Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ.




Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Под моделью мы понимаем более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо». Мы выделили, по крайней мере три группы подходов к семейному воспитанию, которые условно назвали: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели. «Психоаналитическая» модель семейного воспитания. В классическом психоанализе З.Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители (и особенно мать) – это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект.

Способ и полнота удовлетворения биологических потребностей младенца на стадии грудного вскармливания, предоставление ему возможности получения удовольствия от сосания закладывают основы доверия, привязанности, активности в отношении других людей на всю последующую жизнь. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии (например, надолго фиксируются формы инфантильного, «остаточного» поведения, складывается «орально-пассивный» или «анально-удерживающий» тип личности). Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в трех–шестилетнем возрасте. Именно первые три стадии развития личности имеют ключевое значение. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию собственного ребенка.

«Бихевиористская» модель семейного воспитания Корни данного направления уходят в бихевиористскую психологию (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка. Экспериментальное изучение появления новых форм поведения у «живого кусочка мяса, способного давать небольшое число простых реакций», позволило Дж.Уотсону и другим бихевиори-стам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Главные идеи организации воспитания как бихевиоральной (поведенческой) терапии состоят в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

«Гуманистическая» модель семейного воспитания По А.Адлеру, человек – существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А.Адлером, подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес (т.е. естественное стремление к сотрудничеству), а также стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом. Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство, но не тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты. В «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает прежде всего помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка.

22. СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
А.Адлер первым сформулировал положение о зависимости развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция характеризует это порядок, определяет специфику социальной ситуации развития ребенка, его отношений к миру, общения со взрослыми и сверстниками.

Адлер выделил следующие сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний ребенок, младший ребенок.

Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категории «заброшенных».

Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. На нем сконцентрировано все внимание родителей: они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше его обеспечить.

Младший ребенок в семье – предмет всеобщей любви. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается конкуренция.

Средний ребенок в семье – наиболее сложная позиция. С одной стороны складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой – нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций. Средний ребенок не имеет привилегий старшего, он как бы «ограничен» первым ребенком – сильным и способным. В тоже время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с ним, так кАк не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми.

Если в семье рождаются близнецы, то в их психологическом развитии возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект. Они позже начинают говорить. Это объясняется тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться, как к двум разным людям. Лучше не одевать их одинаково, поощрять развитие их индивидуальных интересов и склонностей.

Важно подчеркнуть, что влияние порядка рождения опосредуется полом ребенка. Например, известно, что старшие девочки легче переживают рождение второго ребенка и охотнее принимают свою новую семейную роль – помощницы родителей, опекуна младшего брата или сестры. Младшие братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой позиции в случае, если старший ребенок иного, чем они, пола.

23. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ». ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ.

Понятие проблемная семья в психологической литературе традиционно имеет как узкое, так и широкое толкование. В узком значении проблемными называются семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла.

Например, в узком значении к проблемным семьям можно отнести: 1) молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи; 2) семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать роли отца и матери. В широком значении к проблемным семьям (в отечественной психологии) относятся следующие типы: а) проблемная семья - как неспособная продуктивно разрешать семейные проблемы. б) дисфункциональная - как плохо или совсем не выполняющая основные семейные функции.

Зарубежные специалисты в отношении всех проблемных семей чаще используют термин «дисфункциональные семьи». С. Минухин выделяет следующие особенности проблемных или дисфункциональных семей: 1. Отрицается существование проблем в семье. 2. Существует недостаток интимности в отношениях. 3. Чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения. 4. Семейные роли являются ригидными. 5. Индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи. 6. Общение между членами семьи находится на низком уровне, мало проявляется забота друг о друге. 7. Конфликты протекают в скрытой форме, присутствует боязнь открытого общения, редкостью является юмор. 8. Возможна хроническая неприязнь одних членов семьи к другим.

В психологической литературе рассматриваются следующие типы проблемных семей: 1. Семья с больным (психически или соматически) ребенком. 2. Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации; 3. Семья как дисгармоничный союз; 4. Семья в разводе; 5. Неполная семья; 6. Семья алкоголиков; 7. Повторный брак.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных