Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ознакомление младших школьников с православными святынями края на внеклассных занятиях по краеведению




Воспитание у подрастающего поколения нравственно-патриотических качеств, и, прежде всего, любви и уважения к своему Отечеству было актуально во все времена. В последние годы в общественном сознании заметно обесценились такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения среди молодежи.

Д.С.Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов…. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…». Воспитание и формирование таких сложных понятий, как культура, православие, духовность необходимо начинать в начальной школе.

Анализ Закона Российской Федерации об образовании, Национальной доктрины образования показывает, что целью современного российского образования должно стать введение подрастающего поколения в традиции национальной, русской культуры. Ядром всякой национальной культуры является вера, религиозные верования, которые формируют важнейшие ценности и нормы.

Для русской культуры таким ядром является Православие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

На государственном уровне принят ряд документов, которые обеспечивают возможность регионам самостоятельно принимать решение о введении курса «Основы православной культуры». Сегодня созданы реальные условия для того, чтобы на уроках литературы, истории, краеведения, во внеклассной деятельности говорить о Православии, его истории, о высших духовных ценностях, решая при этом образовательные и воспитательные задачи.

Вопросами духовного становления ребёнка путём приобщения к народной культуре в течение многих лет занимается А.В. Камкин. Разработанный педагогом учебный курс «Истоки» нацелен на воспитание любви к родным просторам, родной истории. Он позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мы проанализировали содержание курса «Истоки» и выяснили, что уже во 2 классе при изучении темы «Труд души» дети знакомятся с понятиями библия, молитва, икона, красный угол, храм. В 3 классе происходит углубление знаний учащихся о православии. Они узнают, что такое вера, православная вера, заповеди, нравственность, надежда. В 5- знакомятся с монастырями, как общерусскими святынями, памятниками культуры. Учащиеся начальной школы анализируют и учатся объяснять пословицы «Ум в ладу с сердцем, а душа с Богом», «Храм – дом Божий».

Но необходимо отметить, что не в каждой школе ведется предмет «Истоки». Учащиеся не владеют необходимым уровнем знаний в данной области, не знают или затрудняются в определении памятников православной культуры. Все выше сказанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Ознакомление младших школьников с православными святынями края на внеклассных занятиях».

Исследовательская работа проходила в три этапа. На этапе анализа педагогической и краеведческой литературы мы попытались разобраться в таком сложном понятии, как православная святыня.

В толковых словарях даются такие его значения – это: «предмет и место религиозного почитания», «святое освященное место, где находятся предметы поклонения или где оно совершается». В словаре древнерусского языка И.И. Срезнековского «святыня» определяется как святость, чистота, непорочность, как святые дела, святые тайны, святое приношение, совершение литургии, священный предмет».

В определении В.Ю.Троицкого святыня – это «предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным».

Анализ разных источников позволил нам условно разделить святыни на две группы. К первой относятся предметы, связанные с православной верой и религиозными обрядами – это мощи святых, святая вода, святые источники, пояс Богородицы, иконы. Вторую группу православных святынь составляют объекты материальной культуры, к которым относятся храмы, часовни, монастыри. Учитывая специфику данного вопроса, мы понимаем, что процесс изучения православных святынь с младшими школьниками является еще недостаточно проработанным и сложным, но необходимым.

На втором этапе исследования мы провели опытно-практическую работу, базой которой являлась СОШ №1 г.Белозерска, 4 класс, в количестве 23 человек. На основе анализа учебного материала и требований программы «Истоки» (А.В. Камкин) были разработаны показатели знаний учащихся 4 класса о православных святынях края: знание объектов, которые относятся к православным святыням (храм, часовня, монастырь, икона, мощи святых); знание православных святынь; знание имен святых; Местонахождение святыни.

На основе данных показателей определили индексы знаний учащихся 4 класса о православных святынях края.

Высокий уровень - учащиеся знают основные виды православных святынь, называют 3-4 православных памятника родного края, знают их местонахождение, могут назвать имена святых.

Средний уровень - учащиеся затрудняются в определении видов православных святынь, с подсказкой могут назвать 1-2 православных памятника родного края, затрудняются в назывании имен святых края.

 

Низкий уровень - учащиеся не знают видов православных святынь, затрудняются в назывании православных памятников родного города, их местоположении. Не знают имен святых края.

Для выявления уровня знаний учащихся 4 класса о православных святынях использовали метод тестирования и беседу.

Анализ результатов позволил выявить в классе учащихся с тремя уровнями знаний, преобладают дети с низким и средним уровнем знаний о православных святынях края, что обусловило проведение следующего этапа опытно-практической работы, направленного на расширение краеведческих знаний учащихся 4 класса.

Анализ краеведческой и педагогической литературы позволяет предположить, что процесс ознакомления младших школьников с православными святынями края на внеклассных занятиях будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях:

- при учете реального уровня знаний учащихся о православных святынях;

- при знакомстве с православными святыми на месте реального их расположения;

- при использовании разных исторических источников.

Обоснуем реализацию условий гипотезы.

С целью реализации первого условия гипотезы мы проанализировали результаты примененных методик. Так как большинство учащихся затрудняются в определении, что такое святыня, не знают православных святынь родного края, не могут дать названия храмов и монастырей края, не знают мест их расположения, не называют имен святых, мы разработали программу внеклассных занятий, определили их тематику и форму проведения.

Исходя из второго условия гипотезы (при знакомстве с православными святыми на месте реального их расположения) мы провели ряд занятий в форме экскурсии. Учащиеся познакомились с историей церкви Успения, самого древнего храма города; посетили церковь Всемилостивого Спаса и Спасо - Преображенский собор в валу. На экскурсии в исторический центр Белозерска дети узнали интересную историю о часовне Кирилла Новоезерского, которая принадлежала одноименному монастырю, располагавшемуся до начала 20 века на острове Сладком. На занятии в классе ребята совершили увлекательное путешествие по монастырям края - Ферапонтову, Кирилло-Белозерскому, Кирилло-Новоезерскому. Так как все эти объекты находятся в разных местах Вологодской области, была подготовлена презентация, которая позволила обеспечить занятие качественным наглядным материалом. Учащиеся узнали об основателях крупнейших монастырей края, выяснили, что все это некогда реально существовашие люди, сейчас причисленные к лику святых.

Для того, чтобы познакомить детей со святыми источниками края мы провели занятие на тему: «Куков родник – святой источник Вашкинского района». На детей большое впечатление произвела легенда, которая рассказывает об истории возникновения данного православного памятника.

В соответствии с третьим условием гипотезы с целью обеспечения содержания занятий интересной и научной информацией мы использовали разные виды исторических источников. Историко-краеведческий альманах «Белозерье» под редакцией Безнина М.А., содержащий статьи, очерки, копии документом о разных этапах развития Белозерского края позволили обеспечить занятия достоверной информацией о возникновении родного города, его достопримечательностях. Интересные исторические справки о памятниках православной культуры края мы подготовили на основе анализа «Новгородского сборника 1865 года», жития святых, материалов Кирилло -Новоезерских чтений. Использование карты – схемы города, иллюстративного материала, фотографий «Белозерск. Портреты города начала XX века» Прокудина – Горского наполнили внеклассные занятия достоверными документальными источниками.

На третьем этапе исследования мы проверили эффективность проведенной работы. Для этого мы провели второй срез, используя методики начального этапа опытно-практической работы: тестирование и беседу. Сравнение результатов первого и второго срезов показал, что в классе произошли не значительные, но положительные изменения. Количество учащихся со средним и высоким уровнями знаний о православных святынях края увеличилось. Таким образом, можно сделать вывод о правильности выдвинутых условий гипотезы.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы учителями начальных классов на внеклассных занятиях по истории края и студентами колледжа при прохождении педагогической практики.

Таким образом, система внеклассных занятий по краеведению, направленная на ознакомление младших школьников с православными святынями родного края способствует расширению мировоззрения и кругозора учащихся, прививает любовь и уважение к истории и культуре родного края.

 

Калистратова Мария, студентка БОУ СПО ВО

"Белозерский индустриально-педагогический колледж",

научный руководитель: Рогозина Г.М.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных