Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речевая культура педагога как фактор формирования нравственных качеств у детей




Катаева И.Н., канд. филологических наук,

преподаватель БОУ СПО ВО "Сокольский

педагогический колледж"

Образ педагога обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. В современных условиях меняются и требования к педагогу…

Педагоги - это те люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся родители, коллеги, студенты. Забывается многое, но облик педагога остается в памяти. Значимость имиджа преподавателей трудно переоценить.

Имидж – это визитная карточка, общая картина личности в глазах окружающих, которая складывается из многих компонентов: что мы говорим, как выглядим, как действуем.

Имидж педагогических работников создает имидж учреждения. В основе имиджа - визуальный образ и профессионализм, компетентность и нравственная надежность, гуманитарная образованность и внутренний образ.

Голос – звучащий имидж педагога. «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека», - утверждал Д. С. Лихачев. Личность педагога в образовании – это личность носителя культуры. Особенно большое значение имеет культура устной речи – ее чистота, грамот­ность, умение управлять сопутствующими ей мимикой и жестами, интона­цией и даже тембром голоса.

В последние годы на разных уровнях все настойчивее звучит тезис о снижении языковой и речевой культуры. Так ли это? Что происходит с русским языком сейчас?

Вызывает серьёзную тревогу засорение русского языка неоправданными заимствованиями иностранных слов и выражений, увлечение неформальной лексикой (жаргоном, сленгом), вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устном и письменном оформлении речи. Беспокоит растущее пренебрежение к соблюдению норм культуры речи. Огорчает и то, что книгу на традиционном бумажном носителе для многих подростков заменил монитор компьютера. Очевидно, что чем меньше человек читает, тем беднее его речь, примитивнее мышление. Таким образом, развитие информационных технологий наложило отпечаток и на культуру речи. В молодёжной среде появился та называемый Интернет-язык. Интернет сейчас стал не только источником информации, но и своеобразным способом общения. Поэтому важно говорить о сохранении языковых норм, так как часто Интернет-пользователями они игнорируются. В чатах, на различных сайтах многие достаточно вольно подходят к орфографическим и пунктуационным нормам, заменяя те или иные буквы или знаки препинания по своему усмотрению. Тревожит, что вольное отношение к языку в молодежной среде, как правило, осознанное – человек намеренно искажает норму.

Как вызвать у студентов интерес к языку, к грамотной речи, как помочь им в духовно-нравственном становлении, как доказать, что говорить и писать грамотно – это престижно?

К счастью, положительные примеры есть. Хорошая и нужная программа о языке выходит на Вологодском областном радио. Существует Областной научно-методический совет по русскому языку, руководит которым Г.В. Судаков, профессор, д.ф.н., проводятся Областные олимпиады по русскому языку среди ссузов, тотальные диктанты, областные конкурсы сочинений различной тематики, личный пример педагога.

Студентам колледжа было предложено ответить на 2 вопроса: какой педагог вам интересен и каким не должен быть педагог? Вот какие ответы дали современные студенты на первый вопрос: интересные, добрые, любящие рассуждать, мудрые, справедливые, со своим индивидуальным подходом к каждому, знающие предмет, строгие, служащие примером, с чувством юмора, требовательные, своеобразные, интересующиеся проблемами студента, общительные, готовые помочь, оригинальные, добросовестные, которых приятно слушать, понимающие, вежливые, отзывчивые. На второй вопрос ответы были следующими: невоспитанным, распущенным, грубым, использующим нецензурную брань, не уважающим себя и других, необщительным, неинтересным, придирчивым, раздражительным, некультурным. Так или иначе, все эти характеристики связаны с речевой культурой педагога.

В Сокольском педагогическом колледже внеурочная работа по русскому языку и литературе направлена на творческое, интеллектуальное, нравственное и духовное развитие студентов, поддерживаются творческие проекты в СМИ, которые нацелены на пропаганду языковых норм. Студенты с удовольствием занимаются творческой и научно-исследовательской деятельностью. Под руководством преподавателей проводят культурно-просветительские и научные мероприятия, направленные на популяризацию русского языка.

Стало традиционным проведение ежегодных научно-практических конференций с участием студентов всех курсов. Преподаватели и студенты – активные участники литературно-музыкальных гостиных, конкурсов чтецов, поэтических конкурсов и конкурсов рассказов. Ежегодно наши студенты участвуют в районных конкурсах чтецов, посвященных празднованию Дней славянской письменности и культуры, творчеству А.С. Пушкина, творчеству А. Романова, и являются победителями в различных номинациях. Студенты и преподаватели сотрудничают с Центром дополнительного образования детей г. Вологды, где успешно принимают участие в литературно-поэтических конкурсах, посещают семинары юных поэтов и прозаиков. Заслуги студентов по достоинству были отмечены грамотой Департамента образования Вологодской области за творческое отношение к поэзии и активное участие в областных литературных конкурсах. Надеемся, что и в дальнейшем такое сотрудничество продолжится.

Ежегодно студенты участвуют в конкурсах по литературе и журналистике, объявленных Общественной малой академией наук «Интеллект будущего». Среди наших студентов в 2012 году 2 лауреата 1 степени интеллектуально-творческого конкурса по литературе и журналистике (Диплом лауреата 1 степениРоссийской межрегиональной олимпиады по литературе Эфендиевой Л. (декабрь 2012), Диплом лауреата 1 степениРоссийской межрегиональной олимпиады по журналистике Семехиной А. (декабрь 2012)).

Наши студенты - лауреаты Российского межрегионального интеллектуально-творческого конкурса "Проба пера" (Диплом лауреатамежрегионального интеллектуально-творческого конкурса "Проба пера" Вахрушевой А. (февраль 2012 г.), диплом лауреатаРоссийского межрегионального интеллектуально-творческого конкурса "Проба пера" Корнюшиной К. (февраль 2013 г.). Дважды победители областного фестиваля "АРТ-профи Форум" в номинации "АРТ-профи профессия" - Вахрушева А. (Вологда 2013) и Кузнецова А. (2014 год).

С удовольствием студенты откликаются на районные конкурсы, объявляемые газетой «Сокольская правда», Молодежными инициативными группами. На страницах газеты «Сокольская правда» печатаются статьи о наших студентах. О литературной деятельности нашего колледжа была подготовлена передача на областном радио.

Подобные мероприятия имеют особое значение, т.к. язык сегодня рассматривается не только как средство коммуникации, но и как важнейший фактор воспитания. Знание структуры языка и умение использовать языковые средства в собственной речи являются не только показателем гуманитарной культуры человека, но и развивают восприятие родного языка как эстетической ценности, воспитывают любовь и уважение к русскому языку, русской культуре, родной стране. Изучение языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентоспособным, создаёт условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных