Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВИДОВАЯ СПЕЦИФИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО В РАЗВИТИИ /ЧЕЛОВЕКА




В марксистской философии телесная организация.индивида рассматривается как исходный пункт в понимании социальной сущности человека. «Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который под­лежит констатированию, — телесная организация этих индиви­дов и обусловленное ею отношение их к остальной природе» [2, с. 19]. С точки зрения естественной природы, человек в марксистской философии понимается, с одной стороны,. как основа исторического процесса, а с другой — как часть' при­роды. Человек выступает элементом биологической надындивид-ной интеграции [53]. Являясь представителем вида, он детер­минирован видовыми закономерностями.

Биология человека представляет собой высший продукт био­логической эволюции. Видовые специфические морфофизиологи-ческие признаки делают его хорошо приспособленным к су­ществованию в техносфере и в сложной социальной среде. Не­смотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек как вид быстро приспосабливается к этим усло­виям.

Человечество становится мощной геологической силой. Мас­штабы его воздействия на природу сравнимы с размером есте­ственных планетарных процессов. Еще в 30-е годы нашего сто­летия академик А. Е. Ферсман писал, что «человек — гранди-

озный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь новым, выступающим на арену истории геологиче­ским фактором» [98, с. 16]. Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрица­тельным, для действия биологических законов, регулирующих существование человеческого вида. Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и публицистической литера­туре, становятся социальные проблемы регуляции жизнедея­тельности человека как вида. Это — экологическая проблема сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития человека, его индивидной организации; демогра­фическая проблема численного состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая проблема лече­ния наследственных форм патологии, включая психические формы; изучение природы человеческой активности и ее на­правленности.

Уступая в большинстве биологических функций животным,, человек имеет преимущество в том, что его биологическая орга­низация в целом характеризуется универсальной приспособлен­ностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельно­сти в социальной среде. Человеческий вид сохраняет внутренние неограниченные возможности прогресса за ■ счет накопления комплекса приспособлений, имеющих универсальное значение [38; 39; 40]. На нейродинамическом уровне, включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно но­вой ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

Человека как представителя биологического вида отличает неспециализированность, универсальность и высокая степень активности. Принципиальные изменения всего хода онтогене­за, где ведущими становятся не видовые проявления, а про-цес индивидуального развития человека, обусловлены чрезвы­чайно сложной, динамической социальной средой его сущест­вования. Включение в социальные системы жизнедеятельности и формирование социальной сущности человека требуют много­качественных изменений его психической жизни на всех уров­нях, усложнения ее организации в целом.

В психологии вопрос о биологии человека изучался глав­ным образом в связи с проблемами типов высшей нервной дея­тельности и темперамента, при рассмотрении вопроса о чело­веческих задатках и способностях. Следуя учению И. П. Пав­лова, Б. М. Тешюв [94] и В. Д. Небылицын [68; 69] развили Представление об основных свойствах нервной системы, выде­лив первичные (сила, лабильность, динамичность и подвиж­ность) и вторичные (уравновешенность по этим параметрам) «свойства человека. Впервые целостный подход в понимании биологического в развитии человека был осуществлен Б. Г. Ананьевым при разработке концепция индивида, которого он рассматривал в качестве системы природных свойств, как раз­ноуровневой, структурное образование, включающее различного рода взаимодействия по «горизонтали» и по «вертикали», меж­ду первичными и вторичными индивидными характеристиками человека. «Три группы природных свойств (конституциональ­ные, нейродинамические, билатеральные — особенности симмет­рии организма) образуют класс первичных свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зави­симость вторичных свойств (темперамента, структуры органи­ческих потребностей и т. п.) от этого плана первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств в

лгелом, а не отдельно взятых (конституциональных или ней-родинамических)» [11, с. 56]. Следует заметить, что Б. Г. Ананьев включил в число индивидных свойств психофизиологи­ческие характеристики человека, относящиеся к различным классам, — темперамент, органические потребности, сенсомото-рику. Задатки он относил не к первичным природным анатомо-

. физиологическим свойствам, а к психофизиологическому уров­ню индивидной организации. Таким образом, в современной психологии представлена определенная иерархия и структура природных свойств, характеризующих человека как представи­теля вида Homo sapiens.

Изучение онтогенетической эволюции индивида как иерар­хической системы предполагает рассмотрение возрастных из­менений его разноуровневых и одноуровневых характеристик. Этот вопрос нашел отражение в цикле исследований Б. Г. Ананьева и сотрудников его лаборатории, проведенных в 1965— 1972 гг. и посвященных микровозрастной динамике первичных

^свойств индивида, таких, как реактивность организма, основ­ные свойства нервной системы в соотношении с возрастно-по-ловыми особенностями человека [5; 6; 43; 79; 80]. Был иссле­дован большой комплекс проблем, относящихся к уровню вто­ричных индивидных свойств, зрительно-пространственных, ат-тенционных, мнемических, мыслительных, психомоторных функ­ций в период взрослости, а также в периоды роста и старения [7; 12; 33; 79; 80; 82; 85]. Группой психологов под руководст­вом Е. И. Степановой, Я. И. Петрова и Л. Н. Фоменко [23; 24; 93] были изучены функции памяти, мышления, внимания, психомоторики у взрослых более старшего возраста (41—^46 лет). В исследованиях, проведенных под нашим руководством, по дошкольному и школьному онтогенезу также рассматрива­лись основные психофизиологические функции памяти, внима­ния, мышления, психомоторики и нейродинамические свойства [29; 59; 87; 100].

В результате этих исследований зафиксирована сложность и

Г:26

противоречивость возрастной изменчивости показателей всех.функций изученных периодов жизни. Стало ясным, что раз­витие как первичных, так и вторичных свойств индивидной.организации человека регулируется хронологическими и струк­турно-динамическими закономерностями, которые проявляют­ся в зависимости от модальности свойства и от конкретного возрастного периода. Выявленные Б. Г. Ананьевым общие за­кономерности возрастного развития психофизиологических функ-дий на примере взрослых испытуемых были затем продемонст­рированы на других возрастных группах. При этом специфика онтогенетических закономерностей в дошкольном и школьном периодах заключалась в том, что они действуют в то время, когда происходит созревание и рост функций, интенсивная со­циализация индивидных свойств. Тем самым онтогенетические закономерности выполняют роль самых общих механизмов этих сложных разнородных процессов.

Сопоставление одноуровневых и разноуровневых индивид­ных свойств в микровозрастном плане показало несовпадение темпов и направлений их изменений, что в чрезвычайной сте­пени осложняет картину их роста и свидетельствует о внутрен-.ней противоречивости онтогенеза природной подсистемы чело-зека. Дальнейшее сравнительно-возрастное изучение индивид­ных характеристик представляет собой один из важнейших ас­пектов познания естественных форм психики, которые не те­ряют своей относительной самостоятельности по мере услож­нения психической деятельности, являясь ее потенциалами на протяжении всей жизни человека.

Другим, йе менее важным направлением исследований яв­ляется рассмотрение взаимоотношений и взаимосвязанности разного рода индивидных свойств человека. В общем психо­физиологическом плане эта проблема рассматривалась, главным •образом, на нейродинамическом уровне [32; 68; 81]. Понима­ние структуры индивида в работах В. Д. Небылицына и его коллег включает характеристики корреляционных связей меж­ду нейродинамическими и сенсорными свойствами, соотношения показателей внутри комплекса нейродинамических свойств. Такое свойство, как уравновешенность, рассматривается в каче­стве производного по отношению к основным свойствам (дина­мичности, силе, подвижности). Усложнение разноуровневой ■структуры индивида за счет расслоения, стратификации ее элементов ведет за собой разработку новых вопросов диффе­ренциации и интеграции данной подсистемы человека. Процесс 'социализации также приводит к новообразованиям и расслое­нию вторичных индивидных свойств. На базе естественных 'форм психики формируется новый, социализированный уровень психофизиологических функций (вербальные, произвольные мнемические функции и т. п.), что осложняет понимание био­логического в развитии человека. Наряду с естественными

структурами, связанными с генетической программой, возни­кают интеркорреляции в результате социализации и новообра­зований в самой индивидной организации. Значение приобре­таемых связей на уровне индивида все более усиливается в процессе индивидуального развития человека. Как природные, так и приобретенные корреляционные связи характеризуются,, хотя и в разной степени, всевозрастающей специализацией, ди­намичностью и чрезвычайной пластичностью под воздействием социальных факторов, существенным образом влияющих на. процессы перестройки корреляционных отношений.

С точки зрения онтогенеза, изучение индивидных структур­ных образований было осуществлено Б. Г. Ананьевым и сотруд­никами его лаборатории [10]. Их исследования позволили вы­явить интеркорреляционный механизм раз-вития индивидной си­стемы. В результате были установлены возрастно-половые особенности корреляционных связей первичных (показатели, теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторич­ных ('Психофизиологические мнемические, мыслительные, ат-тенционные, психомоторные функции) свойств. Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя внутри-функциональные и межфункциональные связи показателей од­ного уровня и отношения разноуровневого порядка, что сви­детельствовало о внутренней взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся характер. На различных возрастных этапах и у разных эле­ментов, входящих в структуру индивида, она выражена неоди­наково. •

В работе Г. И. Акинщиковой [5] были установлены много­образные корреляционные связи между гемодинамическими,. метаболическими, морфологическими характеристиками и пока­зателями теплообмена в период взрослости. В 1977 г. ею же произведен анализ взаимосвязанности показателей реактивно­сти организма в обычных условиях и при эмоциональных и интеллектуальных нагрузках у большой группы студентов 17—23 лет, в результате которого сделан следующий вывод. «Для фоновых данных характерно наличие связей внутрифунк-циональных и отсутствие межфункциональных. Анализ данных,, полученных в экстремальных условиях, показал, что в таких ситуациях возрастает количество межфункциональных связей и увеличивается их теснота... влияние повышенной интеллек­туальной и эмоциональной нагрузки приводит к тому, что ис­чезает автономность в работе отдельных систем, и на экстре­мальные условия организм реагирует как единое целое» [6, с. 45].

Кроме того, были получены изменения в структурах отдель­ных корреляционных плеяд с возрастом в диапазоне 17—21 го­да в условиях фоновых замеров показателей реактивности (юс-

аговной обмен, амплитуда артериального давления, оксигемо-тлобин, пульс, кислотность слюны). В экстремальных условиях во всех возрастных группах отмечалось увеличение количества корреляционных связей и объединение всех показателей в од-.ну плеяду. В то же время по всем возрастным группам как в нормальных, так и в экстремальных условиях были выделены одни и те же факторы — характеристика интенсивности обмен­ных процессов, энергетический фактор, степень оксигенации крови. По мнению Г. И. Акинщиковой, «каждая возрастная группа характеризуется качественными особенностями фоно­вого состояния функций и сдвигами в экстремальных условиях. Но, кроме того, обнаруживаются и общие закономерности в реакции человеческого организма на повышенную нагрузку — закономерности, связанные с взаимодействием отдельных функ­ций в обычных и экстремальных условиях» [6, с. 148].

Для исследования Г. И. Акинщиковой характерно сочетание микровозрастного и деятельностного подходов, что позволяет показать динамику корреляционных связей с возрастом и их изменение в направлении усиления структурированности в усло­виях активной умственной деятельности. Поэтому логично раз­делить корреляционные связи индивидных свойств на возраст­ные, существующие у человека в данный период его развития, и функциональные, ситуационно-деятельностные, образующиеся при постановке той или иной сложной задачи и обеспечиваю­щие ее решение путем включения в общую систему реагирова­ния тех свойств, которые до этого имели относительную авто­номность. Результаты обследования студенческих разновозраст­ных групп включают в себя в их единстве как связи, прису­щие индивиду и имеющие генетическое происхождение, так и связи, сформированные в процессе образовательной деятельно-. сти в высшем учебном заведении. Можно также предположить, что периодически возникающие на протяжении длительного времени корреляции первичных свойств в те моменты, деятель­ности, когда требуется целостная реакция индивидной органи­зации, способны затем закрепляться, включаясь в общий струк­турный возрастной комплекс индивидных характеристик.

Следующее направление изучения связей первичных свойств индивида требует рассмотрения комплекса нейродинамиче-ских свойств и в общем, и в возрастном планах, начиная с дошкольного возраста. Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая складывается при сравнении полученных данных, свидетельст­вует о нестабильности интеркорреляций свойств нервной систе­мы и о структурных, динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза нейродинамических, а также психодинамических свойств В. С. Мерлин [66] приходит к вы­воду о том, что на каждой возрастной ступени существуют

специфические типы связей между свойствами, относящимися к: одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы свя­зей представляют собой общевозрастную характеристику дан­ного иерархического уровня. Данные, полученные* в_ работах Н. Г. Зыряновой [43] на примере взрослых и 3. А. Шакуро­вой [100], исследовавшей школьников и взрослых, позволяют считать, что происходит чередование процессов усиления и ос­лабления интегрированное™ на уровне первичных нейродина-мических свойств наряду с различного рода перестройкой кор­реляционных отношений, заключающейся в смене одних связей другими.

Разноуровневый тип связей представлен в исследованиях, посвященных онтогенезу первичных и вторичных свойств инди­видной системы. Под руководством Б. Г. Ананьева [79; 80] изучалось соотношение биохимических, вегетативных показате­лей с рядом психологических характеристик в комплексном: обследовании различных групп студентов. В работе Г. И. Акин-щиковой представлены связи различных показателей реактив­ности организма с мнемической функцией и интеллектуально­стью, с одной стороны, и темпераментными свойствами — с другой (экстраверсия, нейротизм), полученные в условиях ин­тенсивной умственной деятельности (экзамен).

В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и биохимических проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не улавлива­ются в фоновых исследованиях. Проявление структурированно­сти первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент включения человека в активную умствен­ную деятельность имеют жизненно важный смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве дополнитель­ного механизма обеспечивает энергетически максимально вы­сокий уровень эмоционального и интеллектуального напряже­ния. Специфичность этих связей выражена в том, что для раз­ных психологических функций неодинаковое значение имеют биохимический и вегетативный уровни. Для памяти, по данным Г. И. Акинщиковой, преимущественное значение имеет биохи­мический, а для нейротизма и экстраверсии — вегетативный уровень энергетического обеспечения.

В. С. Мерлин и его коллеги установили корреляционные от­ношения разноуровневого порядка между компонентами тем­перамента и свойствами нервной системы в периоды роста,, а также у взрослых. «При сопоставлении нейро- и пси­ходинамических свойств обнаруживается, что с возрастом количество корреляций между ними увеличивается таким об­разом, что одно и то же нейродинамическое свойство коррели­рует со все большим количеством психодинамических, а одно и тоже психодинамическое коррелирует со все большим коли-

 

чеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей: между нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется увеличением с возрастом много-многозначных связей» [66, с. 148—149].

А Б. Г. Ананьев, формулируя положение, согласно которому темперамент обусловлен не только нейродинамической органи­зацией головного мозга, но и структурно-динамическими осо­бенностями организма в целом, подчеркивал, что именно нерв­ная система является субстратом, непосредственно определяю­щим психофизиологические характеристики поведения. Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных. свойств индивида.

Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных: свойств индивидной организации различаются по своему смы­слу. В этой связи могут быть выделены два основных типа: связей: специфический и неспецифический. Генетический, или специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных, свойств на основе преобразования первичных. Смысл другого,, неспецифического, типа связей — энергетического — заключа­ется в том, чтобы стимулировать функционирование индивид­ных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и со­циальное развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных свойств индивида, на" его интеркорре­ляционную структуру. Структурные новообразования представ­ляют собой адаптационные процессы и определенный способ-оптимизации индивидных свойств в соответствии с требовани­ями деятельности, а также социальной среды, в которой осу­ществляется жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом в процессе структурообра-зования психофизиологических функций под влиянием учебного-фактора [24; 79; 80; 92; 93] и структурирования темперамент­ных свойств при овладении индивидуальным стилем деятельно­сти [66],

Процессы образования взаимосвязей, их число и специфика создают разные дополнительные возможности для дальнейшего' развития индивидных свойств и для направленного их форми­рования. В исследовании 3. А. Шакуровой, выполненном под нашим руководством [100], были выявлены возрастные осо­бенности разноуровневых интеркорреляцйй показателей психо­моторики и нейродинамики. В период от 8 лет до 21 года на­блюдается уменьшение количества связей показателей психо­моторики. Что касается нейродинамики, то для нее характерна обратная тенденция. В 10—13 лет имеется наибольшее количе­ство связей между показателями основных свойств нервной си­стемы, а в 14—20 происходит увеличение интеграции показа­телей нейродинамики. Наибольшее число одноуровневых и

З1

разноуровневых связей наблюдается в 14—15 лет, когда, к при­меру, возникают связи психомоторики с показателями силы нервной системы. Интегрированность нижележащего уровня и образование более тесных отношений его с вышележащим уров­нем в данный период онтогенеза имеет значение для решения задач управления процессом развития указанных функций. В данном конкретном случае наиболее благоприятным перио­дом для улучшения нейродинамических свойств посредством физических тренировок является подростковый возраст 14—15 лет, когда и разноуровневые, и одноуровневые связи оказыва­ются наиболее выраженными.

При рассмотрении корреляционных связей следует сделать вывод о том, что в онтогенезе не только происходит рост ин­дивидных характеристик, но и складываются их структурные отношения, образуется целостность индивидной организации, которая отнюдь не является стабильной, а носит динамический и внутренне противоречивый характер. Развитие видовых эле­ментарных форм психики осуществляется, таким образом, в -структуре индивидных характеристик. Через внутренние взаи­мосвязи, складывающиеся под воздействием многих факторов, в том числе социальных, оказывается влияние на развитие механизмов психических функций «снизу», т. е. со стороны первичных свойств индивида, и «сбоку» — со стороны других психофизиологических образований.

Вместе с тем в процессе развития человека как индивида происходит социализация естественных форм психики и инди-•видной организации в целом, ее физических и нейродинамиче­ских характеристик. Эффекты социализации носят множест­венный и разнообразный характер, выражаясь как в количест­венных, так и в качественных изменениях индивидных пока­зателей.

Но не только изменения уровневых показателей функций и их взаимосвязей характеризуют развитие индивида в процессе взаимодействия с социальной средой. Процессы усложнения и преобразования психофизиологических функций приводят к воз­никновению новых качественных образований с новыми свой­ствами. В концепции социогенеза и формирования высших психических функций Л. С. Выготского [25] была разработана проблема новообразований как процесса преобразования на­турального ряда функций в общении посредством овладения речью и другими средствами социального развития.

Качественные изменения касаются также и структурных от­ношений в системе индивидных функций и свойств. К числу основных факторов (влияющих на развитие человека и его под­систем, включая индивидную организацию), социальное воздей­ствие которых носит многозначный характер, принадлежат различные виды деятельности. Наряду со структурами, имею­щими функциональный временный характер, в ответ, например,

- ;32

«а стрессовые ситуации деятельности, создаются относительно устойчивые корреляционные отношения, являющиеся продук­том возрастного развития и включения в определенные кон­кретные виды деятельности. Так, спортивная деятельность ока­зывает влияние не только на характер внутрифункциональных связей показателей нейродинамики и психомоторики, но и на взаимосвязи показателей, относящихся к разным уровням ин­дивидной организации. Как можно было ожидать, более слож­ная- структура, «по вертикали», наблюдается в группе деву­шек, занимающихся сложнокоординированным ациклическим видом спорта [100].

Специфика соотношения биологического и социального в он­тогенезе состоит в том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в социальных условиях. Един­ство биологического и социального носит многозначный и в то же время подвижный, динамический характер, изменяясь с воз­растом, о чем свидетельствует многообразие эффектов социали­зации. Различные факторы последней (общение, учеба, спорт, труд и пр.) производят множественность эффектов на разных уровнях индивидной организации в виде количественных (уровневых) и качественных (структурных) изменений, кото­рые выражают две противоположные тенденции: к усилению специализации в работе функций и к повышению уровня их интеграции. Эти преобразования оптимизируют процесс не толь­ко функционирования, но и развития самих индивидных свойств в соответствии с задачами и целями социальных и индивиду­альных программ. В процессе социализации наиболее выра­женными оказываются изменения в составе и механизмах пси­хофизиологических функций. Эффекты социализации вторич­ных свойств индивида носят многомерный и многокачественный характер. Наряду с уровневыми изменениями, происходят дина­мические структурные преобразования и, что особенно важно, новообразования в развитии психофизиологических функций, различающихся по комплексу признаков (вербальное™, опо-средствованности, произвольности). Поскольку социализация осуществляется наиболее интенсивно в процессах общения, по­знания и деятельности, постольку на высшем уровне индивид­ной организации формируются такие новообразования, которые обращены к этим основным сферам человеческой жизнедея­тельности. Элементы темпераментной структуры участвуют в развитии коммуникативного потенциала, а в сфере познаватель­ных функций образуется социальная перцепция [19; 61; 62; 71].

В усилении социальной ориентации индивидной организации играют роль те качества, которые формируются в процессе ста­новления человека как личности и как субъекта деятельности. Поэтому наряду с рассмотрением различного рода преобразо­ваний индивидных связей в процессе общения и деятельности (первый аспект) важно изучать влияние личности и субъекта

3 Заказ № 55 33

 

деятельности в качестве опосредствующих вторичных факторов социализации естественных форм психики (второй аспект).

Проблема соотношения биологического и социального на ин­дивидном уровне связана с исследованием различных путей и способов социализации индивида (третий аспект), что имеет первостепенное значение в изучении онтогенеза естественных форм психики как потенциалов индивидуального развития че­ловека. Важность данного направления исследований связана с тем, что «с момента рождения человек зависит от социаль­ных условий существования, воспитания и оздоровления, фор­мируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфически человеческим механиз­мам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи | вообще, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры и т. д.)» [11, с. 68—69].

Еще одно существенное направление в разработке пробле­мы социального и биологического выходит за рамки индивид­ной организации и состоит в выяснении ее роли в качестве ос­новы формирования личности, субъекта деятельности и инди­видуальности. Комплекс проблем, касающихся взаимосвязей ] индивида и других подструктур человека, включает рассмотре­ние не только генетических, но и структурных отношений, их характеристику в различные периоды жизненного цикла, что дает возможность ближе подойти к пониманию психического развития как целостного феномена в системе онтопсихологи-ческой науки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных