Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые основы государственных расходов




С правовой точки зрения государственные расходы - это регламентированное правовыми нормами планомерное рас­пределение и использование денежных средств из государ­ственных централизованных и децентрализованных фондов для выполнения задач и функций государства.

Государственные расходы покрываются в основном из централизованных денежных фондов и осуществляются на ос­нове действующего законодательства.

Основным источникам покрытия государственных, расхо­дов служит бюджет Республики Беларусь.

Финансовые отношения в области бюджетных расходов, урегулированные нормами финансового права, являются пра­воотношениями. Данные правоотношения характеризуются неравенством сторон. Государство в одностороннем порядке устанавливает направления расходов, финансируемых из бюджета, нормы расходов, объекты финансирования и уста­навливает ответственность за любые нарушения финансовой дисциплины.

Расходы из бюджета производятся в основном методом финансирования на принципах безвозвратности, безвозмездно-

733-


сти, целевого использования средств, соблюдения режима эко­номии, срочности (в рамках одного бюджетного года), осуще­ствления постоянного контроля за использованием средств.

Для метода финансирования важнейшим признаком явля­ется целевое использование средств. Предприятия, объедине­ния, хозяйственные организации и учреждения должны расходовать выделенные бюджетные ассигнования по целево­му назначению.

Необоснованно полученные либо использованные не по целе­вому назначению или с нарушением законодательства Республи­ки Беларусь средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, по решению Министерства финансов или местного финан­сового органа подлежат возвращению в бюджет с взысканием в бесспорном порядке с юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также индивидуальных пред­принимателей, допустивших указанные нарушения, штрафа в двукратном размере этих средств.

Должностные лица предприятий, объединений и организа­ций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в поряд­ке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В новых экономических условиях допускается финансиро­вание путем выделения бюджетных займов и ссуд.

Выдача бюджетных займов и ссуд предусмотрена Зако­ном «О бюджетной системе Республики Беларусь и государ­ственных внебюджетных фондах».

Бюджетный заем - это денежные средства, выданные вре­менно из республиканского или местных бюджетов для исполь­зования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа.

В отличие от займа бюджетная ссуда выдается безвозмезд­но, но так же, как и заем, - временно (возвратно) и для исполь­зования по целевому назначению.


Выдача и возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов из республиканского бюджета установлены постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2004 г. № 1619', которым утверждено Положение. В нем определены условия и порядок предоставления и возврата бюджетных зай­мов, бюджетных ссуд юридическим лицам Республики Бела­русь (кроме бюджетных организаций, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальным пред­принимателям (именуемым в дальнейшем - претендентами), а также предоставления и возврата бюджетных ссуд облиспол­комам и Минскому горисполкому.

Предоставление ссуд исполнительным комитетам произво­дится в пределах текущего финансового (бюджетного) года на финансирование временных кассовых разрывов, возникаю­щих при исполнении бюджетов областей и г. Минска. Решение о предоставлении ссуды соответствующему исполкому прини­мает Министерство финансов.

Предоставление бюджетных займов, ссуд претендентам осуществляется на определенный срок на следующие цели:

до одного года - на создание сезонных (временных) запа­сов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный ха­рактер;

до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов, в том числе включенных в установленном порядке в Государ­ственную инвестиционную программу.

На все другие цели бюджетные займы, ссуды выдаются претендентам на срок до трех лет.

Бюджетные займы, ссуды не предоставляются претенден­там, имеющим задолженность по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, Фонд социальной защиты населе­ния, по кредитам банков, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, не выполнившим сво-

НРПА. 2005. № 1. 5/15330.


их обязательств по ранее выданным из республиканского и местных бюджетов займам, ссудам (в том числе пролонгиро­ванным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных орга­нов, а также если целью получения займа, ссуды является по­гашение банковского кредита, ранее выданных из республи­канского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата платежей в республиканский и местные бюджеты, если иное не предус­мотрено законодательством.

Решение о предоставлении претендентам бюджетного зай­ма, ссуды принимает Совет Министров Республики Беларусь.

Помимо бюджета финансирование государственных рас­ходов осуществляется также из государственных внебюджет­ных фондов. Например, финансовые затраты государства на социальные нужды покрываются преимущественно за счет средств Фонда социальный защиты населения.

Затраты государства покрываются также за счет прибыли государственных предприятий, части амортизационных отчис­лений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расхо­дов государства шире, чем понятие расходов бюджета, поскольку последние составляют лишь часть общих расходов государства.

Расходы бюджетов каждого уровня определяются функция­ми соответствующего органа власти и задачами социально-эко­номического развития страны.

Государственные расходы осуществляются на основе дей­ствующего законодательства, и поэтому допускаются только такие расходы, которые предусмотрены нормативными право­выми актами.

Дополнительное финансирование может осуществляться за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими советами, спонсорами.

Бюджетные расходы производятся в соответствии с под­разделениями бюджетной классификации,.которая является единой и используется при составлении, утверждении и исполне-


нии республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Сметно-бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учрежде­ниям, действующим в отраслях непроизводственной сферы (оборона, органы государственного управления, социально-культурная сфера).

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном фи­нансировании, виды своих расходов и их конкретные направ­ления отражают в смете.

Смета расходов является основным плановым докумен­том, определяющим объем, целевое направление и поквар­тальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и осуществление централизован­ных мероприятий.

Различают следующие виды смет: индивидуальные и об­щие сметы учреждений, сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно управлениями и отделами исполкомов, сметы по внебюджетным средствам.

В современных условиях рыночных отношений важное зна­чение в финансировании бюджетных учреждений и организаций занимают внебюджетные средства, т.е. источники доходов бюджетных учреждений, получаемые ими помимо бюджета.

Финансирование предприятий отличается от финансирова­ния бюджетных учреждений прежде всего тем, что свои основ­ные производственные и социальные расходы субъекты хозяйствования обеспечивают за счет собственных средств и перераспределяемых средств из централизованных денежных фондов вышестоящих органов на нужды подчиненных пред­приятий. В целях перераспределения денежных средств в ми­нистерствах и ведомствах создаются различные специальные фонды (инновационные, развития строительной науки и др.).


В случае недостатка собственных средств предприятия широко используют банковский кредит на условиях возврат­ности, возмездности, целевого расходования и материальной обеспеченности привлеченных денежных средств.

Кроме того, в финансировании предприятий может прини­мать участие и государство путем выделения из бюджета бюд­жетных займов и ссуд на возвратной основе, дотаций для полного или частичного покрытия убытков на невозвратной основе и субсидий в виде помощи и пособий Бюджетные ас­сигнования должны направляться на развитие приоритетных отраслей экономики.


Раздел VIII.

Правовые основы охраны природы


Глава 44






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных