Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, сущность и социальное назначение права, его система




Право является одним из самых сложных постоянно разви­вающихся общественных явлений. Поэтому каждый истори­ческий этап развития общества приводит к необходимости оценивать новые стороны правовой действительности, форму­лировать новые определения понятия права.


Юриспруденции известно множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Н>рвый импульс поис­ку того, что представляет собой на самом деле право или чем оно должно быть, дает закрепленная в Конституции страны ориентация на построение правового государства.

Концепция правового государства, получив официальное признание, ориентирует на строгое соподчинение норматив­ных правовых актов различной юридической силы, на уста­новление соответствия между правом и законодательством, на недопустимость решения вопросов государственной и обще­ственной жизни, юридических споров вопреки принятым в ус­тановленном порядке и соответствующим Конституции правовым нормам.

Начавшаяся в СССР в 1960-е гг. и продолжающаяся до на­стоящего времени дискуссия о понятии права позволяет при­знать сформировавшимися три концепции в общественной теории права: нормативную, нравственную и социологичес­кую.

» Нормативная концепция права основана на признании того, что право - это нормы (правила поведения), изложенные в официальных государственных актах. Через такие общие, абстрактные и равные для всех правила государство устанав­ливает единые в различных сферах общественных отношений требования, дозволения к разным людям. Эти правила, право­вые нормы, выраженные в специфической (юридической) язы­ковой форме, и составляют в своей совокупности право.

Родоначальником и наиболее видным представителем нор-мативистской школы был австрийский правовед Ганс Кельзен. Он определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Считая свою теорию «чистой теори­ей права», Г. Кельзен отказывался от рассмотрения права в связи с экономикой, политикой, моралью и другими соци­альными явлениями.

Намного более последовательной явилась нормативная трактовка права, даваемая с диалектико-материалистических позиций (в том числе марксистское учение), которая исходит из того, что содержание права обусловлено объективно скла­дывающимися общественными отношениями (экономически­ми, политическими, нравственными и др.)


«Естественно-правовая концепция, или нравственная школа права, зародилась в глубокой древности, но кульмина­ции достигла в эпоху буржуазных революций (XVII-XVIII вв.). Ее виднейшие представители - Г. Греции, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Исходным пунктом этой концеп­ции является наличие у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделен природой или Богом с момента рождения. Содержание этих прав не определяется самим госу­дарством, а лишь закрепляется им в законодательных актах. Если какой-либо нормативный акт противоречит естествен­ным правам человека, он не может считаться правовым.

Одним из краеугольных камней возрожденного естественно­го права остается принципиальное различие между правом и за­коном. По мнению представителей этой концепции, истинное право характеризуется гуманистическим и демократическим содержанием, несправедливый закон не есть право. Но такая привлекательная, на первый взгляд, постановка вопроса вле­чет за собой ряд серьезных теоретических и практических про­блем. В частности, кто может определять, справедлив закон или нет, и можно ли не исполнять «несправедливые» законы?

Критикуемые с позиций возрожденного естественного пра­ва такие «слабые» стороны нормативной концепции, как кон­серватизм, определенное отставание от требований социального развития, отнюдь не преодолеваются, поскольку отрицание за действующим законодательством, даже в чем-то не­справедливым и требующим изменений, значения права вело бы к нарушению законности и правопорядка и даже к разруше­нию самой государственности.

В то же время в современных государствах правопримени­тельные органы нередко чувствуют себя чрезмерно скованными правовыми нормативными предписаниями. Стремление освобо­диться от такой скованности под предлогом более обоснован­ного и справедливого решения правовых вопросов привело к появлению и развишю идей «широкого понимания права».

* Эти идеи нашли свое обоснование в социологический концепции права.

Правоведы социологической ориентации подчеркивают недостаточность (односторонность) нормативного подхода к


праву, полагая, что право охватывает не только правовые нормы, но и совокупность фактически сложившихся правоот­ношений.

К родоначальникам социологической юриспруденции от­носятся Р. Иеринг (Германия), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), Р. Паунд (США), Л. Дюги (Франция). Ими, несмотря на опре­деленные различия, выдвигается трактовка права как «живо­го», динамичного правопорядка в противоположность нормативной его трактовке как якобы застывшего, лигленно-го реального содержания конгломерата установленных госу­дарством норм. Для всех представителей социологической юриспруденции характерен приоритет реальной правовой дей­ствительности (правосознания, сделок, договоров, судебных и иных решений по конкретным делам) перед правовыми идеями и нормами. А это значит, что ими отвергается не только нор­мативная трактовка права, но и нравственные, естественно-правовые представления о нем.

Сторонники социологической ориентации полагают, что право - это не только и не столько абстрактные правила пове­дения (так называемое «мертвое» право), сколько конкретные юридические решения. По их мнению, судья создает право, когда решает дело. Не государство, а каждый субъект форми­рует свое право. Законодатель же не создает правовые нормы, а лишь обнаруживает и фиксирует их после того, как они сло­жатся на практике в виде правоотношений.

Нетрудно заметить, что социологическая концепция права весьма ущербна, ибо игнорируется такой принцип правового государства, как верховенство закона.

К сторонам рассмотренных правовых концепций, кото­рыми они соприкасаются между собой, относится признание в той или иной степени нормативности права. В связи с этим рассмотрим основные черты (признаки) права, которые долж­ны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из со­вокупности всех других неправовых регулятивных средств.

1. Право - это совокупность правил поведения, норм, ус­танавливаемых или санкционируемых государством (компе­тентными государственными органами). Из большого количества разновидностей существующих в обществе соци-


альных норм только правовые исходят от государства. Все остальные складываются либо стихийно (обычаи, традиции, нормы морали), либо создаются различными негосударствен­ными (партийными, общественными) организациями, объеди­нениями и их органами.

2. Право - не простая, а систематизированная совокуп­
ность создаваемых или санкционируемых государством пра­
вил поведения. Эго - не случайный набор не связанных между
собой правовых норм, а построенная на основе научных, ве­
ками формировавшихся принципов, строго выверенная и по­
стоянно совершенствуемая система. В нашей стране она
выступает в виде отраслей и институтов права.

3. Право выражает государственную волю. Каждый от­
дельный нормативный правовой акт выражает волю издавше­
го его государственного органа (парламента, президента,
правительства). При этом содержание государственной воли
не произвольно; оно обусловлено волей властвующих, т.е. по­
литически господствующих групп (классов, слоев общества,
политических партий). На высших ступенях цивилизации, в
социальном государстве это может быть воля большинства
народа, нации, отражающая требования социальной справед­
ливости.

4. Право и составляющие его правовые нормы всегда вы­
ступают в определенной, официально выраженной письменной
форме. Это - установленные в государстве нормативные пра­
вовые акты (законы, декреты, указы, постанов чения и т.п.),
допускаемые законодательством нормативные договоры, сан­
кционированные государством обычаи, признаваемые в неко­
торых странах правовые прецеденты. Такая официальная
письменная форма придает правовым нормам необходимую
определенность (точность формулировок) и подтверждает их
юридическую силу, т.е. их место и значимость в иерархии нор­
мативных правовых актов.

5. Право - это система правил поведения, имеющих обще­
обязательный характер, т.е. подлежащих выполнению всеми
субъектами права. Общеобязательность правовых норм в пол­
ной мере распространяется и на государство, на все его орга­
ны, на всех его должностных лиц, в том числе на издавших
содержащие их нормативные акты.


6. Должная реализация правовых норм обеспечивается го­
сударством. Для этого существуют предусмотренные законода­
тельством средства государственного воздействия:
поощрения, охраны, предупреждения, принуждения, ответ­
ственности и др. Средства государственного воздействия при­
меняются только уполномоченными на то органами и в
соответствии с установленными законом процедурами!

7. Право как системная совокупность правовых норм ха­
рактеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обуслов­
лены непрестанным развитием регулируемых правом
общественных отношений. Если каждая в отдельности право­
вая норма отличается статичностью (любое ее изменение озна­
чает появление новой нормы), то системная совокупность норм
так или иначе изменяется, но не обновляется сразу и целиком.
Тем самым право как постоянно обновляющаяся система спо­
собно чутко реагировать на изменения в общественных отно­
шениях и эффективно содействовать социальному прогрессу.
В связи с этим становится очевидной несостоятельность попы­
ток сторонников социологической концепции характеризо­
вать систему правовых норм как «мертвое» право. Таким оно
просто не может быть, поскольку развивается непрестанно.

Отличительные признаки (черты) права позволяют дать его общее определение, в основе которого лежит нормативная трак­товка.

Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компе­тентными государственными органами, а также прини­маемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общест­ва - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых (норм) обеспечивается государством.

Сущность права, как воплощенная в нем социальная воля, исторически изменчива в силу изменения обусловливаю­щих ее объективных факторов (экономических, политических, социальных). В современных условиях неизменно укрепляется,


приобретая все более широкую социальную базу, закрепляе­мая в праве воля народа, различных его слоев.

С сущностью права не следует смешивать его социальное^ назначение, социальную ценность. Право придает действиям'' людей, государственных органов, учреждений, объединений граждан необходимую организованность и устойчивость. Тем самым право упорядочивает регулируемые им отношения, на­правляет их в определенное русло. В этих целях юридически закрепляются определенные формы собственности, хозяйство­вания, распределения материальных благ, государственного управления экономикой и другими сферами общественной дея­тельности.

Таким образом, социальное назначение, социальная цен­ность права заключается в регулировании общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего инте­ресам общества, государства, граждан.

Право характеризуется системностью, т.е. такой взаимо­связью юридических норм, которая придает праву необходи­мую целостность, единство, внутреннюю согласованность.

Первичным звеном системы права является правовая нор­ма. В соответствии с существованием различных видов одно­родных общественных отношений, регулируемых правом, правовые нормы группируются в более крупные элементы (ча­сти) системы, которые в правовой науке получили название отраслей, подотраслей и институтов права.

Система права - это объективно обусловленная характе­ром общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и со­гласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли, подотрасли и институты.

Под отраслью права принято понимать совокупность вза­имосвязанных, обособленных юридических норм, регулирую­щих обширный круг однородных общественных отношений. Так, например, нормы права, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, обра­зуют отрасль гражданского права; отношения, возникающие


по поводу пользований землей, - отрасль земельного права; отношения, связанные с браком и семьей, - семейное право и т.д.

Отрасли права состоят из менее крупных групп норм, име­ющих общие черты с другими нормами отрасли, но обладаю­щих по отношению к ним определенной обособленностью. Эти структурные части отрасли права называются правовыми ин­ститутами.

Правовой институт - это входящая в определенную от­расль права обособленная группа взаимосвязанных юридичес­ких норм, регулирующих некоторую разновидность или сторону однородных общественных отношений (например, та­кой институт гражданского права, как аренда, или институт уголовного права - преступления против личной свободы, че­сти и достоинства).

Наряду с институтами права в составе наиболее крупных отраслей права выделяются группы юридических норм, со­ставляющие подотрасли права. Подотрасль права - это круп­ная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права, регулирующая близкие отношения оп­ределенного вида и тяготеющая к выделению в самостоятель­ную отрасль (например, такие подотрасли гражданского права, как международное частное право, наследственное, право).

Первичным, исходным элементом системы права является юридическая норма. Она содержит в себе признаки, характе­ризующие право в целом, но в то же время представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, обладающее чертами, которые не присущи праву целиком.

К основным признакам норм права относятся:

* их неразрывная связь с государством. Правовая норма исходит от государства или санкционируется им и выступает в виде властного предписания;

«реализация правовых норм гарантируется государ­ством. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (судебные, прокурорские, органы внутренних дел) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принуди­тельного воздействия;


» общий и общеобязательный характер. Правовые нормы распространяют свое действие на персонально неопределен­ный круг лиц, обладающих общими признаками, на всех учас­тников отношений определенного вида;

«рассчитаны не на конкретные единичные случаи, а на неограниченное количество случаев одного рода, т.е. на мно­гократное применение;

* регулируют определенную, весьма узкую разновидность общественных отношений (сроки исковой давности, меры от­ветственности за определенные правонарушения и т.п.);

» характеризуются формальной определенностью. Каж­дая правовая норма выступает в виде четко сформулирован­ного положения, определяющего в каждом конкретном случае либо круг субъектов, их права и обязанности, либо меры юри­дической ответственности, либо точную формулировку того или иного понятия и т.п.

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее опреде­ленную разновидность общественных отношений, реали­зация которого обеспечивается компетентными государ­ственными органами.

Реализация права

Юридические нормы отвечают своему предназначению лишь тогда, когда они выполняются, т.е. реализуются на прак­тике в поведении людей.

Реализация правовых норм - это осуществление содержа­щихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.

Процесс реализации права достаточно сложен и осуществ­ляется в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение - это такая форма реализации норм права, которая проявляется в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совер­шения запрещенных деяний.


Исполнение - это такая форма реализации права, при ко­торой субъекты права обязаны своими действиями выполнять требования правовых норм. В данном случае поведение субъектов проявляется в активном осуществлении возложен­ных на них обязанностей независимо от внутреннего отноше­ния к ним (например, своевременно вносить квартирную плату).

Использование - такая форма реализации, которая выра­жается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законо­дательстве. Иными словами, использование предполагает со­вершение управомоченными субъектами деяний в зависимости от их желания и воли (например, совершение сделок купли-продажи, найма, аренды и др.).

Однако не всегда соблюдение, исполнение и использо­вание позволяют реализовать предписания правовых норм. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов. Такая форма реализации права, при которой государственными органами или по их уполно­мочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность, обеспечивающая соблюдение, ис­полнение или использование субъектами права своих прав и обязанностей, называется применением права.

Применение права может быть определено как властная деятельность компетентных государственных органов, долж­ностных лиц или по их уполномочию негосударственных орга­низаций, осуществляемая в установленных законодательством формах, по реализации правовых норм путем принятия индиви­дуально-правовых решений (актов).

Применение права имеет место в случаях, когда права и обязанности конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующих актов компетентных органов (например, при назначении пенсии); когда требует официального разреше­ния правовой спор (рассмотрение судом дела о разделе имуще­ства); когда необходимо обеспечить исполнение обязательств или защитить права от нарушений (принять решение о возме­щении причиненного ущерба); когда требуется наказать правонарушителя путем определения и реализации мер юриди­ческой ответственности (вынесение приговора преступнику).


Применение права - сложная, многоступенчатая деятель­ность, в которой могут быть выделены основные стадии, отража­ющие логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридических дел.

В теории права выделяют следующие стадии правоприме­нения:

1.Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
Такой анализ позволяет дать веестороннюю, объективную
оценку конкретного случая (деятельности юридического лица,
содержания сделки, факта правонарушения и др.).

2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к дан­
ным фактическим обстоятельствам. Эта стадия заключается в
правовой квалификации рассматриваемых фактов, необходи­
мой для принятия правильного юридического решения по делу.

3. Проверка подлинности текста избранной правовой нормы.
Для этого необходимо пользоваться только официальными текста­
ми нормативных правовых актов. При этом следует установить,
действует ли данная норма на момент применения, не изменена ли
она, действовала ли она во время рассматриваемого случая и др.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных
коллизий различных правовых норм. Толкование применяе­
мой правовой нормы заключается в выяснении точного смыс­
ла, вложенного в нее законодателем. В случае коллизии
(про гиворечия) применяемых правовых норм правоприменяю-
щий орган должен руководствоваться нормой, изданной позд­
нее и вышестоящим правотворческим органом.

5. Принятие решения по делу и доведение его содержания
до сведения исполнителей. Осуществляется в форме акта при­
менения.

Акт применения права - это официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу), принятое компетентным органом в установленном по­рядке на основе действующих правовых норм, в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц.

6. Реализация принятого правоприменительного акта. По­
скольку сам факт издания акта применения еще не гарантиру­
ет претворение его в жизнь, принципиально важным является


принятие мер по его своевременному и полному исполнению в соответствии с законом.

Толкование правовых норм выше упоминалось как стадия правоприменения. Толкование представляет собой сложный мыслительный процесс.

Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных органи­заций, отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодате­лем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации.

С целью более глубокого познания процесса толкования и его практической значимости в юридической науке использу­ют различные классификации толкования правовых норм.

1. По способам (приемам) толкования его принято под­
разделять на грамматическое, систематическое и историко-по-
литическое.

2. Толкование по объему может быть буквальным, распро­
странительным и ограничительным.

3 В зависимости от субъектов, толкующих правовую нор­му, и юридической силы результатов толкования оно подраз­деляется на официальное и неофициальное.

Поскольку третья классификация имеет наибольшую практическую значимость, рассмотрим ее подробнее.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченного на то органа, которое является обязательным для субъектов, осуще­ствляющих применение этой нормы.

Толкование этого рода, в свою очередь, подразделяется на аутентическое и легальное, нормативное и казуальное.

Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы тем органом, который сам издал ее (Президен­том, Парламентом, Советом Министров и др.). Результаты аутентического толкования обычно облекаются в ту же юри­дическую форму, что и сам толкуемый акт.


Легальное толкование - это официальное разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от государственного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему полномочий вправе осуществлять эту де­ятельность. В Республике Беларусь разъяснения такого рода даются, например, Верховным Судом и Высшим Хозяйствен­ным Судом в форме постановлений пленумов этих судебных инстанций

Нормативное толкование - это толкование, которое явля­ется обязательным при разрешении всех дел определенного вида. К нему относятся все виды аутентического и легального толкования.

Казуальное толкование в отличие от нормативного дается компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела. Примером такого толкования является разъяснение вышестоя­щего судебного органа нижестоящему суду, решение ко горого содержит ошибки в применении нормы права при рассмотре­нии конкретного дела

Неофициальным яв /яется толкование, которое исходит от органов и отдельных лиц, не наделенных правом давать обяза­тельное (нормативное или казуальное) разъяснение смысла правовых норм.

Обычно такое толкование выступает в виде трактовок правовых норм, рекомендаций, даваемых любыми субъектами, но на него нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел. Разновидностями неофициального толкования являются профессиональное, доктринальное и обыденное толкования.

Профессиональное толкование - это неофициальное тол­кование, которое исходит от лиц, обладающих профессиональ­ными (юридическими) познаниями - прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и др

Доктринальное толкование - это разъяснение правовых норм, осуществляемое отдельными правоведами, научными учреждениями и коллективами ученых-юристов в монографи­ческих исследованиях, научных статьях, комментариях к зако­нодательным актам.


Обыденное толкование - это разъяснения содержания пра­вовых норм, даваемые любыми лицами, не обладающими осно­вательными познаниями в сфере права. Они имеют место в быто­вой обстановке и не могут претендовать на достаточную юридическую обоснованность.

Реализация правовых норм происходит путем осуществления предусмотренных ими прав и обязанностей субъектов права. Права и обязанности, закрепленные в правовых нормах, носят абстрактный характер (статутные права и обязанности). Они представляют собой предусмотренные государством пределы, в границах которых и при наличии необходимых для этого основа­ний (юридических фактов) возникают субъективные, т.е. совер­шенно определенные (личные), права и обязанности. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на высшее об­разование (статутное право), но каждый конкретный гражданин реализует это право по-своему. Поступая в определенный вуз на предусмотренных законом основаниях, гражданин приобретает субъективное (личное) право учиться в этом вузе.

Субъективные права могут реализовываться самостоя­тельно, без взаимоотношений с другими лицами (пользование приобретенным телевизором), но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими субъектами права. Такие отно­шения называются правовыми (работа по найму, назначение и получение пенсий и т.п.).

Правоотношения отличаются весьма сложным юридичес­ким содержанием и структурой.

К основным признакам (чертам) правоотношений отно­сятся:

1.Правоотношения возникают на основе правовых норм
при наличии предусмотренных правом определенных жизнен­
ных обстоятельств (юридических фактов). В них общие право­
вые положения, статутные права и обязанности превращаются
в субъективное, конкретизированное состояние.

2. Правоотношения представляют собой общественно зна­
чимые связи конкретных, персонально определенных лиц (сто­
рон правоотношения).


3. Если в правовых нормах заключена государственная
воля, то в правоотношениях происходит в той или иной мере
сочетание, взаимодействие воли государства и воли сторон
правоотношения. Например, даже в yi оловно-процессуаль-
ных правоотношениях, в которых превалирует воля государ­
ства, воля обвиняемого проявляется в реализации им своих
субъективных прав на защиту.

4. Правоотношения характеризуются наличием у сторон
взаимных субъективных прав и обязанностей.

5. Осуществление взаимных субъективных прав и обязан­
ностей сторонами правоотношения при необходимости гаран­
тируется государством.

Правоотношения - юридическая форма общественных отно­шений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обя­занностями, реализация которых гарантируется госу­дарством.

Правоотношения имеют свою особую структуру, элемен­тами которой являются: субъекты правоотношения; субъек­тивные права и обязанности сторон правоотношения; объекты правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъек­тов правоотношения.

Субъектами правоотношений (их сторонами, участни­ками) являются субъекты права, вступившие в соответствую­щие правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей. К та­ким качествам относятся правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Такая способность еще не означает способности самостоятельно приобретать и осуществлять субъективные пра­ва и обязанности. Так, правоспособными в отношении граж­данских прав могут быть и малолетние, и умалишенные, но


осуществлять эти права будут за них их представители (роди­тели или опекуны).

Дееспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъ­ективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них.

Разновидности дееспособности:

сделкоспособпостъ (способность лично, своими действия­ми совершать гражданско-правовые сделки);

деликтоспособность (способность понимать противоправ­ность совершаемых деяний и осознанно претерпевать меры юри­дической ответственности за совершенное правонарушение).

Разграничение правоспособности и дееспособности в от­ношении личности характерно лишь для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественном отношении должен быть каждый человек, независимо от возраста, умственного развития или психического состояния (ст. 16-37 Гражданско­го кодекса Республики Беларусь). Поэтому гражданская пра­воспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста (полная - с 18 лет, а частичная - несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одно­временно. В юриспруденции оба эти качества охватываются таким общим понятием, как правосубъектность.

Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации (государственные, обще­ственные); социальные общности (народ, нация, трудовой кол­лектив); государство в целом.

Государственные и общественные организации, организа­ции физических лиц могут выступать в качестве особых субъектов права - юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще-


ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс. Правовое положение юридических лиц определяется ст. 44-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Правоотношения как форма реализации правовых предписа­ний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, называемых юридическими фактами.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоя­тельства, с которыми правовые нормы связывают возникнове­ние, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей, в том числе у субъектов правоотношений.

Юридические факты чрезвычайно многообразны. Тем не менее они могут быть классифицированы по различным осно­ваниям.

В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правозаменяющие и правопрекращаю-щие. Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствия.

По волевому основанию юридические факты подразделя­ются на события и деяния (действия или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление ко­торых не зависит от воли субъектов права (наводнение, есте­ственная смерть человека и т.п.).

Деяния - акты волевого поведения людей'(сделки, причи­нение вреда и т.п.).

Деяния могут быть правомерными, которые совершаются в соответствии с правовыми предписаниями или не противоре­чат им, и неправомерными, т.е. противоречащими правовым предписаниям.

Неправомерные деяния делятся на правовые проступки, носящие общественно вредный характер (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), и преступления -правонарушения, отличающиеся общественно опасным харак­тером и запрещенные уголовным законодательством.

Нередко для достижения некоторых правовых послед­ствий недостаточно одного юридического факта, а требуется


определенная их совокупность. Такая совокупность нескольких взаимосвязанных между собой юридических фактов, необхо­димых для возникновения, изменения или прекращения опреде­ленных правоотношений, называется фактическим составом.

Юридические факты могут носить как одномоментный, так и длящийся характер. Длящиеся юридические факты при­нято называть фактическими состояниями (например, пребы­вание в гражданстве, в определенной должности, семейное положение, болезнь и т.п.).

Реализация правовых норм находит свое проявление в право­мерном поведении субъектов права.

Правомерное поведение определяется как осознанное поведе­ние субъектов права, соответствующее правовым пред­писаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.

Антиподом правомерного поведения является правонару­шение.

Правонарушение - это противоправное виновное деяние де-ликтоспособного лица, причиняющее вред другим ли­цам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридический ответственности.

Структура (состав) правонарушения - весьма сложное правовое явление, которое включает в себя четыре элемента: субъекта правонарушения, объект правонарушения, объек­тивную сторону правонарушения, субъективную его сторону. Поскольку составы правонарушений существенно разнятся в различных отраслях права, они будут рассмотрены в соот­ветствующих разделах учебника.

Главным орудием борьбы с правонарушителями является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность - особая (связанная с пра­вонарушением) субъективная обязанность правонару­шителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совер­шенного им противоправного виновного деяния.


Юридическая ответственность конкретного лица возмож­на только в том случае, если она предусмотрена в законода­тельстве за определенное правонарушение и если этим лицом такое правонарушение действительно совершено. Как особая субъективная обязанность юридическая ответственность зак­лючается в необходимости для правонарушителя претерпеть карающие его меры правового воздействия.

В то же время юридическая ответственность не сводится к наказанию, не тождественна ему.

Наказание - это форма реализации ответственности. Воз­никнув у определенного лица вследствие совершения им пра­вонарушения, юридическая ответственность как субъективная обязанность может по разным причинам оставаться нереализо­ванной, правонарушитель по различным предусмотренным за­коном основаниям может освобождаться от наказания при сохранении за ним юридической ответственности. Правона­рушитель в соответствии с законодательством может освобож­даться и от ответственности, что влечет за собой освобождение и от наказания (гл. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

В зависимости от того, какой отраслью права предусмот­рена ответственность, она подразделяется на уголовную, ад­министративную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников за вред, причи­ненный предприятию, учреждению. Специфика этих видов юридической ответственности определяется отраслевым зако­нодательством.

Последовательная реализация правовых норм с учетом всех требований действующего законодательства создает та­кой режим общественно-политической жизни, который имену­ется законностью.

В современных условиях с учетом требований правового госу­дарства законность определяется как точное и неуклонное осуще­ствление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов, всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными об­разованиями, должностными лицами и гражданами.


Приведенное определение исходит из требований строгой иерархии нормативных правовых актов, верховенства зако­на, равенства всех перед законом, приоритета права перед государством (верховенства права).

Законность как политико-правовой режим, складываю­щийся в отношениях, регулируемых правом, не является само­целью. Она предполагает достижение необходимой упорядоченности общественных отношений, гарантирующей социальную стабильность. Такую упорядоченность обще­ственных отношений принято называть правовым порядком.

Правопорядок - это такое состояние регулируемых пра­вом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснитель­ного их осуществления (реализации).

Следовательно, правопорядок является результатом за­конности. По существу, это - реализованная законность, про­являющаяся в системе урегулированных правом отношений. Таким образом, основой правопорядка является право как система нормативных правовых актов, а условием его дости­жения - законность.


Глава 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных