Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ




Отличие возрастной и дифференциальной психологии от других отраслей психологии состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их разви­тие или возрастная изменчивость. Следовательно, объект науки носит сложный, динамический характер, и для его изучения требуется системный подход [3; 8; 22; 25].

Перечислим наиболее существенные проблемы, которыми занимается современная возрастная и дифференциальная пси­хология. К их числу относятся научное обоснование возрастных норм различных психофизиолопических функций как в молодом, так и в пожилом возрастах, определение эталонов зрелости индивида, личности; выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни; научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических «ресур­сов» человека. Решение этих задач возможно лишь при зна­чительных изменениях в понимании самого объекта возрастной и дифференциальной психологии, изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения.

Необходимость интегрального подхода в возрастной и диф­ференциальной психологии, направленного на объединение от-•дельных фаз и периодов жизни, предполагает учет данных, получаемых в различных психологических науках, — в детской психологии, акмеологии, психогеронтологии, а также в других науках о человеке, рассматривающих возрастные аспекты и ин­дивидуальные различия, проблемы генеза и возрастного разви­тия (возрастная физиология, медицина, педагогика и т. п.).

Специфика объекта возрастной и дифференциальной психо­логии состоит прежде всего в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходят не только рост, но и разнооб разные качественные преобразования. Еще И. М. Сеченов об­ратил внимание на чрезвычайную сложность процесса индиви­дуального развития человека. «Несомненно, — писал ученый в работе „Элементы мысли", — прогрессивный цикл превращений составляет умственное развитие индивидуального человека от рождения до зрелости, но для нас этот именно цикл и стоит под вопросом» [30, с. 286]. Он же впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь челове­ка до глубокой старости, считая ее фундаментальной пробле­мой естествознания.

Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития че­ловека с момента его рождения и использовать эти закономер­ности для решения современных задач возрастной и диффе­ренциальной психологии.

Б. Г. Ананьев [5] выделил две главные характеристики возраста: метрическую и топологическую. Метрическое свойст­во возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем време­ни жизни индивида к определенному моменту его существова­ния. Средняя продолжительность жизни является одной из важных, имеющих социальный смысл, интегральных временных характеристик человека. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формиро­вания того или иного психического процесса или свойства,, но и то, каким образом развертывается этот процесс или свой­ство во времени, ускоренно или замедленно, равномерно или не­равномерно и т. п. Другой характеристикой возраста является его топологическое свойство, выраженное в фазах, стадиях ста­новления различных психологических функций, в периодизации психической организации в целом.

Б. Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и исторического времени. «Как человек в це­лом, так и его временные характеристики, в том числе и воз­раст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологи­ческого и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетиче­скими и биографическими. Следует считать односторонними и устаревшими представления о возрастных особенностях чело­века как чисто биологических феноменах» [5, с. 192]. В итоге психолог понимал возраст как суммацию разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического со­зревания, зрелости или старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурно­го, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретно-исторических условиях. При этом он счи­тал, что возрастные изменения могут быть правильно поняты лишь в свете диалектической взаимосвязи органического и со­циального в психическом развитии человека. Возраст является

одной из наиболее интегральных характеристик человека и от­носится не только к индивидным свойствам и функциям, но к к личности, субъекту разных видов деятельности. В то же вре­мя онтогенез и жизненный путь человека определяются принци­пиально разными условиями и факторами, и само понятие воз­раста имеет разный смысл в процессе развития индивидных и личностных свойств человека.

Несмотря на кажущуюся доступность, возрастная эволюция психики как объект науки имеет свою сложную специфику,, характеризующуюся целым рядом черт.

Первая заключается в том, что возрастная изменчивость различных форм психики отличается разной интенсивностью в. зависимости от этапов человеческой жизни и имеет различное -значение в отдельные фазы жизни [3].

Следующая специфическая черта вы/ражена в том, что воз­растные особенности различных форм человеческой психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью-на каждом этапе развития. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что-«реальный процесс психического развития человека всегда яв­ляется конкретным индивидуальным процессом» [28, с. 167]. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значи­тельнее индивидуальные различия. Усиление индивидуальных, различий на протяжении всего жизненного цикла отмечал и Б. Г. Ананьев. Он писал: «Уже в подростковом, а тем более в юношеском возрасте смена возрастных периодов во многом зависит не только от условий воспитания, но и от сложивших­ся индивидуальных и типологических особенностей формирова­ния личности. Процессы роста, созревания и развития все бо­лее опосредуются накопленным жизненным опытом и образо­вавшимися типологическими и индивидуальными чертами. Это i положение особенно характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы „перекрывают­ся" типом индивидуального развития, характером практической деятельности» [3, с. 157].

Стадии индивидуального развития зависят от образа жиз­ни человека, от реальных форм деятельности и их конкретного содержания. Своеобразие зрелости и процесса старения зави­сят от всего жизненного пути, от типа характера и меры ак­тивности человека в трудовой, профессиональной деятельности. Именно поэтому люди приходят к порогу гражданской и ин­теллектуальной зрелости многообразными путям.и.

Индивидуальные различия накладывают отпечаток на пе­реход от зрелости к старости. Преждевременное старение од­них и социальная и интеллектуальная активность, «молодость» других в период старения определяются образом жизни чело­века как личности и субъекта деятельности, мерой его соци­альной зрелости. В процессе развития человека усиливается роль индивидуальных различий и влияние индивидуальности на характер возрастной изменчивости психики [5].

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной динамики психи­ки как объекта научного познания. К ним относятся биосоци­альный, хронологический, структурно-динамический и каузаль­ный аспекты. В системе указанных аспектов представляется возможным достаточно полно отразить специфику возрастной динамики индивидуального развития человека (см. рис.).

 

 

С онтологической позиции объект возрастной и дифферен­циальной психологии рассматривается в плане соотношения био­логического и социального в индивидуальном развитии чело­века. Причем для понимания возрастной изменчивости психики онтологический аспект имеет особое значение. Он позволяет вы­являть специфику психического развития, заключающуюся у че­ловека в единстве биологического и социального бытия при ведущем, определяющем значении социального.

Хронологический аспект характеризует психическую эволю­цию как процесс, осуществляющийся во времени на протяже­нии всей жизни человека. Возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длитель­ность и направленность (вектор) изменений психических форм в разные периоды индивидуального развития. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

При помощи структурного подхода можно определить воз­растную динамику психических явлений с точки зрения степе­ни их дифференциации и интегрированное™. При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразо-вания на разных уровнях психического развития и обсуждает­ся вопрос о том, каким образом осуществляется преемствен­ность и качественные преобразования в развитии психики.

К числу сложнейших и существенных вопросов возрастной и дифференциальной психологии относится проблема детерми­нации психического развития. Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека.

При системном анализе важно соотнести между собой раз­личные характеристики и закономерности индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении объекта воз­растной и дифференциальной психологии с каузальной, хроно­логической, структурно-динамической позиций и в аспекте био­социального единства. Такой путь познания позволяет подойти к более глубокому пониманию сущности возрастной и диффе­ренциальной изменчивости психики, выявить специфику психи­ческого развития человека. Поэтому при дальнейшем рассмот­рении психического развития с целью более глубокого пони­мания необходимо обратить внимание на то, как действие различных факторов регулирует его временные и структурно-динамические закономерности и как сам человек, включаясь в различные виды деятельности (профессиональную, учебно-обра­зовательную, общественную, спортивную и др.), может изме­нить типичный ход эволюционных процессов на уровне инди­вида и личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных