ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИКЛАДНОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИУсиливающийся интерес к проблемам психического развития обусловлен тем, что в настоящее время практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование-профотбора и профессиональной ориентации школьников; переориентация на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст; непрерывное образование, обучение не только детей, но, и взрослых; переобучение и улучшение профессиональной подготовки в зрелые годы жизни человека. Современное общество в условиях научно-технического прогресса заинтересовано в выявлении «психических ресурсов» и повышении уровня творческого потенциала, работоспособности человека на протяжении всей его сознательной жизни. Учет возрастных особенностей необходим при построении эффективных режимов тренинга операторов, обучений профес- сиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в процессе интенсификации производства. Возрастные и дифференциальные особенности важны также при клинической диагностике в целях более точной профилактики, лечения и при прудовой экспертизе с использованием глубоких и всесторонних знаний о состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая гериатрию, способствует углубленной разработке основных проблем возрастной и дифференциальной психологии, таких, как потенциалы человеческого развития в различные периоды жизни. В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Практическая работа с людьми в других областях общественной жизни, в сфере обслуживания, управления также требует дифференцированного подхода на основе знаний о возрастных й дифференциальных особенностях человека. Взаимодействие возрастной и дифференциальной психологик с практикой осуществляется различными путями: непосредственно, опосредованным путем, через медицину и педагогику,. а также через психологические науки, образованные в результате расширения междисциплинарных связей, — социальную психологию, педагогическую психологию, инженерную психологию. И те, и другие науки создают новые возможности для развития сфер практического использования возрастной и дифференциальной психологии. Прикладные задачи решаются на основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода к объекту возрастной и дифференциальной психологии. К числу таких задач относятся определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни (гражданская и трудовая зрелость, пенсионный возраст и т. п.). Знания возрастных норм и диапазона индивидуальных различий необходимо в целях прогнозирования психического развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одной из наиболее интегральных характеристик человека. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно, однако, учитывать неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом. При общем глобальном подходе к возрастным нормам ведущее значение имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризуются сочетанием метрических и топологических свойств. Кроме того, в зависимости от содержания и направленности социально значимых требований к человеку в разные периоды его онтогенеза на первый план в определении норм психического развития выступают различные критерии, которые определяют специфику комплексной оценки того или иного периода жизни. Так, при поступлении в школу, наряду с другими показателями физического и психического развития, решающее значение имеет психологическая готовность к обучению. Пенсионный возраст оценивается прежде всего с точки зрения состояния трудоспособности человека как субъекта деятельности и личности в структуре других его характеристик. Наряду с разработкой возрастной периодизации жизненного цикла как наиболее комплексной и сложной, важное прикладное значение отводится возрастному нормированию по отдельным подструктурам и функциям (память, внимание, сенсорно-перцептивные и другие функции), реально используемым и развивающимся в процессе обучения и в других видах деятельности. Становление человека как личности, как субъекта общения, познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе. Начало формирования субъекта учебной деятельности датируется 6 — 7-летним возрастом. В трудовом законодательстве фиксируются возрастные пределы зрелости человека как субъекта трудовой деятельности в общем и профессиональном планах. И, наконец, в государственных законодательствах устанавливаются возрастные ступени созревания человека как личности, как субъекта общественного поведения, приобретаю-■ щего с определенного возраста гражданские права и обязанности. С формированием индивидных качеств человека, наряду с его социально-психологическими характеристиками, связан возраст вступления в брак и создания семьи. Установление «старта» и «финиша» в развитии человека — субъекта трудовой деятельности, выделение периодов наивысших достижений в научной и художественной сферах и сроков оптимальной, общей и профессиональной трудоспособности имеют существенное значение для более глубокого, дифференцированного подхода к социальному возрастному нормированию. Возрастное нормирование имеет социальный и дифференциальный смысл, поскольку возрастные эталоны позволяют также определять степень выраженности индивидуальных различий, степень продвижения в психическом развитии в конкретный период жизни. Проблема возрастного нормирования включает в себя не только рассмотрение усредненных эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических характеристик. Индивидуальные различия выступают и в качестве относительно самостоятельной проблемы в структуре возрастной и диф- ференциальной психологии. Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для определения обучаемости и воспитуемости, для определения степени зрелости психологических функций у отдельных людей. Выявление различных путей развития психологических функций и разнообразия темпов их возрастной динамики имеет значение для более точной оценки не только каждого возрастного «среза», но и главным образом самого процесса индивидуального развития, с точки зрения разнообразия проявлений возрастной нормы под воздействием различных факторов.1 В данном случае речь идет о научной основе индивидуально-педагогического подхода к человеку и о решении задач воспитания и обучения. Следующий цикл научно-практических проблем возрастной и дифференциальной психологии связан с феноменом ускорения процесса развития. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ герон-тогенеза на более поздние возраста в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, дея-тельностных, а также санитарно-гигиенических и биотических факторов стимулируют, со своей стороны, разработку системы возрастного нормирования. Для дальнейшего исследования одной из основных проблем возрастной и дифференциальной психологии — классификации периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека, который способствует углубленному изучению его качественных особенностей, психологических механизмов и внутренних детерминант. Практическое значение структурно-генетического подхода заключается в использовании функциональных связей, что дает возможность направленно управлять возрастной динамикой и определять меры сензитивности в отдельные периоды жизни. В возрастной и дифференциальной психологии решаются три группы задач:-лаучно-исследовательские, диагностические и коррекционные. Исследовательские задачи рассматривают объект науки на. разных уровнях: на уровне общих закономерностей и факторов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни. К более конкретному уровню относится рассмотрение проблем возрастной динамики отдельных сторон психики (психофизиологических функций, процессов, свойств), а также их взаимосвязей на протяжении всего жизненного цикла человека. Научно-исследовательские задачи воз-4 растной и дифференциальной психологии направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета науки. Решение диагностических задач дает возможность распознавать и оценивать степень зрелости индивидных и социаль ных, личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психического развития. При этом диагностические задачи могут решаться совместно с прогностическими как в периоды раннего онтогенеза, так и в периоды взрослости и геронтогенеза. Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения (семейные условия и др.). Решение этого рода задач осуществляется путем психологических консультаций, специально организованных тренировок и обучающих экспериментов, психолого-педагогического тренинга, путем разработки рекомендаций по изменению образа жизни с учетом возраста и индивидуальных особенностей человека. Важно подчеркнуть, что эффективность коррекцион-яой работы возрастного и дифференциального психолога во многом зависит от активности и готовности самих лиц, нуждающихся в психологической помощи. Вопросы для повторенияи размышлений /. В чем выражается системный подход в возрастной и дифференциальной психологии и каковы основные аспекты рассмотрения ее объекта? 2. Из каких ^основных методических разделов состоит исследовательский цикл в возрастной и дифференциальной психологии? Какова последовательность и процедура использования разных методов?- Каковы преимущества и ограничения лонгитюдинального метода и метода «поперечных» срезов? 3. Какие актуальные практические и теоретические задачи могут решаться на основе применения знаний ш области возрастной и дифференциальной психологии? ЛИТЕРАТУРА 1. Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965. 2> Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. 3. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии//Вопросы психоло- гии. 1957. № 5. 4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 5. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1970. Т. 1. 6. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространст- ва у детей. М., 1964. 7. Ананьев Б. Г., Кудрявцева Н. А., Дворяшина М. Д. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. 8S А н ц ы ф е р о в а Л, И., 3 а в а л и ш и н а Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Ка- тегория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии /Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1988. "9. Бехтерев В. М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1928. Т. I. 10. Викторов В. И. Исследование устойчивости семантической факторной структуры семантического дифференциала и ее теоретическая интерпретация: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1982. 11. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А. А. Смирнова. М., 1967. 12. Волков И. П. Социометрия как метод социальной психологии: Канд. дис. психол.: 19.00.07. Л., 1968. 13. Гольбина Л. Н. Пространственно-различительные функции и их связь с индивидуальным развитием взрослого человека: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1970. 34. Грановская Л. Н. Применение количественных методов к анализу возрастной изменчивости взаимосвязей интеллектуальных функций взрос-■лых: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1973. 15. Докторов Б. 3. Факторный анализ в психологическом исследовании человека: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1970. 16. Забродин Ю. М. Проблемы разработки практической психологии// Психологический журнал. 1980. Т. I. № 2. 17. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 18. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности//Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4. 19. Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1975. 20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, 1984. 21. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. 22. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978. 23. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов /Отв. ред. А. А. Бодалев. Л., 1976. 24. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л., 1969. 25. Рыбалко Е. Ф. О системном подходе в возрастной психологии// Экспериментальная и прикладная психология. 1975. Вып. 6. 26. Рыбалко Е. Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. Экономика. Философия. Право; Вып. 3. 1979. № 17. 27. Рыбалко Е. Ф. Актуальные проблемы возрастной психологии // Там же. Вып. 1. 1981. № 5. 28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 29. Семенов В. Е. Применение метода коятент-анализа в социально-психологических исследованиях: Канд. дис. психол.: 19.00.07. Л., 1975. 30. Сеченов И. М. Избр. соч. М., 1952. Т. 1. 31. Степанова Е. И. Человек как предмет комплексного познания в трупах В. М. Бехтерева//Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 6. 32. Степанова Е. И. Человек: Возраст, труд, образование//Вопросы психологии. 1986. № 1. 33. Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1969. 34. Шорохова Е. В. Психология личности и образ жизни//Личность в системе коллективных отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1980. 35. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
Глава II Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|