Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники права Республики Беларусь




Основным источником права Беларуси является норма­тивный правовой акт.

Наряду с нормативными правовыми актами в республике признаются источниками права нормативные договоры и пра­вовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Это значит, что при решении конкретных юри-


дических дел правоприменительные органы вправе ссылаться на нормативные положения этих трех источников права. Не являются источниками права в Беларуси судебные и иные ре­шения по конкретным делам, юридические доктрины, религи­озные писания.

Рассмотрим основные разновидности нормативных право­вых актов, которые определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республи­ки Беларусь» '.

Согласно ст. 2 указанного Закона к основным видам нор­мативных правовых актов республики относятся:

* Конституция - Основной Закон Республики Беларусь;
» решения референдумов;

* законы;

«декреты и указы Главы государства;

* постановления палат Парламента;

* постановления Правительства;

* нормативные акты Конституционного Суда (заключе­
ния), Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (по­
становления пленумов этих судов), Генерального прокурора
Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;

» постановления республиканских органов государствен­ного управления и Национального банка Республики Бела­русь, принимаемые коллегиально;

* регламенты, принимаемые Главой государства, органа­
ми законодательной, исполнительной, судебной власти, а также
органами местного управления и самоуправления, определяю­
щие процедуру деятельности соответствующих органов;

* инструкции, правила, уставы (положения), приказы;

* решения органов местного управления и самоуправления.

Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий прин­ципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

В данном определении, однако, отсутствуют такие важней­шие черты закона, как принятие его Парламентом или путем ре-

1 НРПА. 2000. № 7.2/136; 2002. № 7. 2/830; 2004. № 175. 2/1070. 52


ферендума в особом, предусмотренном Конституцией, порядке. Не упоминается также высшая юридическая сила закона (вер­ховенство закона), поскольку декреты Главы государства име­ют силу закона. Об этом подробнее говорится в ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», по­священной юридической силе нормативных правовых актов.

Высшей юридической силой в Республике Беларусь обла­дает Конституция. Законы, декреты, указы и иные акты госу­дарственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией. В слу­чае расхождения закона, декрета, указа или иного норматив­ного правового акта с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон име­ет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента, Со­вета Министров, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального прокурора Респуб­лики Беларусь и иным нормативным правовым актам. Законы, декреты, указы Президента, постановления Совета Мини­стров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

Установлено, что кодексы как кодификационные норма­тивные акты, обеспечивающие полное системное регулирова­ние определенной области общественных отношений, имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. И более того, Гражданский кодекс Республики Беларусь име­ет большую юридическую силу по отношению к другим кодек­сам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, рег­ламентов и правил определяется юридической силой норма­тивного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт вышестоящего государствен­ного органа (должностного лица) имеет большую юридичес­кую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).


Новый нормативный правовой акт имеет большую юридичес­кую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопро­су нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).

Всевозрастающее значение в современном мире приобре­тает определение места и роли международных нормативных правовых актов в национальном законодательстве. В Респуб­лике Беларусь эта проблема получила свое первоначальное решение в ст. 8 действующей Конституции: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им зако­нодательства».

Закон «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь» пошел в этом отношении значительно дальше. В ст. 10 этого Закона определено: «Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Респуб­лики Беларусь законодательства, подлежат непосредственно­му применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется из­дание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым вы­ражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора».

Правовой обычай как источник права Республики Бела­русь используется лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая ого­варивается в законодательстве. Беларусь как субъект между­народного права руководствуется также обычаями, сложившимися в международно-правовых отношениях, во внешней торговле, в морских перевозках и др.

В последние годы заметно возрастает роль нормативного договора как источника права Республики Беларусь. Посколь­ку ее внешние связи неуклонно активизируются, все более ши­роко применяются нормы международных договоров, о которых говорилось выше. Нормативные договоры в качестве источников права используются и для регулирования внутри­национальных отношений.


К разновидностям нормативных договоров следует отнес­ти и соглашения по поводу условий труда, занятости и соци­альных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральные соглашения), отраслевом (тарифные соглашения) и местном (местные соглашения) уровнях. Сторонами гене­ральных соглашений, в частности, выступают Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения профсо­юзов и нанимателей.

Все более широкое распространение получают норматив­ные договоры в сфере предпринимательства в связи с развити­ем рыночных отношений. Следует учитывать, что положения нормативных договоров являются обязательными для сторон соглашений, но в случае возникновения споров между ними реализация этих положений обеспечивается компетентными правоприменительными органами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных