Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образовательная компетенция в системе ценностей будущего педагога




Барсова Е.А., преподаватель БОУ СПО ВО

"Сокольский педагогический колледж"

Одной из ведущих тенденций развития современной образовательной среды является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня: самостоятельных, творческих, самодостаточных, готовых к изменению традиционной парадигмы «образование на всю жизнь» на современную парадигму «образование на протяжении всей жизни». А это требует кардинального изменения концептуальной системы взглядов на профессиональное образование. Ведущим фактором, определяющим успешность процессов профессиональной самореализации и саморазвития, выступает непрерывное образование личности.

Концепция «образование на протяжении всей жизни» заявляет своими сущностными характеристиками гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, что требует от студентов и специалистов, помимо адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, готовности к непрерывному личностному развитию. К реализации данной парадигмы современного образования нужно готовиться, необходимо создавать условия для развития у всех обучающихся интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации. Это соответствует основным целям нового образования и позволяет дать ответ на вопрос, как научить студентов учиться.

Компетенция как функция, задача профессиональной деятельности, в традиционном понимании, закладывается в настоящее время в содержание профессионального образования, усиливая его практикоориентированную функцию, способствуя развитию конкурентоспособности будущих педагогов. Недостаточно овладеть профессиональными компетенциями в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности, необходимы «метапредметные компетенции», позволяющие более эффективно и качественно осваивать содержание образования. Именно образовательная компетенция способна обеспечить готовность будущего педагога к образованию на протяжении всей жизни.

В основу понятия «образовательная компетенция» нами положены следующие определения:

- Компетенция», с точки зрения Л. Спенсера и С. Спенсера - это «глубоко лежащая и устойчивая часть человеческой личности, которая может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач».

- Компетенция, по мнению А.В. Хуторского, - это «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую деятельность».

По мнению В.А. Янчука, система образования сегодня рассматривается как место творчества и интерактивного «окультуривания». Изучение «культурного производства образованных людей» придает особое внимание тому, как «люди творчески занимают пространство образования и обучения».

Весь опыт отечественной системы образования позволяет говорить о том, что проблема организации и развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся была актуальной на протяжении всего XX века. Согласно ведущим положениям теории деятельности, эффективное обучение предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а педагог - осуществлять мотивированное управление его учением, т.е. организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъект - субъектную основу требует современных технологий для развития мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, умений осуществлять самоуправление собственной познавательной деятельностью.

Учение предполагает решение учеником учебной, исследовательской проблемы. В зависимости от характера, степени, новизны и репродуктивности проблемы требуется разный уровень владения образовательной компетенцией.

Итак, образовательная компетенция является надпредметной компетенцией в содержании подготовки будущего специалиста. Образовательная компетенция - есть интегративное образование, базовое качество личности, обеспечивающее образование в течение всей жизни, включающее в себя мотивы, знания, способы, способности, ценности, качества, определяющие успешность учения как самоуправляемой деятельности. Структура образовательной компетенции может быть представлена следующими компонентами: критическое мышление, работа с различными источниками информации, самоуправление учением, познавательная самостоятельность, речь, мотив достижения, отношение к знаниям.

Развитие образовательной компетенции рассматривается как самоуправляемый процесс изменений в структуре и содержании образовательной компетенции и результатах учебно-познавательной деятельности студентов педагогического колледжа. Качество образовательной компетенции рассматривается как степень проявления познавательной активности студента в учении. Качество развития образовательной компетенции студентов - это «мера приращения» познавательной активности в содержании, структуре и результатах образовательной деятельности. Управление качеством развития образовательной компетенции студента педагогического колледжа представляет собой сквозной процесс от «входа» в образовательную систему до «выхода» и осуществляется на нескольких уровнях: «преподаватель - студент», «преподаватель - преподаватель», «преподаватель - колледж».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных