Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.




В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности [18].

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

1. Умственная отсталость.Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

2. Эндогенные психические заболевания. К эндогенным психическим заболеваниям относят шизофрению, маниакально-депрессивные состояния, генуинную эпилепсию и др.

В личностной сфере у страдающего эпилепсией наблюдается замедленность всех психических процессов, склонность заострять внимание на деталях, обстоятельность, невозможность отличить главное от второстепенного и др.

3. Реактивные состояния, конфликтные переживания, астении во многом обусловлены условиями обучения и воспитания детей. У одних детей в результате социальной дезадаптации, неуспеваемости в школе наблюдаются неврозы, у других — астении, у третьих — психопатические реакции. Названные состояния развиваются вследствие умственных и физических перегрузок, нарушений микросоциальных контактов в кругу сверстников, в семье и др.

4. Аномалии личности при задержке психического развития (ЗПР).

Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.).

27. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА. Адаптация является самым ответственным этапом вхождения ребенка в семью. От того, как быстро он сформирует новые отношения, будет зависеть дальнейшее развитие его личности. Адаптация приемного ребенка и членов новой семьи носит проблемный характер, как на личностном, так и социальном уровне.

Термин «адаптация» – в широком смысле понимается как приспособление к окружающим условиям и происходит от позднелатинского «adaptation» (приспособление, прилаживание) – способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды.

Психологическое определение понятию «социальная адаптация»: постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса... Таким образом, процесс адаптации всегда инициирован неким столкновением со средой и поиском путей комфортного существования в ней.

Ребенку, принятому на воспитание в приемную семью, необходимо в достаточно короткий срок адаптироваться к особенностям конкретной семьи, усвоить ее историю, культуру, социальные нормы и моральные ценности. В результате социальной адаптации ребенок должен получить представления об особенностях функционирования не только семьи, но и всего общества.

Процесс адаптации ребенка-сироты к условиям приемной семьи связан с изменением самого ребенка, его мировосприятия, с активным приспособлением его к новым социальным условиям. В свою очередь, ребенок на подсознательном уровне стремится оказать сопротивление этим изменениям, в результате чего в приемной семье могут возникать психологические барьеры взаимодействия, затрудняющие нормальное развитие семейных отношений.

Приемным родителям необходимо также знать, что социализация детей, лишенных родительского попечительства, происходит таким образом, что у ребенка формируется негативный образ взрослого. И вырастая, эти дети повторяют деструктивную модель семьи своих родителей. Социальная реабилитация возвращает или воссоздает способности ребенка к жизни и адаптации в социуме, обеспечивает условия для принятия и понимания ребенком законов социального мира, помогает ему найти и занять свое, соответствующее развитию его личности место в обществе. Поведение ребенка зависит от того, как он видит и воспринимает мир и себя в этом мире.

Социально-психологическая адаптация детей и родителей в условиях приемной семьи характеризуется неравномерностью, цикличностью, ограниченностью во времени.

Неравномерность заключается в нестабильности процесса, различной степени включения, прохождения и наступления устойчивой адаптированности детей и взрослых. Цикличность заключается в наличии этапов социально-психологической адаптации. Ограниченность во времени определяется завершением процесса к 30-36 месяцам.

Специфика адаптации приемных детей заключается: в различной способности формирования семейных связей и отношений у мальчиков и девочек; в наличии флуктуации в процессе адаптации; в эффективности процесса социальной адаптации детей старше 10 лет; в изменении адекватности самооценки; в значимости «семейного фона» в любом возрасте; в неравноценности отношения к приемным родителям.

Адаптация ребенка в новой семье проходит через ряд этапов, сопровождающихся теми или иными кризисными явлениями, происходящими в семье.

 

27. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА выглядят следующим образом:

Мотив первый. В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Мотив второй. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях.

Мотив третий. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок.

Мотив четвертый. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей, при воспитании приемных детей.

Мотив пятый. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. Для детско-родительских отношений характерна симбиотическая привязанность, трудности сепарации. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных