятия.
Бюджетный процесс.
Понятие бюджетного планирования и бюджетного процесса.
Бюджетное планирование это важнейшая составная часть финансового планирования, которая подчинена требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны.
В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны.
Бюджетное планирование включает:
1. Бюджетный процесс, как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня.
2. Его нормативно-правовую базу и организационную основу
3. Вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.
Основы бюджетного планирования определяются конституцией, бюджетным кодексом и другими законодательными актами.
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности государственных органов:
1. Составление проектов бюджета исполнительными органами власти
2. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах
3. Исполнение бюджетами исполнительными органами власти
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение законодательной властью.
Все эти стадии взаимообусловлены и взаимосвязаны. Продолжительность их примерно три года.
Основы организации бюджетного процесса.
Правовая база бюджетного процесса регламентируется во-первых конституцией РФ, на бюджетном кодексе, который принят в 1998г, но вступил в силу с 1 января 2000г., а также на решениях государственных представительных органов власти субъектов федерации.
Бюджетный процесс также регулируется правилами о порядке составления и исполнения бюджета, которые издаются министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование. Бюджетное регулирование это перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.
Льготный период длится один месяц, в течение которого заканчиваются все операции по исполнению бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом называются счетным периодом.
Перед бюджетным процессом стоят следующие задачи:
1. Максимально выявить все материальные и финансовые резервы в целях достижения сбалансированности бюджета.
2. Определить общий объем доходов бюджета и не только в целом, но и по отдельным видам налогов и других платежей. Эти размеры должны соответствовать как прогнозам, так и целевым программам социально-экономического развития.
3. Установить общий объем расходов и расходов по целевому назначению исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий.
4. Согласовать данные бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости денежной единицы.
5. Осуществить бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов разного уровня.
6. Усилить контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и за доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
7. Автоматизация процессов составления и исполнения бюджета через систему автоматизации финансовых расчетов.
Участники бюджетных процессов на федеральном уровне.
1. Парламент, законодательные органы, которые рассматривают и утверждают федеральные бюджеты
2. Президент, который подписывает утвержденные федеральные бюджеты.
3. Правительство, которое рассматривает проект бюджета после составления его министерством финансов. Кроме того, правительство организует разработку прогнозов экономического и социального развития страны, разработку важнейших федеральных программ, а также под его руководством осуществляется составление проекта федерального бюджета.
4. Министерство финансов и его финансовые органы на местах. Эта государственно-исполнительная структура проводит организационную, методическую и практическую работу по составлению и исполнению федерального бюджета, а также по составлению консолидированного бюджета РФ.
5. Федеральное казначейство. Занимается только вопросами расходов и контролем и расходами и доходами.
6. Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции. Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налоговых поступлений.
7. Государственный таможенный комитет, который выполняет те же самые функции, что и министерство по налогам и сборам, но только в области таможенного обложения.
8. Центральный Банк РФ. Концентрирует расчетные операции по поступлению налоговых средств и по расходным операциям.
9. Счетная палата.
10. Главные распорядители бюджетных средств. Ими являются органы государственной власти, которые имеют право распределять средства федерального бюджета по подведомственным органам, а также по подведомственным распорядителям. Функции главного распорядителя:
a. Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений
b. Составляет бюджетную роспись, которая предполагает распределение бюджетных ресурсов с поквартальной разбивкой.
c. Устанавливает лимиты бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств это предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, которые оплачиваются за счет бюджета.
11. Распорядитель бюджетных средств. Это орган государственной власти или местного самоуправления, который тоже имеет право распределять бюджетные средства по организациям, подведомственным ему.
Этапы бюджетного процесса.
Составление проекта бюджета.
Начинается задолго до начала финансового года. Им занимается министерство финансов, министерство по налогам и сборам и государственный таможенный комитет. Предварительно готовятся исходные данные макроэкономического уровня – объем ВВП на предстоящий финансовый год. Одновременно устанавливаются темпы роста ВВП за предыдущие 3-5 лет. Затем берется уровень инфляции. И снова делается прогноз на предстоящий финансовый год.
Составив эти основные макроэкономические показатели, министерство финансов готовит следующие документы и материалы:
1. Прогноз социально-экономического развития по территориям на очередной финансовый год.
2. Устанавливаются направления бюджетной и национальной политики на очередной финансовый год
3. Рассчитывается прогноз сводного финансового баланса
4. Составляется прогноз консолидированного бюджета.
5. Адресная инвестиционная программа
6. Составляется структура государственного и муниципального долга, внутреннего и внешнего.
7. Дается оценка потерь бюджета от налоговых льгот.
8. Дается прогноз бюджета на текущий финансовый год.
На основе этих документов разрабатывается перспективный финансовый план на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития. Этот финансовый план составляется на три года по укрупненным показателям бюджетной классификации. И ежегодно этот трехгодичный план будет корректироваться. Одновременно готовится бюджетное послание президента. Бюджетное послание президента представляется не позднее 10 марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании дается оценка экономическому положению страны, намечаются общие задачи на предстоящий год и это послание направляется федеральному собранию.
Главная задача при составлении проекта бюджета – определить объем денежных средств, которые централизуются в руках высших органов власти с целью финансового обеспечения функций государства.
Составление проекта бюджета начинается с низших органов исполнительных органов власти и идет к высшим.
Отдельное внимание уделяется вопросам согласования данных министерств и ведомств.
Это согласование охватывает несколько этапов.
На первом этапе разрабатываются разные варианты бюджета. Эти варианты должны быть одобрены правительством. Правительство выбирает из этих вариантов наиболее экономичные варианты и эти варианты кладутся в основу составления бюджета. Затем эти варианты возвращаются министерствам и разрабатываются окончательные варианты бюджетов.
На этом этапе доходы распределяются по бюджетам разного уровня.
Этот этап должен быть завершен к 15 июля, после чего проект бюджета поступает к правительству. Правительство в течение месяца рассматриваются следующие документы:
1. Проект федерального бюджета
2. Проекты бюджетов государственных целевых фондов
3. Проект сводного финансового баланса.
4. Проект социально-экономического развития
Получив одобрения правительства, все эти документы до 1 октября представляются в парламент, государственную думу и счетную палату.
Государственная дума должна дать оценку исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджета за текущий год.
Затем государственная дума оценивает программу представления средств федерального бюджета по каждому виду расходов и дает оценку поквартальному распределению средств федерального бюджета на планируемый год. Получив такие документы, начинается обсуждение в государственной думе. Это обсуждение должно пройти четыре чтения, т.е. четырежды идет обсуждение бюджета.
Но перед этим бюджет поступает в комитет государственной думы по налогам, банкам и финансам. Этот комитет распределяет бюджет по отдельным комитетам. После того как комитет обсудил свою часть бюджета, он должен получить одобрение всех комитетов, после чего бюджет поступает на чтения в государственную думу.
На первом чтении рассматриваются направления бюджетной политики, основные принципы взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами субъектов и решаются вопросы:
1. о доходах федерального бюджета
2. о расходах федерального бюджета
По результатам обсуждения государственная дума принимает проект государственного бюджета в первом чтении. Если она отклоняет проект федерального бюджета, то могут возникнуть несколько вариантов. Бюджет может быть полностью отклонен, тогда проет возвращается министерству финансов. Или государственная дума может снова предложить проект бюджета комитетам для обсуждения.
Если бюджет принимается в первом чтении, то через определенный промежуток времени начинается второе чтение федерального бюджета.
Во втором чтении решаются вопросы о распределении средств между статьями бюджетной классификации и распределению средств по доходам.
Второму чтению отводится 15 дней.
На третьем чтении обсуждаются расходы федерального бюджета по подразделениям функциональной классификации и распределяются по федеральным целевым программам.
После третьего чтения, спустя 25 дней, проект передается на четвертое чтение, после чего бюджет передается на совет федерации. Совету федерации отводится 15 дней. Совет федерации либо принимает бюджет полностью, либо отклоняет его в целом и передает обратно государственной думе.
После одобрения советом федерации, бюджет передается на подпись президенту, который в семидневный срок должен его подписать. Если бюджет отклоняется президентом, он направляется в парламент с замечаниями президента. Если 2/3 парламента проголосуют за старый бюджет, то бюджет становится законом без подписи президента.
После публикации бюджет становится законом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных