Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИКЛАДНОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ




Усиливающийся интерес к проблемам психического разви­тия обусловлен тем, что в настоящее время практически зна­чимыми становятся такие задачи, как научное обоснование-профотбора и профессиональной ориентации школьников; пере­ориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст; непрерывное образование, обучение не только детей, но, и взрослых; переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни человека. Современное обще­ство в условиях научно-технического прогресса заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня твор­ческого потенциала, работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни.

Учет возрастных особенностей необходим при построении эффективных режимов тренинга операторов, обучений профес-

сиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированно­го производства, при оценке надежности работы и адаптацион­ных возможностей человека в процессе интенсификации производства. Возрастные и дифференциальные особенности важны также при клинической диагностике в целях более точ­ной профилактики, лечения и при прудовой экспертизе с ис­пользованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способству­ет углубленной разработке основных проблем возрастной и дифференциальной психологии, таких, как потенциалы челове­ческого развития в различные периоды жизни. В педагогиче­ской деятельности высокая эффективность обучения и воспита­ния достигается благодаря всестороннему знанию учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Прак­тическая работа с людьми в других областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует диф­ференцированного подхода на основе знаний о возрастных й дифференциальных особенностях человека.

Взаимодействие возрастной и дифференциальной психологик с практикой осуществляется различными путями: непосредст­венно, опосредованным путем, через медицину и педагогику,. а также через психологические науки, образованные в резуль­тате расширения междисциплинарных связей, — социальную психологию, педагогическую психологию, инженерную психоло­гию. И те, и другие науки создают новые возможности для развития сфер практического использования возрастной и диф­ференциальной психологии.

Прикладные задачи решаются на основе знания общих за­кономерностей онтогенетического развития и системного под­хода к объекту возрастной и дифференциальной психологии. К числу таких задач относятся определение и научное обосно­вание возрастных норм психического развития, которые ис­пользуются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни (гражданская и трудовая зрелость, пенсионный возраст и т. п.). Знания возрастных норм и диапазона индивидуальных различий необходимо в целях прогнозирования психического развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обус­ловлен тем, что возраст выступает в качестве одной из наибо­лее интегральных характеристик человека. Оценивая возраст­ные особенности с позиции комплексного подхода, важно, од­нако, учитывать неодинаковую степень связи изменений раз­личных функций с возрастом. При общем глобальном подходе к возрастным нормам ведущее значение имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризуются сочетанием метрических и топологических свойств. Кроме того, в зависимости от содержания и направленности социально зна­чимых требований к человеку в разные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического развития выступают различные критерии, которые определяют специфи­ку комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с другими показателями фи­зического и психического развития, решающее значение имеет психологическая готовность к обучению. Пенсионный возраст оценивается прежде всего с точки зрения состояния трудоспо­собности человека как субъекта деятельности и личности в структуре других его характеристик.

Наряду с разработкой возрастной периодизации жизненно­го цикла как наиболее комплексной и сложной, важное при­кладное значение отводится возрастному нормированию по от­дельным подструктурам и функциям (память, внимание, сен­сорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в процессе обучения и в других видах дея­тельности. Становление человека как личности, как субъекта общения, познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на че­ловека, социальную регуляцию его статуса и поведения в об­ществе. Начало формирования субъекта учебной деятельности датируется 6 — 7-летним возрастом. В трудовом законода­тельстве фиксируются возрастные пределы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессиональ­ном планах. И, наконец, в государственных законодательствах устанавливаются возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретаю-■ щего с определенного возраста гражданские права и обязанно­сти. С формированием индивидных качеств человека, наряду с его социально-психологическими характеристиками, связан воз­раст вступления в брак и создания семьи. Установление «стар­та» и «финиша» в развитии человека — субъекта трудовой дея­тельности, выделение периодов наивысших достижений в науч­ной и художественной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособности имеют существенное зна­чение для более глубокого, дифференцированного подхода к социальному возрастному нормированию. Возрастное норми­рование имеет социальный и дифференциальный смысл, по­скольку возрастные эталоны позволяют также определять сте­пень выраженности индивидуальных различий, степень продви­жения в психическом развитии в конкретный период жизни. Проблема возрастного нормирования включает в себя не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Индивидуальные различия выступают и в качестве относитель­но самостоятельной проблемы в структуре возрастной и диф-

ференциальной психологии. Рассмотрение возрастных и инди­видуальных особенностей в их единстве создает новые возмож­ности для определения обучаемости и воспитуемости, для определения степени зрелости психологических функций у от­дельных людей. Выявление различных путей развития психо­логических функций и разнообразия темпов их возрастной динамики имеет значение для более точной оценки не толь­ко каждого возрастного «среза», но и главным образом самого процесса индивидуального развития, с точки зрения разнообра­зия проявлений возрастной нормы под воздействием различных факторов.1 В данном случае речь идет о научной основе инди­видуально-педагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания и обучения.

Следующий цикл научно-практических проблем возрастной и дифференциальной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ герон-тогенеза на более поздние возраста в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, дея-тельностных, а также санитарно-гигиенических и биотических факторов стимулируют, со своей стороны, разработку системы возрастного нормирования.

Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной и дифференциальной психологии — классификации периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека, который способствует углубленному изучению его качествен­ных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных свя­зей, что дает возможность направленно управлять возрастной динамикой и определять меры сензитивности в отдельные пе­риоды жизни.

В возрастной и дифференциальной психологии решаются три группы задач:-лаучно-исследовательские, диагностические и коррекционные.

Исследовательские задачи рассматривают объект науки на. разных уровнях: на уровне общих закономерностей и факто­ров развития и на уровне специфического их проявления в от­дельные периоды жизни. К более конкретному уровню отно­сится рассмотрение проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяжении всего жиз­ненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи воз-4 растной и дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета науки.

Решение диагностических задач дает возможность распо­знавать и оценивать степень зрелости индивидных и социаль ных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психического развития. При этом диагностиче­ские задачи могут решаться совместно с прогностическими как в периоды раннего онтогенеза, так и в периоды взрослости и геронтогенеза.

Коррекционные задачи ориентированы на исправление де­фектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения (семейные условия и др.). Решение этого рода задач осуществляется путем психо­логических консультаций, специально организованных трени­ровок и обучающих экспериментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению обра­за жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей человека. Важно подчеркнуть, что эффективность коррекцион-яой работы возрастного и дифференциального психолога во многом зависит от активности и готовности самих лиц, нуж­дающихся в психологической помощи.

Вопросы для повторенияи размышлений

/. В чем выражается системный подход в возрастной и дифференциальной психологии и каковы основные аспекты рассмотрения ее объекта?

2. Из каких ^основных методических разделов состоит ис­следовательский цикл в возрастной и дифференциальной психологии? Какова последовательность и процедура ис­пользования разных методов?- Каковы преимущества и огра­ничения лонгитюдинального метода и метода «поперечных» срезов?

3. Какие актуальные практические и теоретические за­дачи могут решаться на основе применения знаний ш об­ласти возрастной и дифференциальной психологии?

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965. 2> Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической ге­ронтологии. Л., 1974.

3. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии//Вопросы психоло-

гии. 1957. № 5.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

5. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1970. Т. 1.

6. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространст-

ва у детей. М., 1964.

7. Ананьев Б. Г., Кудрявцева Н. А., Дворяшина М. Д. Индиви­дуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.

8S А н ц ы ф е р о в а Л, И., 3 а в а л и ш и н а Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Ка-

тегория развития в психологии // Категории материалистической диалек­тики в психологии /Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1988. "9. Бехтерев В. М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1928. Т. I.

10. Викторов В. И. Исследование устойчивости семантической факторной структуры семантического дифференциала и ее теоретическая интерпре­тация: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1982.

11. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А. А. Смир­нова. М., 1967.

12. Волков И. П. Социометрия как метод социальной психологии: Канд. дис. психол.: 19.00.07. Л., 1968.

13. Гольбина Л. Н. Пространственно-различительные функции и их связь с индивидуальным развитием взрослого человека: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1970.

34. Грановская Л. Н. Применение количественных методов к анализу возрастной изменчивости взаимосвязей интеллектуальных функций взрос-■лых: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1973.

15. Докторов Б. 3. Факторный анализ в психологическом исследовании человека: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1970.

16. Забродин Ю. М. Проблемы разработки практической психологии//

Психологический журнал. 1980. Т. I. № 2.

17. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

18. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности//Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4.

19. Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1975.

20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, 1984.

21. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973.

22. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.

23. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов /Отв. ред. А. А. Бодалев. Л., 1976.

24. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зри­тельного поля. Л., 1969.

25. Рыбалко Е. Ф. О системном подходе в возрастной психологии// Экспериментальная и прикладная психология. 1975. Вып. 6.

26. Рыбалко Е. Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика. Философия. Право; Вып. 3. 1979. № 17.

27. Рыбалко Е. Ф. Актуальные проблемы возрастной психологии // Там же. Вып. 1. 1981. № 5.

28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

29. Семенов В. Е. Применение метода коятент-анализа в социально-пси­хологических исследованиях: Канд. дис. психол.: 19.00.07. Л., 1975.

30. Сеченов И. М. Избр. соч. М., 1952. Т. 1.

31. Степанова Е. И. Человек как предмет комплексного познания в тру­пах В. М. Бехтерева//Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 6.

32. Степанова Е. И. Человек: Возраст, труд, образование//Вопросы психологии. 1986. № 1.

33. Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1969.

34. Шорохова Е. В. Психология личности и образ жизни//Личность в системе коллективных отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1980.

35. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

 

Глава II






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных