Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация исследовательской работы с учащимися младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по истории края




 

Современная школа должна выполнять социальный заказ общества на воспитание творческой личности, готовой к исследовательской поисковой деятельности. Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. В его основе лежит метод открытия. В.П.Вахтеров писал: «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания». Большие возможности для формирования навыков исследовательской работы предоставляет краеведение. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Она может одновременно носить исследовательский, прикладной и общественно-полезный характер. Известный ученый Б. П. Есипов писал:, что для исследовательских целей особенно благодатны темы краеведческого характера. Успешнее всего выработать навыки исследования у школьников можно на местном краеведческом материале, как наиболее доступном. В методической литературе рассматриваются подходы к организации исследовательской деятельности, ориентированные на учащихся средних и старших классов. Организация исследовательской работы с младшими школьниками – это серьезная и сложная задача.

Все вышесказанное определило тему нашего исследования. Цель его - выявить и обосновать педагогические условия эффективного изучения истории края через организацию самостоятельной работы учащихся младшего школьного возраста на внеклассных занятиях.

Младшие школьники с большим интересом изучают историю и культуру родного края. Основная задача изучения малой Родины – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Краеведческий подход в изучении истории края становится педагогически эффективнымпри непосредственном участии школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала с применением исследовательского метода.

Анализ педагогической и краеведческой литературы позволил предположить, чтопроцесс изучения истории края через организацию исследовательской работы учащихся младшего школьного возраста на внеклассных занятиях будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях: при совместной деятельности учителя и учащихся; при использовании разных видов исследовательской работы; при создании условий для самостоятельных изысканий учащихся.

С целью реализации условий гипотезы была проведена опытно-практическая работа, базой которой явилась СОШ № 2 г. Белозерска, 4 класс, к количестве 25 человек. На первом этапе работы на основе анализа учебного материала и требований программы «Введение в историю» (авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин) были определены показатели знаний учащихся 4 класса по истории края: знания исторических событий края; памятников истории и культуры города; дат, связанных с историей края; имен исторических деятелей.

На основе данных показателейразработали индексы уровня знаний учащихся о родном крае.

Для выявления знаний учащихся 4 класса по истории края использовали метод тестирования и беседу. Анализ результатов первого среза показал, что в 4 классе присутствуют дети с тремя уровнями знаний по истории края, преобладают учащиеся с низким уровнем знаний. Это обусловило проведение второго этапа опытно-практической работы, в ходе которого нами были разработаны и проведены 12 внеклассных занятий, цель которых проверить эффективность выдвинутых предположений гипотезы.

Научить детей технологии выполнения исследовательской работы сложно. Поэтому мы в процессе работы использовали несколько тренировочных занятий, которые позволили познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Мы использовали элементы игровой методики исследовательского обучения С. Броокшоу и С.Кейплан.

Например, при проведении занятия на тему «Купеческие особняки города Белозерска» детям было предложено следующее исследовательское задание: узнать, сколько купеческих особняков в городе сохранилось до настоящего времени? Где они располагаются? Кому принадлежали?

Заранее нами были изготовлены карточки, на которых изображены символы. восклицательный знак – подумать, вопросительный знак – задать себе вопросы, профиль лица – спросить у другого человека, ладонь – провести эксперимент, увеличительное стекло – понаблюдать, книга – прочитать, компьютер – посмотреть в интернете. Данные карточки есть не что иное, как план исследования. В соответствии с поставленной задачей мы приготовили: карточки с изображением разных культурных объектов города (фотографии храмов, земляного вала, городской площади, канала, современных жилых домов и купеческих особняков), справочную литературу, книги по истории и культуре края, карту-схему города. Учащиеся расположились вокруг нескольких составленных вместе столов, на которых мы впоследствии будем раскладывать карточки. Из группы детей мы выбрали пару добровольцев - «исследователей», которые выполняли работу от первого до последнего этапа, все остальные участвовали пока как зрители и помощники.

Объяснили исследователям, что их задача подготовить сообщение, в содержании которого должны содержаться ответы на поставленные вопросы. На столе появляется первая карточка – восклицательный знак – подумай! Ребята попытались проанализировать, какие постройки города относятся к купеческим особнякам и почему они так называются.

На столе появляется следующая карточка с вопросительным знаком – задай себе вопросы. Учащиеся пытались сформулировать вопросы исследования.

Нам необходимо было показать детям, что существует множество путей получения информации, а чтобы дети попытались самостоятельно их определить задаем вопросы, например, что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

Затем началась работа по определению путей получения информации. Задали вопрос: ребята, а где мы можем найти ответы на поставленные вопросы? Выслушивали предложения учащихся, и постепенно на столе появились карточки, которые указывают на пути сбора материала: спросить у другого человека, понаблюдать, посмотреть в книгах, посмотреть в интернете.

К работе подключились еще несколько детей, они стали помогать подбирать материал к сообщению из предложенной литературы. Так как на занятии присутствовало более 20 учеников, их тоже нужно было занять работой. Для этого мы предложили им поработать с картой - схемой города, по которой ребятам нужно было определить, на каких улицах города расположены купеческие особняки. В помощь они могли использовать предложенный фотоматериал. В результате совместной работы пара исследователей при помощи класса ответила на поставленные вопросы. Дети встретили затруднения в определении количества особняков города, это задание они выполнили дома при помощи родителей.

При проведении занятия на тему «Белозерский вал – древнейший памятник истории и культуры города» мы использовали коллективную игру «Историческое моделирование». На первом этапе занятия учитель рассказал о главной достопримечательности города – земляной крепости. Дети узнали, что вал с момента постройки выглядел не так, как сейчас. Им было интересно узнать что помимо земляных укреплений на верхнем ярусе вала была сооружена деревянная крепость с восемью смотровыми башнями. До нашего времени не сохранилось ни одного документа, который бы позволил увидеть, как она выглядела, поэтому мы использовали прием исторической реконструкции. Весь класс мы разбили на 6 групп, каждая из которых получила задание: выполнить рисунок земляной крепости. Первая группа рисовала смотровые башни, вторая – подъемный мост через ров, третья – изображали территорию Белозерского кремля, четвертая – церковь внутри вала, пятая – дом воеводы и приказную избу, шестая – конюшню и другие хозяйственные постройки. Затем прошло представление работ каждой группы, их обсуждение. В итоге, дети попытались выявить общую картину, как выглядела земляная крепость города в далеком прошлом.

Таким образом, проведение подобных занятий позволяет формировать практические умения учащихся проводить самостоятельно исследования, использование тренировочных упражнений и коллективных игр делают этот процесс увлекательным и интересным, что очень важно при работе с младшими школьниками.

При проведении опытно – практической работы второе и третье условие гипотезы реализовали в комплексе. Для каждого внеклассного занятия нами были разработаны разнообразные виды исследовательской работы учащихся и продуманы условия для самостоятельных изысканий. Так, при изучении темы « Куликовская битва - славная страница истории родного края» учащимся было предложено прочитать поэму Алексея Кузина «Куликовская битва». Ответить на вопросы: где проходила битва? под предводительством какого князя воевали Белозерские князья? на каком фланге, был расположен основной полк, в составе которого были белозерцы? сколько дней длилось сражение? что стало с Белозерскими воинами к исходу битвы (подтвердите строками поэмы)?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных