Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление и развитие правового статуса субъектов РФ




Подготовку вопроса следует начать с определения основных этапов становления и развития государственного устройства России: 1) формирование основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.); 2) закрепление фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 гг.); 3) кардинальные реформы государственного устройства, проходящие в России в преддверии принятия ныне действующей Конституции 1993 года.

В России федеративная форма была провозглашена 25 января 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Как отмечает А.Н. Кокотов: «III Съезд, установив лишь самые общие контуры федеральной модели, оставил решение остальных вопросов строительства федерализма, в т.ч. числе проблему субъек­тов, их правового статуса, на будущее. Тем более, что субъекты федера­ции отсутствовали. Они стали образовываться на территории государ­ства начиная с марта 1918 г.»[170]. Далее следует обратить внимание на следующие вопросы:

1) с принятием первой Конституции РСФСР 1918 г. начался процесс создания автономий (автономных областей, трудовых коммун, национальных округов);

2) в 1922 г. был образован СССР, в состав которого вошла РСФСР. Принцип организации власти в Союзе отводил крайне мало места для самостоятельности не только России, но и ее субъектам. После упразднения в 1924 г. Наркомнац происходит процесс учреждения представительства автономных республик и автономных областей при президиуме ВЦИК. Несмотря на отсутствие у субъектов РСФСР отдельной палаты в общероссийском парламенте, они, тем не менее они имели представительство в парламенте Союза ССР. Согласно ст. 15 Консти­туции СССР 1924 г., в одной из палат ЦИК - Совете национально­стей по пять мест отводилось каждой автономной республике и по од­ному - каждой автономной области[171];

3) Конституция РСФСР 1925 г., закрепила статус России как члена другого федеративного союза, а также невозможность изменения территории республик без их согласия;

4) Конституция РСФСР 1937 г., кардинально не подвергла изменению статус субъектов и их взаимоотношений с федеральной властью. В нее были включены главы о государственных органах автономий. Именно в Конституции 1937 г. впервые была закреплена норма о национальных округах;

5) Конституция РСФСР 1978 г. радикально не изменила систему федеративных отношений. При этом она исключила из федерального ведения утверждение конституций автономных рес­публик; преобразовала национальные округа в автономные; ввела норму о суверенитете РСФСР; предусмотрела предметы федерального ведения (их перечень был открытым). В процессе образований и развития автономий в России выявились три основные формы: автономная республика, автономная область и национальный округ, которые были признаны субъектами в разное время[172].

Кон­ституция 1978 г. наряду с автономными республи­ками и автономными областями отнесла к субъектам и автономные (национальные) округа. И только с момента заключения Федеративного договора субъектами РФ считаются рес­публики, автономная область, автономные округа, края, области и го­рода федерального значения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных