ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Источники права Республики БеларусьОсновным источником права Беларуси является нормативный правовой акт. Наряду с нормативными правовыми актами в республике признаются источниками права нормативные договоры и правовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Это значит, что при решении конкретных юри- дических дел правоприменительные органы вправе ссылаться на нормативные положения этих трех источников права. Не являются источниками права в Беларуси судебные и иные решения по конкретным делам, юридические доктрины, религиозные писания. Рассмотрим основные разновидности нормативных правовых актов, которые определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» '. Согласно ст. 2 указанного Закона к основным видам нормативных правовых актов республики относятся: * Конституция - Основной Закон Республики Беларусь; * законы; «декреты и указы Главы государства; * постановления палат Парламента; * постановления Правительства; * нормативные акты Конституционного Суда (заключе » постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, принимаемые коллегиально; * регламенты, принимаемые Главой государства, органа * инструкции, правила, уставы (положения), приказы; * решения органов местного управления и самоуправления. Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. В данном определении, однако, отсутствуют такие важнейшие черты закона, как принятие его Парламентом или путем ре- 1 НРПА. 2000. № 7.2/136; 2002. № 7. 2/830; 2004. № 175. 2/1070. 52 ферендума в особом, предусмотренном Конституцией, порядке. Не упоминается также высшая юридическая сила закона (верховенство закона), поскольку декреты Главы государства имеют силу закона. Об этом подробнее говорится в ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», посвященной юридической силе нормативных правовых актов. Высшей юридической силой в Республике Беларусь обладает Конституция. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента, Совета Министров, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам. Законы, декреты, указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. Установлено, что кодексы как кодификационные нормативные акты, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений, имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. И более того, Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются. Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица). Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица). Всевозрастающее значение в современном мире приобретает определение места и роли международных нормативных правовых актов в национальном законодательстве. В Республике Беларусь эта проблема получила свое первоначальное решение в ст. 8 действующей Конституции: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» пошел в этом отношении значительно дальше. В ст. 10 этого Закона определено: «Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора». Правовой обычай как источник права Республики Беларусь используется лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Беларусь как субъект международного права руководствуется также обычаями, сложившимися в международно-правовых отношениях, во внешней торговле, в морских перевозках и др. В последние годы заметно возрастает роль нормативного договора как источника права Республики Беларусь. Поскольку ее внешние связи неуклонно активизируются, все более широко применяются нормы международных договоров, о которых говорилось выше. Нормативные договоры в качестве источников права используются и для регулирования внутринациональных отношений. К разновидностям нормативных договоров следует отнести и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральные соглашения), отраслевом (тарифные соглашения) и местном (местные соглашения) уровнях. Сторонами генеральных соглашений, в частности, выступают Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения профсоюзов и нанимателей. Все более широкое распространение получают нормативные договоры в сфере предпринимательства в связи с развитием рыночных отношений. Следует учитывать, что положения нормативных договоров являются обязательными для сторон соглашений, но в случае возникновения споров между ними реализация этих положений обеспечивается компетентными правоприменительными органами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|