Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно-правовая ответственность субъектов РФ




В последнее время достаточно широко обсуждается проблема усиления конституционно-правовой ответственности субъектов РФ, Ряд ученых называют ее федеративной ответственностью, в частности И.Н. Барциц[179]. По мнению С.А. Авакьяна, этот вопрос восходит к более широкой проблеме так называемого федерального вмешательства, т.е о системе мер и санкций, которые может применять федеративное государство к своим субъектам при нарушении ими либо на их территории конституции и законодательства, реальных угрозах жизни и безопасности населения, когда это делается самими субъектами либо они бессильны навести порядок, либо события и природная стихия требует помощи центра[180]. Однако ясности нет и в понимании самого характера ответственности, и в перечне её мер. Так, в связи с посягательствами на основы конституционного строя РФ можно назвать такие меры федеративного вмешательства, которые одновременно могут стать и мерами конституционно-правовой ответственности: а) принятие мер к отмене правового акта, действия органа государственной власти, высшего должностного лица субъекта; б) временное введение особого режима правления на территории субъекта; в) приостановление осуществления полномочий высшего должностного лица субъекта; и др.

Часть названных и иных мер отражена в законодательстве РФ. В частности, ряд мер, отражающих вмешательство Федерации в дела субъектов, закреплен в конституционном законе «О чрезвычайном положении». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 26) отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти в определенных Законом случаях. Студентам рекомендуется изучить основания для временного возложения полномочий на органы государственной власти РФ.

 

Автономия в России

При подготовке вопроса следует изучить теоретические подходы к определению автономии. Автономия - это право на самостоятельное решение вопросов своей жизни определенной территорией или совокупностью людей[181]. Различают территориальную и национально-культурную автономию.

Применительно к территориальной автономии применяются понятия «политическая автономия» и «администра­тивная автономия». По мнению С.А. Авакьяна, она может быть реализована в двух вариантах: 1) национально-территориальная (как средство национального самоопределения), когда территория компактного проживания этноса объявляется национально-террито­риальной автономной единицей (автономной республикой, областью, округом, национальным районом или уездом; 2) территориальная, когда как частям государства предоставляется более ши­рокий круг прав[182].

Национально-культурная автоно­мия - это сообщество людей одного национального происхождения, языка, созданное для поддержки их интереса к своей истории, литературе, культуре[183]. Студентам нужно изучить Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О на­ционально-культурной автономии», обратив внимание на следующие вопросы: 1) определение автономии: это форма национально-культурного самоопределении представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находя­щейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях са­мостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, разви­тия языка, образования, национальной культуры (ст. 1); 2) принципы автономии: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизация и самоуправление; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; многообразие форм внутренней организации; уважение языка, культуры, традиции, обычаев граждан различных этнических общностей; законность (ст. 2); 3) правовое регулирование: законодательство об общественных объединениях, иные федеральные законы и нормативные акты РФ и субъектов РФ, а также с общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 3); 4) система и порядок учреждения и регистрации автономии: национально-культурная автономия может быть местной, регио­нальной, федеральной, это вид общественного объединения, ее ор­ганизационно-правовая форма - общественная организация, подлежит государственной регистрации (ст. 1, глава 2); 5) права национально-культурной автономии, при этом право на автономию не является правом на национально-территориальное само­определение (ст. 4) и др.

Студентам рекомендуется найти информацию о количестве национально-культурных организациях в России на начало 2013 года, сколько из них национально-культурных автономий и сколько из них федеральных.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы теоретические подходы к определению субъекта РФ и его конституционно-правового статуса?

2. Дайте классификацию субъектов по различным признакам.

3. Какова юридическая конструкция правового статуса субъекта РФ?

4. Перечислите принципы статуса субъекта РФ.

5. В чем выражается равноправие субъектов РФ?

4. Каковы особенности правового статуса республики в составе РФ?

5. Каков порядок изменения границ между субъектами РФ?

6. В чем особенности конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения как субъекта РФ?

7. Каков порядок изменения наименования субъекта РФ?

8. В чем особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономного округа как субъекта РФ?

9. Какова нормативная основа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации?

10. Назовите основные нормативные акты, регулирующие вопросы принятия и образования в РФ нового субъекта федерации.

11. Определите компетенцию субъ­ектов РФ.

12. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ? Какие точки зрения на этот счет существуют в научной литературе? Какую правовую позицию по данному вопросу сформулировал Кон­ституционный Суд РФ?

13. Дайте характеристику конституционной ответственности субъектов РФ.

14. Что следует понимать под федеральным вмешательством?

15. Каков порядок осуществления субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей?

16. Каковы теоретические подходы к определению автономии?

17. Дайте характеристику территориальной и национально-культурной автономии. Приведите примеры.

Тесты и задачи

1. Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации: а) составляют единую иерархическую систему органов; б) действуют обособленно; в) действуют обособленно, но Федеральное собрание может контролировать деятельность представительных органов субъектов; г) являются единой системой органов, в которую входят представительные органы муниципальных образований.

2. Кто имеет право представлять в Совете Федерации двухпалатный законодательный орган республики, если в соответствии с Конституцией РФ для законодательного органа предоставляется одно место: а) председатель нижней палаты; б) председатель верхней палаты; в) лицо, избранное на совместном заседании палат; г) Президент республики?

3. Кто имеет право представлять в Совете Федерации республику, в которой главой государства и высшим должностным лицом является Президент, а органом исполнительной власти - Кабинет министров, если в соответствии с Конституцией РФ в Совет Федерации входит один представитель от исполнительной власти республики: а) Президент; б) Премьер-министр; в) лицо, представленное президентом и одобренное кабинетом министров; г) на усмотрение республики?

4. В случае выражения законодательным собранием республики вотума недоверия одновременно Президенту Республики и правительству: а) Президент уходит в отставку; б) Правительство; в) и Президент и Правительство; г) оба органа продолжают осуществлять свою деятельность.

5. При формировании областной администрации: а) 1/5 руководящих постов администрации назначается Губернатором после консультации с Законодательным собранием области; б) назначается Губернатором самостоятельно; в) назначается Законодательным собранием области; г) назначается Губернатором по согласованию с Правительством области.

6. Органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов: а) составляют единую систему исполнительной власти РФ; б) действуют независимо друг от друга; в) составляют единую систему исполнительной власти в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов; г) данный вопрос решается по-разному в различных субъектах.

7. Какой орган государственной власти принимает решение о переименовании субъекта РФ? а) Правительство; б) Государственная Дума; в) Совет Федерации; г) Президент.

8. Как должны регулироваться отношения автономных округов и краев, областей, в состав которых они входят? а) Законом края, области; б) Законом округа; в) Законом РФ; г) Договором края, области, округа.

9. Конституционно-правовые признаки субъектов РФ: а) собственные полномочия; б) система собственных органов государственной власти; в) общая с федерацией правовая система; г) общие для всех субъектов РФ наименования представительных органов государственной власти; д) наличие уставов как актов конституционного значения.

10. Субъектами РФ являются: а) республики; б) автономные округа; в) города краевого значения; г) федеральные округа; д) автономные края.

11. Автономные образования в составе Российской Федерации являются: а) равноправными с другими субъектами РФ; б) административно-политическими автономиями; в) не равноправными с другими субъектами РФ; г) культурно-национальными автономиями; д) традиционными автономиями.

12. Правовой статус субъектов РФ определяется: а) Конституцией РФ; б) Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами; в) Конституцией РФ, Федеративным договором, конституциями (уставами) субъектов РФ; г) конституциями (уставами) субъектов РФ; д) Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

13. Каким признаком не обладают субъекты РФ: а) суверенитетом; б) системой государственной власти; в) территорией; г) символикой; д) законодательством.

14. Кто утверждает изменения границ между субъектами РФ: а) Правительство РФ; б) Совет Федерации; в) Президент РФ; г) законодательные органы власти субъектов РФ; д) Государственная Дума..

15. Какой орган не входит в систему государственной власти субъектов РФ: а) законодательный (представительный); б) исполнительный; в) конституционный (уставный) суд; г) прокуратура; д) избирательная комиссия.

16. Каким правовым актом, кроме Конституции РФ, определяется статус автономного округа, находящегося, например, на территории Тюменской области: а) Конституцией автономного округа; б) Уставом автономного округа; в) Конституцией области; г) Уставом области; д) нет правильного ответа.

17. Возраст выдвижения кандидатуру на должность главы исполнительной власти субъекта РФ: а) с 18; б) с 21; в) 25; г) с 30; д) с 35?

18. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие выс­шему должностному лицу субъекта РФ в случае: а) его отказа учитывать мнение законодательного органа субъекта РФ при формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ; б) ненадлежащего исполнения им обязанностей; в) злоупотребления своими правами, если такие злоупотребления установлены судом; г) проведения высшим должностным лицом субъекта РФ неэффективной социальной и экономической политики.

19. Одна из республик в составе РФ приняла закон о системе органов государственной власти и местного самоуправления, не соответствующий Конституции РФ. Президент РФ вправе: а) отменить закон; б) приостановить его действие; в) обратиться в Верховный Суд РФ; г) обратиться в Конституционный Суд РФ

20. Губернатор Курской области издал два постановления, противоречащие Гражданскому кодексу РФ. Президент РФ: а) отменяет их; б) приостанавливает и предписывает привести их в соответствии с законами РФ; в) обращается в Верховный Суд РФ; г) в Конституционный Суд РФ; д) своим указом вносит изменения в постановления.

21. Губернатор Северного края издал постановление, не соответствующее законам РФ. Представитель Президента РФ в крае: а) приостанавливает постановление; б) отменяет его; в) обращается в суд общей юрисдикции; г) в Конституционный Суд РФ; д) информирует Президента РФ.

22. В чьем ведении находятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ: а) Российской Федерации; б) субъектов РФ; в) совместном ведении РФ и ее субъектов; г) органов местного самоуправления; д) совместном ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

23. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется: а) Конституцией РФ, федеральным и иным договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ; б) Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий; в) Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ; г) соглашениями между органами федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов РФ; д) нет ответа.

24. Субъектами РФ являются: а) равноправными с другими субъектами Российской Федерации; б) административно-политическими автономиями; в) не равноправными с другими субъектами РФ; г) культурно-национальными автономиями; д) традиционными автономиями.

25. Основными принципами принятия в РФ нового субъекта являются: а) добровольность; б) соблюдение государственных интересов РФ; в) создание военно-политического блока; г) формирование более сильных вооруженных сил; д) укрепление государственных границ Российской Федерации.

26. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: а) вносятся в нее на основании конституционного закона; б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ; г) требуют подтверждения Конституционным Собранием; д) требуют подтверждения Конституционным Судом РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных