Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, сущность и юридические свойства конституции




Слово «конституция» происходит от латинского constitutio -установление, строение.

Конституция - это основной закон государства, закрепляю­щий организацию государственной власти и определяю­щий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

В чисто формальном значении конституцию можно опреде­лить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юриди­ческой силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название - основной закон. Предыдущие конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Все современные конституции закрепляют два важных аспекта:

1) провозглашение и гарантии прав и свобод человека и
гражданина;

2) организацию государственной власти, определение ос­
нов конституционного строя, форм государства (форм правле­
ния, государственного устройства) и др.

Принято считать, что конституция имеет социально-поли­тическую сущность. Общепринятое понимание сущности кон­ституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы втор­жения государства в область прав и свобод человека и граж­данина.


Наряду с идеологическими и политическими любая кон­ституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место в общей системе правовых источников государства.

Конституция является главным, основным законом госу­дарства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию Не­редко называют ядром правовой системы. Часто в самой кон­ституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около ста ссылок на закон.

Благодаря закрепленному в конституции правовому ста­тусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным право­вым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соот­ветствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе.

Юридический вес конституционных норм предопределяет­ся их верховенством не только по отношению к разрабатыва­емым нормативным актам, т.е. необходимости базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции на это обращается внимание.

Следующим важнейшим юридическим свойством консти­туции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Образец стабильности - Конституция США, которая принята в 1787 г., i е. действует уже более двухсот лет, причем за это время в нее внесено всего 27 поправок.

В Беларуси действует пятая по счету конституция. Опти­мальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформа­ции ее норм с учетом складывающихся политических, эконо­мических и социальных условий.


Виды конституций

В основу классификации конституций могут быть положе­ны различные признаки. Классификация конституций позволя­ет выявить присущие им черты и особенности правового регулирования.

* По сроку действия конституции можно классифициро­
вать на временные и постоянные.

Временные имеют ограниченный срок действия: в основ­ном законе прямо указывается период действия конституции.

Обычно конституции принимаются на неопределенный срок, т.е. они являются постоянными. Это, однако, не гаран­тирует их стабильности, устойчивости, не исключает появле­ния у определенного круга лиц, политических сил желания инициировать изменения конституции, вплоть до принятия но­вой. В некоторых конституциях непосредственно указывает­ся, что она является нерушимой (Мексика), что не исключает возможности внесения необходимых поправок в нее.

Старейшая в мире конституция - Конституция США (1787 г.).

* В зависимости от формы или структуры, в которой вы­
ражены конституции, их подразделяют на писаные и неписаные.

К писаным относят конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным - совокупность законодательных ак­тов. Однако эта классификация не совсем точна, в последнем случае следует вести речь о кодифицированных конституци­онных актах, которые также изложены в письменной форме.

Имеются конституции, состоящие не из одного, а из несколь­ких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).

В Великобритании и Новой Зеландии конституции не име^ ют четкой структуры. На практике к ним относят, исходя из важности существования и развития правовой системы, груп­пу актов, составляющих некодифицированную конституцию.

«По способу принятия конституции подразделяются сле­дующим образом:

1) принятые путем народного голосования (референду­мом). В последние годы таким способом приняты конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др.;


2) принятые законодательным органом. Наиболее распро­
страненный способ принятия конституции. В данном случае
может действовать иная, более жесткая процедура, чем при
принятии обычных законов, требуется более высокое (квали­
фицированное) большинство;

3) принятые специально создаваемым для этих целей органом
(конституционной ассамблеей, учредительным собранием и др.);

4) редко встречается в настоящее время введение консти­
туции посредством октроирования - одностороннего акта «да­
рования» конституции суверена (монарха) народу.

Во Франции одна из конституций была «дарована» импе­ратором Наполеоном I. В 1990 г. конституцию народу «даро­вал» король Непала.

«По порядку изменения конституции подразделяют на гибкие и жесткие, а также смешанного типа (сочетающие в себе различные элементы).

Конституция является гибкой, если она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы, каких-либо специальных процедур не предусматривается. Типичные примеры гибких конституций - конституции Великобритании и Новой Зеландии.

Жесткими являются конституции, которые изменяются (до­полняются) в особом, более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре. Нередко парламент или иной учре­дительный орган ограничивается изменениями (дополнениями) конституции, т.е. может устанавливаться возможный предмет (содержание) в пределах пересмотра. Наиболее важные с точки зрения субъекта, принявшего конституцию, положения объявля­ются не подлежащими изменению. К ним часто относят основы конституционного строя, права и свободы человека.

Нередко вводятся ограничения изменений конституции по времени и обстоятельствам. В конституциях отдельных стран (Бразилии 1988 г.) закреплялось, что они не подлежат измене­нию в течение пяти лет, что, по мнению сторонников такого подхода, должно способствовать созданию и обеспечению эф­фективного функционирования органов государственной вла­сти. В Беларуси не допускается изменение и дополнение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.


Более распространенными являются ограничения по обстоя­тельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Аналогичные правила действуют в Румынии, Испании, Эстонии.

Стабильности конституции содействует более сложная процедура внесения в нее изменений (дополнений). Устанавли­вается более узкий круг субъектов, по сравнению с правом за­конодательной инициативы, на внесение конституционных законопроектов в Парламент в отношении тех статей, которые он вправе контролировать. Так, согласно ст. 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об изменении и дополнении Кон­ституции рассматривается палатами Парламента по инициа­тиве Президента или по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 99 Основного Закона). Более узкий круг субъектов, обла­дающих правом на внесение предложений об изменении и до­полнении конституции, предусмотрен также в конституциях Португалии, России.

/" Согласно Конституции Республики Беларусь закон об из­менении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом, с промежутком •це менее трех месяцев. Данное правило можно считать соблю­денным, если проект как при первом чтении, так и при втором обсуждении будет идентичным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных