Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ознакомления с духовной культурой Белозерского края учащихся младшего школьного возраста через народные праздники




Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является важной задачей современной образовательной системы. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Одним из таких средств является духовная культура, которая позволяет приобщать детей и подростков к народным традициям, что в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей. В силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Вместе с тем, в последнее время разрабатываются перспективные проекты возрождения духовной культуры в регионах.

Духовная культура Белозерского края - это часть культуры Русского Севера. Она имеет многовековую историю и располагает огромными богатствами. Её изучением и описанием занимались и занимаются многие исследователи. Наиболее значимыми работами по изучению народных традиций России являются труды А.В.Терещенко, И.Д.Полуянова. Вопросы культурного развития региона раскрыты в работе С.Ю.Баранова «Культура Вологодского края». Ю.С.Широковский в работе «Словесный фольклор русского севера» обобщил опыт изучения устного народного творчества. И.А.Морозов в исследовании «Духовная культура Северного Белозерья» описал семейную и календарную обрядность, народные заговоры и молитвы, молодёжные и детские развлечения и игры. В историко-краеведческом альманахе «Белозерье» собраны материалы по истории и культуре родного края, особую значимость имеют описания народных традиций, обрядов, праздников, записи воспоминаний респондентов.

Вопросами духовного становления ребёнка путём приобщения к народной культуре в течение многих лет занимается А.В. Камкин. Разработанный педагогом учебный курс «Истоки» нацелен на воспитание любви к родным просторам, родной земле, уважения к своему и чужому труду. Уже в начальных классах необходимо приобщать детей к духовной культуре, так как в этот период идёт формирование и развитие личности ребёнка. Анализ педагогического опыта, беседы с учителями показывают, что ознакомление с духовной культурой осуществляется, в основном в рамках курса «Истоки», который изучается не во всех общеобразовательных школах, работа по данной проблеме проводится не систематически. Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Ознакомление с духовной культурой Белозерского края учащихся младшего школьного возраста через организацию народных праздников».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного ознакомления учащихся младшего школьного возраста с духовной культурой Белозерского края.

На первом этапе работы была проанализирована педагогическая и краеведческая литература, в ходе которой выявлены основные понятия: духовная культура, младший школьный возраст, народные праздники.

Духовная культура представлена философией, искусством, религией. Духовная сфера определяет направленность культуры. Народные традиционные праздники являются одной из самых популярных форм народной культуры. Праздник – это день, торжество, устроенное по случаю какого – либо события и само такое торжество, это синтез различных видов народного коллективного творчества. Народные праздники являются неотъемлемой частью духовной культуры русского народа.

На втором этапе исследования была проведена опытно-практическая работа, базой которой явилась СОШ №1 г.Белозерска, 1 класс, в количестве 27 человек.

Опираясь на понятие «народные традиции», данное С.Ю.Барановым в работе «Культура Вологодского края» и содержание курса «Истоки» (Камкин А.В.) выделили следующие показатели знаний учащихся о духовной культуре: знание православных традиций; знание занятий, орудий труда; знание символов народных праздников; знание пословиц, поговорок.

На основе данных показателей определили уровни знаний учащихся о духовной культуре.

Высокий – учащиеся ориентируются в православных традициях народа, знают пословицы и поговорки, умеют отличать занятия и орудия труда, понимают символику православных и народных праздников.

Средний – учащиеся ориентируются в православных традициях народа, знают пословицы и поговорки, частично отличают занятия и орудия труда, затрудняются в определении символов православных и народных праздников.

Низкий – дети частично ориентируются в православных традициях народа, знают пословицы и поговорки, не в полной мере отличают занятия и орудия труда населения в разное время, не знают символики православных и народных праздников.

Для выявления знаний учащихся о духовной культуре Белозерского края использовали метод тестирования и беседу. Анализ результатов показал, что в 1 классе присутствуют дети с разными уровнями знаний о духовной культуре Белозерского края, преобладают учащиеся с низким уровнем знаний. Таким образом, возникла необходимость проведения цикла внеклассных занятий по краеведению. Учитывая возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста, решили использовать культурные традиции родного края. С давних пор в Белозерском крае наряду с православными праздниками широко отмечались праздники, связанные с календарными традициями. Поэтому в программу внеклассных занятий включили несколько народных праздников.

Анализ педагогической, краеведческой литературы и педагогического опыта позволяет предположить, что процесс ознакомления с духовной культурой Белозерского края учащихся младшего школьного возраста через организацию народных праздников будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях:

-при совместной работе с этнографическим отделом музея;

- при работе с респондентами, как носителями духовной культуры Белозерского края;

Для реализации условий гипотезы нами были организованы и проведены занятия на базе этнографического отдела областного краеведческого музея города Белозерска. При проведении экскурсии на экспозицию «Русская изба» дети познакомились с занятиями и ремеслами Белозерских жителей, с устройством русской избы, узнали о традициях и обычаях края. Затем познакомили учащихся с праздниками, связанными с календарными традициями, которые издавна отмечались в Белозерье.

Одним из самых популярных в череде праздников края были Святки. Поэтому в январе месяце мы подготовили и провели с учащимися 1 класса Рождественские посиделки. На подготовительном этапе разучили с детьми колядки - короткие песенки, которые исполнялись ряжеными во время обхода дворов. Подобрали игры для занятия. Совместно с родителями подготовили чаепитие, которым заканчивались посиделки. Чтобы выявить особенности празднования святок в Белозерском крае использовали воспоминания жителей, представленные в историко-культурном альманахе «Белозерье». «Были Святки, начинались с Николы, с Рождества до Крешшенья. Справляли пятью деревням тутока у нас. Ходили друг к другу в гости, на биседы, кудесам, наряженными. То баские, то ряженые, рипкоф всяких наденут. Парни наряжалисе кузнецам и приходили на биседы. Скамейку поставят посередь избы. Ногу девке подвяжут верёвкой и по пяте постукают, значит подковали. Плясали тут жо русского, сначала одна пара попляшот, потом вторая, песни поём друг дружке» (Крылова Е.В).

«Помнят жители Белозерского края о проводах Масленицы. К Масленице целую зиму собирали голики (веники без листьев): на Масленицу горящие веники возили на дровешках по деревне. В поле у леса или на льду озера из голиков складывали большие костры и прыгали через них, когда огонь спадал. На озере устанавливали столб, к которому приделывали жердину, и крутились вокруг него на санях и на ногах», - такое описание Масленицы мы находим в альманахе «Белозерье».

В феврале месяце мы стали участниками праздника «Широкая Масленица», в ходе которого дети познакомились, с особенностями проведения масленичной недели в Белозерском крае, приняли участие в традиционных масленичных развлечениях. Дети с удовольствием играли, перевоплощались в персонажей народных игрищ, отвечали на интересные вопросы. Закончился праздник угощением вкусными блинами. Ребятам очень понравилось.

Для реализации второго условия гипотезы (при работе с респондентами как носителями духовной культуры Белозерского края) мы использовали задания, которые должны были выполнить дети совместно с бабушками и дедушками. Несколько учеников принесли записанные и красиво оформленные воспоминания о народных праздниках и играх своего детства. На основе собранных материалов мы разработали и провели занятие «Детские старинные игры и забавы». Дети с удовольствием разучили традиционные игры своих бабушек и прабабушек. Например, «Игра в решетце», «в монаха», «Гуси», «Горелки». Познакомим с одной из игр

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка держит в руках платок. Каждый из бегущих игроков пытается первым схватить платок. Тот, кто не успел, становится горелкой. Игрок, который схватил платок, образуют новую пару с бывшей горелкой. Игра повторяется.

Необходимо отметить, что на данный момент опытно-практическая работа еще не завершена, идет подготовка праздника «Светлая Пасха», который будет проходить на базе этнографического музея.

Мы считаем, что ознакомление с духовной культурой Белозерского края через организацию народных праздников имеет большое образовательное и воспитательное значение. При этом формируются знания учащихся о народном мировоззрении на природу, общество, семью. Развиваются умения анализировать, сравнивать, синтезировать свои знания в единое целое. Происходит формирование навыков общения детей в коллективной творческой деятельности.

 

Коротаева Ксения, студентка БОУ СПО ВО

"Сокольский педагогический колледж",

научный руководитель: Тюхова И.А.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных