Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы управления персоналом




ТЕМА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1. Понятие системы УП

2. Подсистемы УП

3. Принципы создания системы УП

 

Понятие системы УП

УП –целенаправленная деятельность руководителей и специалистов системы управления, которая включает разработку концепции и стратегий кадровой политики и методов УП.

Это деятельность включает функции:

1. Формирование системы УП

2. Планирование кадровой работы

3. Проведение маркетинга персонала

4. Определение кадрового потенциала и потребности в персонале

УП охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров. Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы УП

Концепция УП

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линей­ные руководители подразделений.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обуче­ния, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы обучения.

Отделы кадров не являются координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими от­делами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами.

 

Рис. 1.1. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом крупной организации

 

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий орга­низационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадро­вого управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстети­ка труда. Если в условиях командно-административной системы эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план и в их решении заинтересована каждая организация.

Концепция управления персоналом — система взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, организационных подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях организаций. Она включает: разработку методологию управления персоналом, форми­рование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения людей, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом организации — система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему общего и линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении определенных функций.

Технология УП –организация найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию, адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение соц. развития, высвобождение персонала, взаимодействие руководства с профсоюзами, Службой занятости, управление безопасностью персонала.

2. Функциональные подсистемы системы управления персоналом организации

Подсистема общего и линейного руководства осуществляет: управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

Подсистема управления и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организа­цию рационального использования персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диаг­ностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.

Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и от­дельных должностных лиц.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в долж­ность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакант­ную должность, периодическую оценку кадров, организа­цию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализа­цию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и ка­питале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

Подсистема управления социальным развитием осуществляет: орга­низацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования.

Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.

Подсистема правого обеспечения системы управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, со­гласование распорядительных и иных документов по управлению пер­соналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности.

В зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может вы­полнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение. На рис. 1.3 приведена схема современной организационной структу­ры системы управления персоналом крупной организации.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций по­зволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессиональное и социальное развитие (рис. 1.4). В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом организа­ции. В качестве базы для ее построения используются принципы, т. е. правила и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Принципы управления персоналом

Необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.

Принципы управления персоналом (ПУП)— правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.

Принципы управления персоналом:

1. научность,

2. плановость,

3. единства распорядительства первого лица;

4. комплексность отбора, подбора и расстановки кадров;

5. сочетание единоначалия и кол­легиальности, централизации и децентрализации;

6. линейное, функ­циональное и целевое управления;

7. контроль исполнения решений и др.

Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой; коллегиальное принятие решений, т. е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.

Принципы построения системы управления персоналом (ППСУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руко­водители и специалисты подразделений управления персоналом при фор­мировании системы управления персоналом организации.

ППСУП представляют собой результат обобщения людьми объективно действую­щих экономических законов, присущих им общих черт, начал их действия. Принципы объективны так же, как объективны экономические законы.

ППСУП следует отличать от методов построения системы управ­ления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный харак­тер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет фор­мировать систему методов и каждый метод в отдельности.

 

Принцип Содержание принципа
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом  
Соответствие целям производства Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства
Пропорциональность Состав системы управления персоналом, организационная структура, требования к кадровым работникам и их численность зависят от содержания, количества и сложности функций управления персоналом
Направленность на развитие производства Функ­ции управления персоналом должны быть в большей степени ориентированы на развитие производства, а не на простое обеспе­чение его функционирования
Возможность дублирования Временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь дублировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня
Экономичность Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение затрат на систему управления в общих затратах на продукцию, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом, увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться получаемым эффектом в производственной системе.
Прогрессивность Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам
Перспективность При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации
Комплексность При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т. д.)
Оперативность Своевременное принятие решений по изменению системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих угрозы
Оптимальность Из всех возможных вариантов формирования системы управления персоналом нужно выбрать наиболее рационального для данного конкретного производства
Простота Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству
Научность Разработка системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения внешних условий
Автономность На любых уровнях системы управления персоналом должна обеспечивать­ся рациональная автономность структурных подразде­лений или отдельных руководителей
Согласованность Взаимодействия между звеньями системы управления персоналом по вертикали, а также между относительно автономным звеньями по горизонтали должны быть согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени
Устойчивость Для обеспечения устойчивой работы системы управления персоналом необходимо преду­сматривать рычаги, которые при отклонении от заданной цели ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к изменению работы
Прозрачность Система управления персоналом должна содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом
Комфортность Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творчества при принятии и реализации решений человеком.

 

 

 

 

Рис. 1.3. Схема современной организационной структуры системы управления персоналом крупной организации

 

 
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом  
Концентрации Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решении основных задач или концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование
Специализации Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций
Параллельности Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом
Адаптивности (гибкости) Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управле­ния и условиям его работы
Преемственности Предполагает общую методическую основу проведения работ по созданию и совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление
Непрерывности Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т. п.
Ритмичности Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом
Прямоточности Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных