Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, структура, принципы правового статуса субъектов РФ




При рассмотрении вопроса следует начать с того, что современное российское законодательство не дает четкого общепринятого определения субъекта РФ и его конституционно-правового статуса. Смысл понятия «статус субъекта РФ» вытекает из анализа положений Конституции РФ: это государственно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории[173]. Конституционный статус субъекта федерации - это совокупность установленных нормами основного закона государства прав, гарантий их реализации, обязанностей, ответственности субъекта федерации[174]. Конституционный статус субъекта федерации может быть общим (совокупность прав и обязанностей субъекта федерации); специальным (видовым), фиксирующим права (обязанности) субъекта в определенном виде правоотношений: федеративном, международном, межсубъектном и т.д.; особенным - в рамках специального (видового) статуса субъекта, если субъекты имеют разные права в определенном виде правоотношений.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обладает следующей со­вокупностью его основных признаков: 1) самостоятельно разрабатывать и прини­мать свои конституции и уставы; 2) самостоятельно устанавливать собственное наименование в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ; 3) субъекты РФ - самоуправляющие террито­рии; 4) территория субъектов РФ - составная часть России. Территории субъектов РФ неприкосновенны и могут быть изменены только с их согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ); 5) осуществлять собственное правовое регулирование; 6) интересы субъектов РФ представлены на федеральном уровне; 7) самостоятельно устанавливают и форми­руют собственную систему органов государственной; 8) обладают международной правосубъектностью; 9) имеют собственную символику: герб, гимн, флаг, а также столицу или административный центр; 10) не обладают правом сецессии (односто­роннего выхода из состава Федерации); 11) субъекты равноправны (ст. 5); 12) субъекты Федерации - несуверенные государственные обра­зования. Рассмотренные выше признаки присущи всем субъектам Феде­рации.

По мнению В.А. Кряжкова, содержание конституционно-правового статуса субъектов РФ (его структурно-функциональная сторона) складывается из следующих элементов: принципы статуса; основные признаки государственности; права и обязанности; ответственность субъектов РФ[175]. Конституционно-правовой статус субъекта РФ построен на основе ряда принципов, предопределяющих его сущность и содержание. В их числе: ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом РФ; равноправие субъектов; разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов; государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации (ст. 4 и 5 Конституции РФ). Далее необходимо раскрыть содержание каждого из указанных принципов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных