ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конституция Республики БеларусьСтруктура Структура Конституции представляет собой систему группировки ее норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. /~ Структура Конституции Республики Беларусь является /стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключи-\телъные переходные положения. «В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Рес- публики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции. * Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, разделы III, IV и V состоят из глав (всего восемь глав). В разделе I раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности, и другие. Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В разделе III фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. В конституциях других стран эти положения нередко отсутствуют. Раздел IV посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреплены полномочия Главы государства, Парламента, Прави-тельства^ органов судебной власти. Положения V раздела касаются местного управления и. самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномлаий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами. В разделе VI содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы. Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения. » Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов. Весь текст Конституции состоит из 146 статей. Основные черты 22 июня 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии. Проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991 г. и августе 1992 г.). Была отмечена высокая активность граждан и организаций республики при обсуждении проекта новой Конституции. Работа над проектом Основного Закона завершилась на 13-й сессии Верховного Совета, начавшейся в ноябре 1993 г. Историческое решение - принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня вступила в действие. День принятия Конституции - 15 марта - объявлен праздничным днем. Отличительные признаки нового Основного Закона Беларуси: 1) деидеологизированный характер; 2) закрепление в качестве экономической основы много 3) установление равенства государства и гражданина, на 4) закрепление в качестве вектора для развития текущего 5) разделение и взаимодействие властей; 6) прямой характер действия норм Конституции. «Демократия в Республике Беларусь, - гласит ст. 4 Конституции, - осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Конституция любого государства, в том числе и белорусского, ставит и решает три группы проблем: 1) регламентация института прав и свобод; 2) создание нового государственного механизма; 3) разработка нового права, создание новой судебной сис Конституция сформулировала генеральную схему балансов и противовесов. Однако некоторые оставшиеся пробелы необходимо было восполнить. Например, в Конституции было закреплено право Парламента определять дату выборов в высший представительный орган и не указывались иные органы, которые могли бы поправить позицию депутатов, когда она не основана на Конституции. Конфликт между ветвями власти, начавшийся с конца 1994 г. и достигший своего апогея осенью 1996 г., привел к тому, что и Президент, и депутаты Верховного Совета предложили для народного голосования самостоятельные проекты новых редакций Конституции 1994 г. Итоги референдума 24 ноября 1996 г. были опубликованы в газете «Советская Белоруссия» 27 ноября 1996 г. В этот же день был опубликован текст новой редакции Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. За день до вступления в силу Конституции именно Верховный Совет принял Закон «О республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь». Названный Закон вступил в силу со дня его подписания, т.е. 26 ноября 1996 г. В соответствии со ст. 144 Конституции Президент Республики Беларусь сохраняет свои полномочия. Срок его полномочий исчисляется со дня вступления в силу Конституции. Что появилось принципиально нового в Конституции после прошедшего 24 ноября 1996 г. референдума? В Основном Законе закреплен принцип верховенства права (ст. 7). Это обеспечивает более полную реализацию концепции разделения властей и большую свободу судебным органам по осуществлению правосудия, т.е. вынесению решений, основанных прежде всего не на актах какого-либо одного вида, а на праве как высшей справедливости. Такой подход позволяет нам предъявлять соответствующие требования к органам, осуществляющим нормотворческую деятельность, к судам, которые призваны осуществлять не законо- или указосудие, а правосудие, включая и конституционное правосудие. Наиболее существенные изменения претерпел раздел IV, Произошло Лерераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение. Будет неверным утверждать, что только Президент получил дополнительные права и обязанности, ведь значительно возрос объем полномочий Правительства, более конкретно сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властью, законодательный процесс сформулирован таким образом, чтобы к минимуму свести споры между его участниками. По форме правления Беларусь - президентская республика, где Президент обладает весомыми полномочиями, однако по своему объему они не шире тех, которыми обладают президенты, например, США, России, Франции, Казахстана и других стран. Важнейшие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции. При этом следует иметь в виду, что иные полномочия могут быть предусмотрены обычными законами. Одним из путей предупреждения конфликтных ситуаций является определение предмета и пределов законодательного ведения Парламента. В этих целях в ст. 97 и 98 Конституции указано, какие общественные отношения должны регулиро- ваться законами, а также указано на то, что палаты могут принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Такой подход позволяет исключить превышение Парламентом своих полномочий. В то же время Президент в силу особой необходимости и срочности по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. За рубежом исполнительная власть часто также имеет право издания актов, имеющих силу законов. Парламент Беларуси стал двухпалатным. По Конституции не предусматривается проведение совместных заседаний палат для принятия каких-либо решений. Каждая из них обладает своей компетенцией. И лишь принятие законов - дело обеих палат, причем любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. ~ Существование двухпалатного парламента способствует повышению эффективности законодательной деятельности. По Конституции обеспечивается участие двух ветвей власти -представительной и исполнительной - в формировании Конституционного Суда, Центризбиркома, Верховного и Высшего Хозяйственного судов, что совпадает с зарубежной практикой. В Конституции имеются нормы, определяющие законодательный процесс. Это проявляется в том, что сужен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, в то же время им наделено Правительство. Однако, несмотря на это, круг таких субъектов все же шире, чем это принято за рубежом. Более продуманному отношению к подготовке проектов будет способствовать правило, согласно которому законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение [ осударственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Парламент лишь с согласия Президента либо по его поручению - с согласия Правительства. Президент, как и ранее, имеет право вето на принятый закон. Однако новым,является то, что закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Это так называемое «карманное» вето, которое давно предусмотрено в Конституции США. С учетом опыта работы законодательных и исполнительных органов штатов США в Конституции Беларуси предусмотрено право Президента высказать возражения относительно отдельных положений закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советам Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения. Это позволяет исключить ситуацию, когда необходимый для практики закон не может быть введен из-за каких-либо частных замечаний. В Конституции получил свое развитие принцип судебной защиты гражданами своих прав и свобод. Во-первых, в ст. 60 Основного Закона закреплено право каждого на защиту прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки. Во-вторых, согласно новой редакции ст. 61 каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта конституционная норма устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, позволяя им выходить на международный уровень, если внутри государства не удалось защитить свои права. Основой для этого являются соответствующие международные договоры. В-третьих, в ст. 112 Конституции закреплено ' правило о том, что, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Предупреждению конфликтных ситуаций, нарушений прав и свобод граждан могло бы явиться наделение Конституционного Суда правом осуществлять превентивный контроль за принятыми актами. Сочетание его с последующим контролем способствовало бы укреплению конституционного порядка в стране. В целом новая редакция Конституции, несмотря на некоторые минусы, создает условия для формирования сильного государственно-правового механизма. На референдуме 17 октября 2004 г. была принята в новой редакции ч. 1 ст. 81 Конституции, в результате чего сейчас нет ограничения на занятие должности Президента Республики Беларусь одним и тем же лицом какими-либо сроками. Глава 4 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|