Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие бюджета. Бюджетная система Республики Беларусь




Как и всякое государство, наша республика располагает различными и многообразными фондами денежных средств. Среди этих фондов ведущее место занимает общереспубликан­ский фонд денежных средств. Важная роль принадлежит бюд­жетам местных Советов, которые являются самостоятельными и не включаются в вышестоящий бюджет.

Понятие бюджета как правовой категории дано в ст. 1 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и госу­дарственных внебюджетных фондах».

Бюджет - основной финансовый план формирования и ис­пользования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социально­го развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

В приведенном определении отражены основные признаки бюджета:

- универсальный финансовый план;

- основной финансовый план государства, поскольку по
отношению к другим финансовым планам он является коорди­
нирующим (кассовый план, кредитный план);

- финансовая база существования самого государства.

Бюджет не просто фонд денежных средств. Такого фонда в идеальном виде не существует, так как по мере поступления денег в бюджет они обращаются на покрытие предусмотрен­ных расходов. Бюджет служит финансовой базой функциони­рования государства и всех его органов, обеспечивающих


выполнение возложенных на государство задач по охране и защите прав и свобод граждан.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Под бюджетной систе­мой государства понимается основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность респуб­ликанского бюджета и местных бюджетов.

Бюджетная система Республики Беларусь имеет два уров­ня. Бюджетное устройство определяется государственным уст­ройством и административно-территориальным делением государства. Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет - республикан­ский. Местные Советы имеют свои собственные бюджеты.

Структура доходов бюджетов выражается в различных платежах, поступающих в тот или иной бюджет.

Все доходы бюджетов делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксируемом проценте постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет.

Регулирующие доходы - доходы, которые передаются еже­годно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сба­лансировать его доходы и расходы.

Бюджетное регулирование - процесс ежегодного планово­го перераспределения доходов от регулирующих источников между различными бюджетами с целью бездефицитного сба­лансирования каждого бюджета. Каждому нижестоящему бюд­жету ежегодно сверх твердо закрепленных за ним доходов выделяется необходимая часть от регулирующих доходов.

В соответствии с Законом «О бюджетной системе Респуб­лики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» предусмотрено четыре метода бюджетного регулирования:

1) метод процентных отчислений за счет регулирующих
доходов',

2) дотация - денежная сумма, выделяемая из бюджета вы­
шестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и
регулирующих доходов для сбалансирования доходов и рас­
ходов бюджета нижестоящего уровня;


3) субвенция — та же дотация, но выделяемая на определен­
ный срок и на конкретные цели. В случае ее неиспользования
или использования не по назначению она подлежит возврату;

4) субсидия - это денежная сумма, выделяемая в виде вре­
менной финансовой помощи в процессе исполнения бюджетов.

В Республике Беларусь начиная с 1992 г. бюджетное регу­лирование проводилось двумя методами - процентными отчис­лениями и дотациями, а с 1998 г. - процентными отчислениями и субвенцией. В 2000 г. введена и субсидия.

Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответ­ствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития.

В основе расходов лежат два принципа:

1) целевое расходование денежных средств;

2) подчиненность (подведомственность) бюджетных уч­
реждений.

По целевому принципу расходы бюджетов классифициру­ются на:

- финансирование развития народного хозяйства;

- финансирование социально-культурных мероприятий;

- финансирование обороны страны;

- содержание государственного аппарата.

По принципу подчиненности финансирование того или иного бюджетного учреждения происходит в зависимости от того, к какой системе управления относится данное учрежде­ние. Так, городские больницы г. Минска финансируются из городского бюджета, средние общеобразовательные школы -из районного, а вузы - из республиканского бюджета.

Бюджет является центральным институтом финансовой си­стемы. Поэтому нормы, регламентирующие этот институт, выступают основным разделом финансового права.

Предметом бюджетного права являются общественные (финансовые) отношения, складывающиеся в процессе опреде­ления бюджетного устройства, установления бюджетной сис-


темы, полномочия субъектов бюджетных отношений, порядка распределения доходов и расходов между отдельными звенья­ми бюджетной системы и бюджетного процесса.

В отличие от других финансовых правоотношений бюд­жетным правоотношениям присущи некоторые особенности:

* они возникают в процессе бюджетной деятельности,
круг их субъектов более узкий;

« их участниками выступают только или само государ­ство или его орган, а также органы местного управления и самоуправления. Не являются субъектами бюджетных право­отношений негосударственные органы, организации и учреж­дения, государственные хозрасчетные предприятия, бюджет­ные учреждения, а также граждане;

* они не могут длиться больше года, поскольку бюджет
принимается на один год.

Бюджетное право — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства, определения бюджетной систе­мы, состав и порядок распределения доходов и расхо­дов между звеньями бюджетной системы, определения полномочий субъектов бюджетных отношений, а также бюджетного процесса.

Все субъекты бюджетных правоотношений наделены оп­ределенными бюджетными правами.

Право на соответствующий бюджет - основное из матери­альных бюджетных прав. Из права на бюджет вытекает комп­лекс различных материальных и процессуальных бюджетных прав определенных субъектов. Это права на получение зак­репленных доходов, на их самостоятельное использование, на нормотворческую бюджетную деятельность, на осуществле­ние бюджетного контроля, на бюджетный процесс и др.

По характеру регулируемых отношений нормы бюджет­ного права можно подразделить на материальные и процессу­альные.

Материальные нормы устанавливают бюджетное устрой­ство и бюджетную систему Республики Беларусь, состав дохо-


дов и расходов бюджетной системы. Материальные нормы составляют основу бюджетного права.

Процессуальные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения и обсуждения проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, а также отчет о его исполнении.

Бюджетные права субъектов бюджетных правоотношений совпадают по существу, но не совпадают по объему.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - регламентированная законами и дру­гими нормативными актами деятельность органов госу­дарства по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Продолжительность этих четырех стадий бюджета в Рес­публике Беларусь занимает период более двух лет и называет­ся бюджетным периодом, а срок действия утвержденного бюджета - бюджетным годом.

Бюджетный процесс базируется на общих принципах бюд­жетного устройства Республики Беларусь: единства, полно­ты охвата доходов и расходов, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов.

В основе бюджетного процесса лежит бюджетная класси­фикация, утвержденная Национальным собранием Республики Беларусь.

Бюджетная классификация представляет собой обязатель­ную единую группировку доходов и расходов, основанную на экономической характеристике. В основе классификации до­ходов лежит источник дохода, а классификации расходов -целевое назначение денежных средств. Ни один доход, ни один расход не может быть получен и использован иначе как только на основе бюджетной классификации.

Работу по составлению проектов бюджетов организует Совет Министров Республики Беларусь и исполнительная власть на местах через Министерство финансов и его органы.


На основе прогнозных оценок поступлений доходов в бюджет составляются проекты бюджетов, которые представляются Министерству финансов Республики Беларусь и его органам на местах для окончательного их урегулирования и сбаланси­рованности. После чего консолидированные проекты бюдже­тов по районам, областям и проект республиканского бюджета утверждаются соответствующими исполкомами и Советом Министров Республики Беларусь.

Рассмотрение и обсуждение проектов бюджетов происхо­дит на сессиях местных Советов, республиканского бюджета -в Парламенте. Сначала бюджет является предметом рассмотре­ния и обсуждения на заседаниях постоянных комиссий, а затем -на сессиях Советов и на заседаниях Палаты представителей Национального собрания.

Третья стадия бюджетного процесса - утверждение - со­стоит из двух стадий: сначала принятие бюджета, затем - За­кона, а на сессиях местных Советов - решения.

Юридическую силу закон о бюджете Республики Беларусь приобретает после его подписания Президентом Республики Беларусь.

Наиболее длительной по времени и важнейшей по значи­мости является четвертая стадия бюджетного процесса - ис­полнение.

Исполнение бюджета возложено на Совет Министров и исполнительные органы на местах через Министерство финан­сов Республики Беларусь, его органы на местах. Исполнение доходной части бюджета возложено на налоговые органы рес­публики.

Главным документом, на основании которого осуществля­ется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись, т.е. уточнение доходной и расходной части бюджета в соответ­ствии с бюджетной классификацией после его принятия.

Исполнение бюджетов осуществляется по их доходной и расходной части. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет государственного кредита и государственного страхования.


Исполнение расходной части бюджетов связано с использова­нием бюджетных средств, которые называются бюджетными ассигнованиями.

Бюджетные ассигнования поступают в распоряжение coo i ветствующих руководителей министерств, ведомств, учрежде­ний и иных организаций, финансируемых из бюджета, которые называются распорядителями бюджетных средств (ассигно ваний).

Распорядители бюджетных средств (ассигнований) -это должностные лица, которым законодательством предос­тавлено право распоряжаться денежными средствами, выделя­емыми из бюджета. Распорядители бюджетных средстн подразделяются на главных и нижестоящих.

За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств их распорядители несут ответственность, предусмот­ренную законодательством Республики Беларусь.

Бюджетный процесс имеет еще одну, дополнительную, ста­дию - составление и утверждение отчета об исполнении бюд­жета.

Исполнение бюджета заканчивается его заключением, вы­ражающимся в закрытии счетов по расходной части.

Право юридических лиц на расходование бюджетных ас­сигнований, предусмотренных в сметах текущего финансово­го (бюджетного года), прекращается по окончании счетного периода, после чего остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на счетах закрываются Министерством финан­сов и соответствующими местными финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствую­щих бюджетов в очередном финансовом году.

Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обяза­тельствам, принятым в период исполнения бюджета за прошед­ший финансовый год.

В конце бюджетного года после заключения бюджетов со­ставляется отчет об исполнении бюджетов.


Глава 43




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных