Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психические расстройства как следствие нарушений головного мозга




Психические нарушения выражаются чаще всего в психопатоподобных изменениях личности, астенических расстройствах, интеллектуально-мнестическом снижении. Изменения личности характеризуются сужением круга интересов, преобладанием пассивности в поведении, эмоциональной лабильностью, реже грубостью. Интеллектуально-мнестические нарушения выражаются в беспричинной эйфории, неожиданных вспышках гнева, плаксивости при общем снижении уровня самокритичности. Астенизация выражается в повышенной утомляемости, слабости, истощаемости психических процессов.

Нарушения восприятия чаще всего развиваются при поражении патологическим процессом затылочных или затылочно-теменных отделов коры головного мозга. Наиболее распространенное расстройство – зрительная агнозия, реже встречаются слуховые и тактильные варианты агнозий.

Психические нарушения встречаются при церебральном атеросклерозе, гипертонической болезни, облитерирующем тромбангиите.

Церебральный атеросклероз. Психические изменения наступают довольно рано. Наиболее ранним и частым симптомом является астения. У больных снижается работоспособность, появляется быстрая утомляемость, им становится трудно переключиться с одного вида деятельности на другой и еще труднее осваивать новое дело. Больные испытывают недомогание, часто жалуются на тяжесть и давление в голове, головные боли, головокружения, иногда легкие парестезии.

Гипертоническая болезнь. Больные жалуются на головные боли, часто локализующиеся в затылочной области, головокружение, иногда кратковременные расстройства сознания. Сон тревожный. Отмечается ослабление памяти, обычно расстраивается запоминание текущего, настоящего. При гипертонической болезни может развиться пароксизмальный синдром, который бывает связан со спазмами сосудов головного мозга. По своим проявлениям он может напоминать предынсультное состояние с кратковременным расстройством сознания.

Церебральный тромбангиит. Психические расстройства при этом заболевании отличаются большим многообразием. Им свойственны длительные светлые промежутки, психические изменения прояв-ляются волне образно, периодически. Начало заболевания характеризуется наличием головокружений, головных болей, кратковременных потерь сознания типа обморока или абсанса. Затем эти явления проходят. Однако через более или менее длительный промежуток времени могут развиться большие и малые припадки, состояния ночного возбуждения и сумеречное помрачение сознания.

 

 

2. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические

Биологический подход рассматривает психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга. При этом причину таких нарушений биологический подход рассматривает как следствие воздействия различных биологических факторов - генетических, биохимических, нейрофизиологических. (М.С. Лебединский, А.Р.Лурия, и другие.) Этот подход возник в результате изучения изменений, имеющих место у больных психическими заболеваниями.

Генетич. факторы – определяют мозговую структуру, механизмы «инструментов психич. деятельности», диапазон индивидуал. различий. Гены оказывают влияние на строение и биохимич. актив-ть мозга. Психич. расстройства связаны с действием нескольких генов. Генетически обусловленные заболевания обмена вещ-тв - энзимопатиями (в результате мутации генов, отвечающих за синтез к-то из ферментов у чел-а отсутствует или имеется недостаточность). Фенилкетонурия (болезнь Феллинга) – в крови накапливается фенилалонин и продукты его распада. Распознаётся в роддоме. При этом назначают спец. диету, где нет фенилалонина(белка). Если не распознать возможна умственная отсталость. Амавротическая идеотия (болезнь Тея-Сакса) (наруш. липидного обмена) – отсутствует фермент гексозоминдаза А. До 6 мес. протекает скрытно. Прояв. в отставании физич. развития, умственной отсталости, нарушении зрения. Со временем слепота. Дети умирают в раннем возрасте. Галактозомия (наруш. углеводного обмена) – нарушается работа печени. В крови накапливается галактоза. Приводит к слабоумию ребёнка. Мукополисахаридоз (нарушение обмена соединительной ткани). Генетические факторы лежат в основе болезни Дауда (неросхождение 21 хромосомы).

Биохимич. факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, за специфичность рецепторов, за хар-р взаимодействия нервн. клеток между собой, за активацию и настройку нервных процессов. биогенные амины: дофамин, серотонин, норадреналин. Дофамин обеспечивает целесообразность и целенаправленность поведения за счёт регулирования процессов восприятия, познания и внимания. Чрезмерное повыш. или пониж. ур-ня дофамина может привести к нарушению психич. регуляции процессов взаимодействия организма и окр. среды. Норадреналин выполняет фун-ю активации, синхронизации и согласования различных нейронных процессов, обеспечивает концентрацию внимания, бодрствование, эмоц. фон настроения. Серотонин – инактивация нервн. процессов отвечает за расслабление, покой, сон. Различные аминокислоты обеспечивают необходимый ур-нь возбуждения нейронных процессов, связанных с научением и памятью, а также выполняют ф-ции ингибиторов.

Нейрофизиологич. факторы (основы залож. Сеченовым и Павловым) материальная основа психич. процессов, т. е. посредством чего осуществл-ся психич. деят-ть чел-а. Любой психич. процесс - восприятие, внимание, память, эмоции - связан с к-то физиологич. переменными. Нейрофизиологич. процессы ориентировки и привыкания определяют что выбирает чел-к из потока раздражителей в кач-ве специфич. и информативных для реализации своих целей пр-ков среды.

Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии

Г.Селье даёт определение: стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Впервые это слово было употреблено в 1303г.

Фазы стресса (по Г.Селье):

· Реакция тревоги – мобилизация всех ресурсов организма;

· Сопротивление – за счёт предшествующей мобилизации организму удаётся справиться с ситуацией.

· Если организму в течение многого времени не удаётся справиться с ситуацией, то наступает фаза истощения.

М.Ш. Магомед-Эминов психологический механизм стресса связывает с понятием мотивации самосохранения.

Селье различает стресс и дистресс. Деятельность связанная со стрессом может быть приятной или неприятной. Дистресс – всегда неприятно.

Выделяют острую стрессовую реакцию и последствия перенесения стресса.

Степень стрессогенности того или иного фактора может различаться и имеет значение личностный смысл, который человек придаёт событию. У человека формируются определённые стереотипы реагирования на стресс.

Вероятность развития стресса зависит от ряда личностных факторов. Так смелость, выносливость, религиозность, жажда ощущений могут снизить стресс при решающих событиях жизни. С другой стороны заниженная самооценка, экстернальный локус контроля увеличивают стрессогенное воздействие ситуации. У людей с высоким уровнем тревожности стресс возникает на воздействие низкой интенсивности и более выражен.

У женщин наиб стресогенными ситуация явл: когда они могут плохо проявить себя, не выполнить задание.

Для мужчин: несчастный случай, физич травма.

Есть предположение что от стресса страдает «слабый орган»

Стресс проявляется: 1.ощущ. потери контроля над собой 2. Недостаточно организованная деятельность (рассеяность, суетливость) 3. Расстройство сна, раздражительность. 4. Снижение аппетита, алкоголь.

Стрессовые изменения возникают в след сферах: Эмоциональной, когнитивной и мотивационной.

Выделяют 3 личностных стиля преодоления стрессовый ситуаций:

1. Проблемно – фокусирующий стиль. Чел активно действует и оптимистично оценивает проблемную ситуацию.

2. Эмоционально – фокусирующий ст. Чел ищет соц и психолоигческой поддержки.

3. Потенциально – диструктивный стиль. Отрицание проблемной ситуации, прекращ. Деятельности, исп. алкоголя.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных