Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ




В психологической науке личность рассматривается как сложное, динамическое, структурное образование. Б. Г. Анань­ев подчеркивал, что «современная психология все более глуко проникает в связь, существующую между интерйндивидуальной структурой того социального целого, к которому при­надлежит личность, и интраиндивидуальной структурой самой личности» [7, с. 149]. В. Н. Мясищев [46], определяя единство личности, имел в виду такие основные ее характеристики, как направленность, уровень развития, структурные особенности,. с которыми связана мера и своеобразие ее целостности. Не* только личность в целом, но и ее характер определяются в его концепции в качестве структурной интеграции отношений... Л. И. Божович также отмечала, что направленность как устой­чивое отношение личности имеет существенное значение для: процессов ее развития и структурообразования. Она писалаг «...Целостная структура личности определяется прежде всего-направленностью» [11, с. 422].

Рассматривая становление личности, А. Г. Ковалев опре­деляет направленность, способности, темперамент в качестве сложных структур, формирующихся в процессе жизни. О«по­лагает, что «развитие идет от разрозненных свойств к слож­ным интегральным образованиям, или структурам: направлен­ность, способности, характер. Синтез структур характеризует-целостный духовный облик человека» [29, с. 38]. Многообра­зие структур, которые представляют собой высший уровень регуляции деятельности и поведения, влияет, по его мнению, на характер внутренних противоречий личности.

Концепция динамической структуры личности К. К. Плато­нова [51] строится на основе генетического принципа. Автор-' подчеркивал, что личность изменяется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Че­ловек родится биологическим существом, а личностью стано­вится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Структура личности, по его мнению, образуется в результате взаимодействия четырех групп" качеств, или подструктур, а именно: биологически обусловлен­ных особенностей личности, темперамента, возрастных и поло­вых свойств; особенностей ее отдельных психических процес­сов; уровня ее подготовленности, опыта в виде знаний, навы­ков, умений и привычек; социально обусловленных качеств.. Каждая из подструктур характеризуется разным соотношением биологического и социального. Доминирующее влияние в си­стеме личности имеет социальная подструктура: мировоззрение, направленность, потребности и интересы, идеалы, стремления, Моральные и эстетические представления. При этом далеко не-все стороны взаимодействуют между собой; наиболее общим" является взаимодействие социальных свойств с другими сторо­нами личности.

Б. Г. Ананьев рассматривал в качестве подструктур чело­чка личность, субъекта деятельности, индивида и индивиду­альность. Психическое развитие в этих высших формах психи %■

ки есть также процесс преобразования структур разного типа Преобразование интериндивидуальных связей в интраиндиви-дуальные является, по его мнению, обязательным условием образования структуры личности и ее характера. Сложившиеся интраиндивидуальные структуры Б. Г. Ананьев считал внутрен­ними механизмами социального поведения человека. «Сформи­ровавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями, комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности со­циальных контактов личности, оказывают влияние на образо­вание собственной среды развития. Ограничение или тем более разрыв социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникно­вения неврозов и психоневрозов. Распад самих социальных объединений (интериндивидуальных структур) влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение ост­рых внутренних кризисов, дезорганизующих индивидуальное поведение» [7, с. 149].

В исследовании Н. А. Волковой [15], выполненном под на­шим руководством, были выявлены динамические корреляцион­ные связи, образующие структуры, ценностных ориентации, ха­рактера и самосознания на протяжении школьного периода развития и в студенческом возрасте. Изменения корреляцион­ных структур выражаются в том, что с возрастом в процессе учебной деятельности происходит нарастание их интегрирован-ности, которое характеризуется неравномерностью и сочетается моментами деструкции. Это создает возможность целенаправ­ленного воздействия на формирование ценностных ориентации. В младшем школьном возрасте структурообразующим компо­нентом является ориентация на нравственные ценности. В под­ростковом возрасте имеют место деструктивные процессы, ко­торые сменяются усилением связности показателей, где в цен­тре оказываются интеллектуально-волевые ценности. В старших классах учащиеся ориентируются главным образом на соци­альные ценности. Динамика связей ценностных ориентации с другими подструктурами личности выражена в том, что момен­ты усиления интеграции различных сторон личности череду­ются с фазами ее ослабления. В подростковом возрасте вы­ражены связи ценностных ориентации преимущественно с по­казателями самосознания. Позднее образуются связи ценност­ных ориентации с различными сторонами характера. Таким образом, результаты исследования, проведенного Н. А. Волко­вой, выявили значение школьного периода для процесса интен­сивного становления основных компонентов личности как слож­ных структурных образований и формирования их взаимосвя­занности, интегрированное™.

Б. Г. Ананьев определил принципы построения структуры личности на протяжении ее жизненного пути. «Структура лич­ности строится не по одному, а по двум принципам одновре-

ео: 1) субординационному, или иерархическому, при кото-** 5 более сложные и более общие социальные свойства лич-чости подчиняют себе более элементарные и частные социаль-:ые и психофизиологические свойства; 2) координационному, „пи котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируе­ свойств, т. е. относительную автономность каждого из них[7, с 162]

Выделяя в качестве одной из главных характеристик разви­тия личности и индивидуальности момент образования связей наряду с другими количественными и качественными характе­ристиками развития, В. С. Мерлин сосредоточил внимание на выявлении много-многозначных связей между разными иерархи­ческими уровнями индивидуальности. В результате исследова­ний он пришел к выводу о том, что «развитие всех разноуровне­вых связей (между нейродинамическими, психодинамическими и личностными свойствами) имеет тенденцию к увеличению мно-го-многозначности» [44, с. 149].

х Возрастная изменчивость, становление сложных и многооб­разных структур человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности осуществляется под действием ведущих факторов: воспитания, обучения, различных видов деятельности, познания и общения.

„Итак, значение структурно-генетического подхода к психи­ческому развитию состоит в том, что путем установления корре­ляционных отношений психических функций, свойств и процес­сов в различных системах человека решаются три основные группы вопросов. С помощью корреляционного анализа опреде­ляется степень целостности развития, сопряженности его эле­ментов. Структурно-генетический подход позволяет также вы­явить многокачественность как одну из главных черт развития путем описания структурных новообразований. И, наконец, зна­ния и учет характера взаимосвязей, степени связности отдель­ных сторон психики в различные периоды жизни позволяют ре­шать учебные и воспитательные задачи управления процессом их развития.

п,В процессе воспитания в первую очередь учитываются те свя­зи, которые формируются между соответствующими частями воспитания и сторонами развития детей. Б. Г. Ананьев [8] на­зывал эти связи гомогенными. Они представляют собой связи умственного воспитания, образования и обучения с умственным Развитием. По типу гомогенных связей складываются отноше­ния физического воспитания, гигиенической организации ре­жима жизни и физического развития, нравственного воспита->taE, педагогической организации образа жизни и нравственного Развития.

Однако главный результат процесса управления развитием ц Целом состоит в том, что гомогенные связи нельзя искусст-

венно обособлять от другого рода связей, гетерогенных, кото, рые представляют собой перекрестные отношения между ра3, нородными компонентами воспитания и развития. Как писал Б. Г. Ананьев, «между всеми компонентами воспитания и раз. вития существуют взаимосвязи прямые и обратные, положи­тельные и отрицательные, непосредственные и опосредован-ные» [8, с. 55]. Речь идет о том, что, к примеру, факторами умственного развития является не только процесс умственного воспитания, образования и обучения, но и физическое, а также нравственное воспитание, педагогическая организация образа жизни в целом. В результате специальных экспериментальных исследований было показано наличие корреляций между пока­зателями интеллекта и спортивными достижениями [14]. Кро­ме того, оказалось возможным посредством корреляционных отношений стимулировать умственное развитие путем "направ­ленного физического воспитания в различные периоды школь­ного онтогенеза [64].

Специфика формирования структуры личности и ее различ­ных компонентов и подструктур состоит в том, что судить об I эффективности разного рода связей, гомогенных и гетероген-1 ных, на небольшом отрезке времени почти невозможно. Спе-1 циально подчеркивая эту важную мысль, кроме непосредствен-1 ных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, I Б. Г. Ананьев имел в виду существование отсроченных и более обобщенных результатов. При этом особенно важны наиболее отдаленные влияния, проникающие в самую глубину структу­ры личности и ее жизненного цикла, формирующие долговеч­ные эффекты и механизмы, необходимые для ее дальнейшего развития.

Вопросы для повторения и размышлений

/. В чем состоит значение структурно-генетического подхо­да для понимания индивидуального развития человека и его психики?

2. Каким путем определяются взаимосвязи различных пси­хофизиологических функций?

3. Каким образом может быть использован корреляционный механизм психического развития в практике обучения и воспи­тания?

4. В чем заключается сложность формирования личности как интегрального образования? По каким принципам строят­ся корреляционные отношения в структуре личностных свойств-человека?

ЛИТЕРАТУРА

1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20-

2. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года//Там же. Т. 4£

3. Энгельс Ф. Диалектика природы // Там же. Т. 20.

"

/дкинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организа-

дня человека. Л., 1977.

е ддександрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965. /'Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической ге-

ронтологии. Л., 1974.

7 Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. /Под ред. А. А. Бодалева, ■ б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М., 1980. Т. 1.

g Ананьев Б. Г., Кудрявцева Н. А., Дворяшина М. Д. Инди­видуальное развитие и константность восприятия. Л., 1968. а Днохин П. К- Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.,

1968. ■«О Бехтерева Н. П. Нейродинамические аспекты психической деятельно-

I сти человека. Л., 1974.

-11 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ' М., 1968.

12. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрело­сти (41—46 лет) / Редколл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. М., 1984.

13. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых / Под ред. Е. И. Степановой. Л., 1974.

14. В о л к о в В. В. Исследование психического и физического развития учащихся 4—8 классов: Автореф. канд. дис. Л., 1976.

15. В о л к о в а Н. А. Динамика ценностных ориентации в структуре лично­стных характеристик у школьников: Канд. дис. психол.: 19.00.07. Л.,

1 1983.

16. Выготс к ий Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

17. Г и з а т у л л и н а Д. X. Формирование познавательных функций в ран­нем онтогенезе: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1984.

18. Гил ьм а н о в а Ф. Р. Исследование индивидуально-типических особен­ностей обоняния в структуре сенсорной организации человека: Автореф.

- канд. дис. Л., 1973.

19. Глубокие структуры головного мозга человека в норме и патологии /Отв. ред. Н. П. Бехтерева. М.; Л., 1966.

20. Го л ов ей Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека: Автореф. канд. дис. Л., 1975.

21 Гольбина Л. Н. Пространственно-различительные функции зрения и Fj их связь с индивидуальным развитием: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1970.

2% Г о л ь б и н а Л. Н., Панферов В. Н. О роли различных зрительных В функций в продуктивном восприятии // Теоретическая и прикладная пси-I хология в Ленингр. ун-те / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Л., 1969.

23. Гращенков Н. И., Лурия А. Р. О системной локализации функций в коре головного мозга//Неврология и психиатрия. 1945. № 1.

^•Дарвин Ч. Соч.: В 9 т. /Под ред. Л. С. Берг, Н. И. Вавилова. М., 1935—1959.

-".Дворяшина М. Д. Онтогенетические изменения перцептивной кон­стантности человека: Автореф. канд. дис. Л., 1965.

*. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., 1956.

«• Звнченко В. П., Вергилес М. Ю. Формирование зрительного об­раза. М„ 1969.

'°- К л, о с с о в с к и й Б. Н., К о с м а р с к а я Е. Н. Изменение головного мозга после полного выключения зрительного, слухового, вестибулярно­го и обонятельного рецепторов в раннем возрасте//Журнал высшей

2 нервной деятельности. 1956. Т. 6. Вып. 3.

i?- Ковалев А. Г. Психология личности. Л., 1963. |1 Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. Л., 1983. uJ- Компоненты адаптационного процесса /Отв. ред. В. И. Медведев. Л., 1984.

Г

32. К рем я не кий В. И. Структурные уровни живой материи. М., 1932

33. К р е м я н с к и й В. И., В е д е н о в М. Ф. Информация и системный пОл ход в биологии. М., 1980.

34. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основа ния системного подхода//Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3, 4

35. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К Мач кса. М., 1986. ' р'

36. К у т к е н е Л. А. Этапы развития эвристического поиска при решена задач конвергентного типа: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1976. ''

37. Кювье Ж. О переворотах или изменениях на поверхности земного ща. ра в естественно-описательном и историческом отношении. Одесса, 1840

38. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983. Т. 1.

39. Лукомская С. А. Этапы развития внимания и его психофизиологу. екая характеристика: Канд. дис. психол.: 19.00.02. Л., 1979.

40. Л у р и я А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962.

41. Малиновский А. А. Биология человека. М., 1973.

42. М а л и н о в с к и й А. А., Смирнова Е. А., Ш в и д ч е н к о Л. Г. Э^ фективность некоторых типов полужестких систем // Системные исследо­вания / Редколл.: И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, В. Ж. Келле н др М., 1974.

43. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических

функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982.

44. М е р л и н В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности М„ 1986.

45. Методологические вопросы и медицинские исследования / Под ред

Н. П. Бехтеревой. Л., 1987.

46. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

47. Небылицын В. Д. Индивидуальные различия в зрительном и слухо­вом анализаторе по параметру сила — чувствительность // Вопросы пси­хологии. 1957. №4.

48. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. М.,

49. Образ жизни студента /Под ред. В. Т. Лисовского. Л., 1987.

50. Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М., 1951—1952. Т. 3.

51. Платонов К. К. Структура и развитие личности / Отв. ред. Глоточкин. М., 1986.

52. Прохоренко В. К. Методологические принципы общей динамики си­стем. Минск, 1969.

53. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987.

54. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М., 1972.

55. Развитие психологических функций взрослых людей (средняя взрос­лость) / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М., 1977.

56. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970.

57. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление//Социальная лев-хология личности / Научн. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974.

58. Рыбалко Е. Ф. Возрастные особенности объема и структуры зритель­ного поля. Л., 1969.

59. Рыбалко Е. Ф. Возрастные изменения внутрифункциональных отноше­ний в связи с фактором учебной успешности // Проблемы общей и ин­женерной психологии /Редколл.: А. А. Бодалев (отв. ред.), В. А. Гзн-зен, А. А. Крылов, Е. Ф. Рыбалко. Л., 1976.

60. Рыбалко Е. Ф., П о л и э к т о в а С. А. О мнемической и учебной успешности студентов // Современные психолого-педагогические пробле­мы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф-Рыбалко. Л., 1976. Вып. 3.

61. Северцов А. Н. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3: Общие вопросы эволюдя* /Ред. И. И. Шмальгаузен. М.; Л., 1945. Гл. 3.

ПО

 

1966.

А. Д

62.

63. 64.

65.

66.

67. 68.

69.

70. 71.

Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека. Л.,. 1974.

Сеченов И. М. Избр. соч. М., 1952. Т. i

Стамбулова Н. Б. Исследование развития психологических процес­сов и двигательных качеств у школьников 8—12 лет: Канд. дис. психол.:. 19.00.07. Л., 1978.

Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Изменение структуры взаи­мосвязей интеллектуальных функций у взрослых // Вопросы психологии.

1975. № 1.

Структура интеллекта взрослых / Под ред. Е. И. Степановой и Я. И. Петрова. Л., 1979.

Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 5 т. Л., 1945—1954. Шакурова 3. А. Соотношение нейродинамических и психомоторных: свойств у спортсменок-школьниц: Канд. дис. психол.: 19.00.01. Л., 1984 Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма. Л., 1969. Шмальгаузен И. И. Избр. труды. М., 1982. Эшби У. Конструкция мозга. М., 1962.

Глава V






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных