Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические аспекты нравственного воспитания студентов




Серова В.А., педагог-психолог БОУ СПО ВО

"Сокольский педагогический колледж"

Процесс формирования морального облика, особенно нравственных качеств подрастающего поколения – довольно сложная и многогранная проблема. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому внешнее воздействие родителей, преподавателей, всей социальной среды, прежде всего образовательной, является крайне важной и необходимой.

Нравственное воспитание студенческой молодежи сегодня осложняется существующей противоречивостью ситуации. С одной стороны, студент все в большей степени становится суверенным как личность – он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, мы понимаем, что люди одного поколения несут на себе печать своего времени. Социальные условия, особенности и уровень национального самосознания, а также задачи эпохи определяют жизненные цели, формируют уровень самосознания людей. Отношение студента к своему поколению, его нравственной сфере связано с общим мироощущением и направленностью его мыслей и идеалов.

Известно, что для правильного формирования образа "Я" молодежи необходимо наличие высокого нравственного идеала, который обычно ориентируется на видных общественных деятелей (поэтов, писателей, ученых и т.д.). Сравнивая свое "Я" с идеальным образом "Я", молодой человек стремится стать ближе к своему идеалу. Знание же нравственного идеала дает возможность прогнозировать моральный облик будущего специалиста

К сожалению, в нашем обществе пока не представлен адекватный собирательный образ героя, которому стремилась бы соответствовать молодежь. А ведь именно молодежная среда наиболее подвержена трансформационным процессам, поскольку в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни молодежь быстрее других впитывает новые ценности и больше других нуждается в социальной, культурной, морально-нравственной идентичности.

Проблема нравственного воспитания молодежи для нашего учебного заведения особо актуальна, так как мы готовим специалистов, которые будут заниматься воспитанием детей в системе дошкольного и дополнительного образования. С какими жизненными ориентирами они уйдут от нас и что привнесут в социум? Мы осознаем, что развитие моральных качеств у студентов зависит от множества факторов социально-психологического плана и считаем, что в качестве основных аспектов нравственного воспитания студентов выступают:

- уровень знаний и убежденность в необходимости их расширения;

- сформированность основных общечеловеческих качеств личности;

- высокая степень овладения умениями и навыками соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях;

- потребность и способность руководствоваться в своем поведении нравственными принципами и нормами.

Критериями уровня оценки нравственного воспитания студентов в психологическом ключе выступают:

- успешность образовательной деятельности студента;

- стремление к самореализации;

- адекватность самооценки.

Более 10 лет в колледже проводится мониторинг развития личности студентов. Определены две позиции: самооценка, коммуникативные и организаторские склонности. Самооценка выступает как важнейший регулятор поведения, коммуникативные и организаторские компетенции как одни из важнейших в профессиональной деятельности.

Ежегодно результаты мониторинга личностных качеств студентов показывают выравнивание самооценки и развитие коммуникативных и организаторских склонностей.

Результаты мониторинга выпуска 2013 года: если на I курсе 67% студентов имели адекватную самооценку, 9% - низкую, 24% - высокую, то на IV курсе – 72% студентов имеют адекватную самооценку, 28% - высокую.

Развитие коммуникативных и организаторских компетенций можно рассматривать как позитивно качественное изменение личностного потенциала студентов. Первый курс: 15% студентов имели низкий уровень коммуникативных склонностей, 42% - средний, 43% - высокий, то выпускной курс: 33% студентов имеют средний уровень, 67% - высокий.

Соответственно развитие организаторских склонностей: I курс - 46% студентов имели низкий уровень, 40% - средний, 14% - высокий. Выпускной курс: 58% - средний уровень, 42% - высокий.

Таким образом, на основе анализа мониторинга мы в определенной мере можем говорить о формировании позитивной "Я-концепции" студентов, что способствует их успешной самореализации в социуме. Подтверждение тому пример: в Центре Занятости нет наших выпускников, все они востребованы на рынке труда в различных сферах общественной жизни.

Выявление нравственных ориентиров студенческой молодежи мы изучили, анализируя их жизненные ценности. Студентам всех групп были предложены 22 позиции и поставлена задача: проранжировать и выбрать пять наиболее значимых ценностей и пять ценностей, не имеющих серьезного значения.

Результаты социологического опроса:

Выбраны:


I курс: семья, учеба, друзья, автомобили, сотовая мобильная связь.

IV курс: семья, работа, учеба (ВУЗ), здоровый образ жизни, друзья.


Не привлекают внимания:


I курс: наркотики, политика, алкоголь, экономика, азартные игры.

IV курс: наркотики, алкоголь, жизнь звезд, азартные игры, тусовки.

 

Мы видим, что образование – один из важных приоритетов студентов.

 

Показатели поступления студентов колледжа в ВУЗы за последние три года таковы:

 

2011г. – 72% выпускников поступило в ВУЗы. 2012г. – 64% выпускников поступило в ВУЗы. 2013г. – 68% выпускников поступило в ВУЗы.     мальчики ушли в армию, не поступали в ВУЗы сразу  

Формированию нравственных качеств личности студентов способствуют многие мероприятия колледжа.

Назову два, которые привлекли внимание студентов и педагогов.

Неделя психологии, в рамках которой проведено около 40 мероприятий. Например, работа "Волшебной лавки добрых качеств", где студенты приобретали для себя необходимые качества, а взамен отдавали те, что, по их мнению, не способствуют личностному развитию и достижению успеха.

За день в лавке побывали 129 человек. В числе наиболее приобретаемых, а значит личностно-значимых качеств были:

· профессионализм – 55%

· высокая культура – 55%

· тактичность – 48%

· отзывчивость 42%

· ответственность – 41%

· толерантность – 36%

· стрессоустойчивость – 33%

· доброта – 25%

· смелость – 20% и другие

Взамен отдавали:

· лень – 32%

· агрессивность – 30%

· вредные привычки – 29%

· глупость – 22%

· отсутствие взаимопонимания – 22% и другие

Мы видим, что студенты большое значение придают характеру человеческих отношений и моральному облику своих товарищей. Эти качества рассматриваются ими как достаточно важные и необходимые для установления взаимопонимания, уважения, доверия.

Результаты исследований показали, что процесс формирования нравственных качеств у студентов колледжа в большинстве носит позитивный характер; нас радует, что непреходящие высоконравственные моральные ценности признаваемы и востребованы нашей молодежью.

И еще одно красивое мероприятие "Имя России", которое провели члены психологического клуба. Студенты представили 5 выдающихся личностей: Александр Невский, Петр I, Александр II, Александр Сергеевич Пушкин, Дмитрий Иванович Менделеев.

На вопрос "Почему именно эти герои стали участниками проекта?", студенты ответили, что в них есть яркие объединяющие черты:

- любовь к Отечеству

- талант и выдающиеся личностные качества

- настойчивость и целеустремленность

- личностный вклад в укрепление и процветание государства.

Сегодня подобное мероприятие мы проводим в психологической секции "Имя Победы".

В канун юбилея Великой Победы серьезное внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, уважения к истории Родины.

В январе провели социологическое исследование, цель которого – выяснение отношения студентов к Великой Отечественной войне. В нем приняли участие 88 студентов 1-4 курсов. Было 9 вопросов. Назову 2:

- Какие чувства преобладают у вас при размышлении о Великой Отечественной войне? Ответы:

- 64% - торжество, радость за победу над фашизмом

- 52% - гордость и печаль одновременно

- 30% - горечь за человеческие жертвы

Считаете ли вы необходимым проводить мероприятия, посвященные юбилею Победы? Ответы:

- 94% - да

- 6% - не думал

Мы видим, что студентам свойственны патриотические чувства, позволяющие судить о тесной сопричастности собственного "Я" с исторической миссией дедов и прадедов.

Хочу закончить выступление словами:

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных. Они не убивают и не предают. Но с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и насилие.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных