Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансовая система Республики Беларусь




Под финансовой системой Республики Беларусь понимается совокупность финансовых институтов, с помощью кото­рых государство осуществляет мобилизацию и распреде­ление денежных средств, и совокупность государственных органов и учреждений, которые в пределах своей ком­петенции осуществляют финансовую деятельность.

Финансовые институты - это экономические категории, каждая из которых представляет систему определенных эконо­мических отношений. К ним относятся бюджетная система и бюджетный процесс, различные внебюджетные фонды, госу­дарственные доходы, кредит, государственное страхование.

Центральное место в финансовой системе занимает бюд­жет и бюджетный процесс. В соответствии с Законом Респуб­лики Беларусь от 4 июня 1993 г. в редакции Закона от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и госу­дарственных внебюджетных фондах» ', финансовая система состоит из двух звеньев: республиканского бюджета и местных бюджетов.

Неотъемлемой частью бюджетной системы является бюд­жетный процесс, в ходе которого составляются, рассматрива­ются, утверждаются и исполняются бюджеты.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20 Ст. 240; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998 № 34. Ст. 476, 1999. № 1. Ст. 1. № 34-35. Ст. 520; НРПА. 2002. № 80. 2/868, № 87. 2/883.


Внебюджетные фонды - это новое звено финансовой сис­темы Республики Беларусь. Указанные фонды имеют строго целевое назначение. К ним относится, например, Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В соответствии с новой редакцией Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» с 1998 г. установлен новый вид бюджетов - консолиди­рованные бюджеты. Ими являются: консолидированный бюджет Республики Беларусь, который объединяет республиканский бюджет, бюджеты областей и бюджет г. Минска, консолидиро­ванный бюджет области - областной, районные и городские (го­родов областного подчинения) бюджеты, консолидированный бюджет района - районный и сельские, поселковые бюджеты.

Государственные доходы - это все денежные средства, которые поступают как непосредственно в собственность го­сударства, так и во временное пользование.

Ведущее место в системе государственных доходов зани­мают обязательные платежи, которые прежде всего поступа­ют в бюджет и другие внебюджетные фонды государства. Это -налоги, сборы, различного рода пошлины.

Во временное пользование государства денежные средства поступают посредством кредита (государственного и банков­ского), государственного страхования, путем эмиссии денег.

Государственный кредит основан на добровольности пла­тежей. Государство получает кредит, т.е. деньги взаймы, от юридических и физических лиц, а также от других государств. В результате образуется государственный долг - внутренний и внешний.

Государственный кредит осуществляется прежде всего че­рез размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей, проводимых по решению Правительства через Министерство финансов Рес­публики Беларусь.

С некоторой долей условности к системе финансовых ин­ститутов можно отнести и банковский кредит. Он заключается в установлении денежных отношений между банками, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны. Роль государства при этом сводится к осуществле-


нию финансового контроля за строго целевым использованием кредита и своевременным его возвращением. За свою кредит­ную (производственную) деятельность банки уплачивают на­логи и другие обязательные платежи.

Методом мобилизации государством денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному государ­ственному страхованию (личному и имущественному). Эти взносы временно используются государством как дополни­тельный источник доходов в бюджет.

В сложных экономических условиях одним из возможных методов мобилизации денежных средств может служить и эмиссия денег.

Однако сами по себе финансовые институты не могут осу­ществлять финансовую деятельность. Это - пассивный элемент финансовой системы. С помощью финансовых институтов со­здаются надлежащие условия, приемы, цели, методы финансо­вой деятельности.

Активным элементом финансовой системы Республики Бе­ларусь являются органы и учреждения, с помощью которых реализуется финансовая деятельность. Необходимо иметь в виду, что в осуществлении финансовой деятельности принима­ют участие все без исключения органы и учреждения государ­ства и иные субъекты.

Однако в финансовую систему должны включаться те органы и учреждения, для которых финансовая деятельность является основной. Поэтому к субъектам финансовой системы следует относить только те органы и учреждения, основой де­ятельности которых является финансовая деятельность.

Систему финансовых органов Республики Беларусь воз­главляет Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах.

К субъектам финансовой системы относятся Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции на местах, департамент финансовых расследований Комитета государ­ственного контроля Республики Беларусь. В состав финансо­вой системы входят Национальный банк Республики Беларусь и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», а также управ­ления госкредита и госстраха, республиканская казна и мест­ные казначейства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных