![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психологические аспекты нравственного воспитания студентовСерова В.А., педагог-психолог БОУ СПО ВО "Сокольский педагогический колледж" Процесс формирования морального облика, особенно нравственных качеств подрастающего поколения – довольно сложная и многогранная проблема. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому внешнее воздействие родителей, преподавателей, всей социальной среды, прежде всего образовательной, является крайне важной и необходимой. Нравственное воспитание студенческой молодежи сегодня осложняется существующей противоречивостью ситуации. С одной стороны, студент все в большей степени становится суверенным как личность – он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, мы понимаем, что люди одного поколения несут на себе печать своего времени. Социальные условия, особенности и уровень национального самосознания, а также задачи эпохи определяют жизненные цели, формируют уровень самосознания людей. Отношение студента к своему поколению, его нравственной сфере связано с общим мироощущением и направленностью его мыслей и идеалов. Известно, что для правильного формирования образа "Я" молодежи необходимо наличие высокого нравственного идеала, который обычно ориентируется на видных общественных деятелей (поэтов, писателей, ученых и т.д.). Сравнивая свое "Я" с идеальным образом "Я", молодой человек стремится стать ближе к своему идеалу. Знание же нравственного идеала дает возможность прогнозировать моральный облик будущего специалиста К сожалению, в нашем обществе пока не представлен адекватный собирательный образ героя, которому стремилась бы соответствовать молодежь. А ведь именно молодежная среда наиболее подвержена трансформационным процессам, поскольку в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни молодежь быстрее других впитывает новые ценности и больше других нуждается в социальной, культурной, морально-нравственной идентичности. Проблема нравственного воспитания молодежи для нашего учебного заведения особо актуальна, так как мы готовим специалистов, которые будут заниматься воспитанием детей в системе дошкольного и дополнительного образования. С какими жизненными ориентирами они уйдут от нас и что привнесут в социум? Мы осознаем, что развитие моральных качеств у студентов зависит от множества факторов социально-психологического плана и считаем, что в качестве основных аспектов нравственного воспитания студентов выступают: - уровень знаний и убежденность в необходимости их расширения; - сформированность основных общечеловеческих качеств личности; - высокая степень овладения умениями и навыками соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях; - потребность и способность руководствоваться в своем поведении нравственными принципами и нормами. Критериями уровня оценки нравственного воспитания студентов в психологическом ключе выступают: - успешность образовательной деятельности студента; - стремление к самореализации; - адекватность самооценки. Более 10 лет в колледже проводится мониторинг развития личности студентов. Определены две позиции: самооценка, коммуникативные и организаторские склонности. Самооценка выступает как важнейший регулятор поведения, коммуникативные и организаторские компетенции как одни из важнейших в профессиональной деятельности. Ежегодно результаты мониторинга личностных качеств студентов показывают выравнивание самооценки и развитие коммуникативных и организаторских склонностей. Результаты мониторинга выпуска 2013 года: если на I курсе 67% студентов имели адекватную самооценку, 9% - низкую, 24% - высокую, то на IV курсе – 72% студентов имеют адекватную самооценку, 28% - высокую. Развитие коммуникативных и организаторских компетенций можно рассматривать как позитивно качественное изменение личностного потенциала студентов. Первый курс: 15% студентов имели низкий уровень коммуникативных склонностей, 42% - средний, 43% - высокий, то выпускной курс: 33% студентов имеют средний уровень, 67% - высокий. Соответственно развитие организаторских склонностей: I курс - 46% студентов имели низкий уровень, 40% - средний, 14% - высокий. Выпускной курс: 58% - средний уровень, 42% - высокий. Таким образом, на основе анализа мониторинга мы в определенной мере можем говорить о формировании позитивной "Я-концепции" студентов, что способствует их успешной самореализации в социуме. Подтверждение тому пример: в Центре Занятости нет наших выпускников, все они востребованы на рынке труда в различных сферах общественной жизни. Выявление нравственных ориентиров студенческой молодежи мы изучили, анализируя их жизненные ценности. Студентам всех групп были предложены 22 позиции и поставлена задача: проранжировать и выбрать пять наиболее значимых ценностей и пять ценностей, не имеющих серьезного значения. Результаты социологического опроса: Выбраны: I курс: семья, учеба, друзья, автомобили, сотовая мобильная связь. IV курс: семья, работа, учеба (ВУЗ), здоровый образ жизни, друзья. Не привлекают внимания: I курс: наркотики, политика, алкоголь, экономика, азартные игры. IV курс: наркотики, алкоголь, жизнь звезд, азартные игры, тусовки.
Мы видим, что образование – один из важных приоритетов студентов.
Показатели поступления студентов колледжа в ВУЗы за последние три года таковы:
Формированию нравственных качеств личности студентов способствуют многие мероприятия колледжа. Назову два, которые привлекли внимание студентов и педагогов. Неделя психологии, в рамках которой проведено около 40 мероприятий. Например, работа "Волшебной лавки добрых качеств", где студенты приобретали для себя необходимые качества, а взамен отдавали те, что, по их мнению, не способствуют личностному развитию и достижению успеха. За день в лавке побывали 129 человек. В числе наиболее приобретаемых, а значит личностно-значимых качеств были: · профессионализм – 55% · высокая культура – 55% · тактичность – 48% · отзывчивость 42% · ответственность – 41% · толерантность – 36% · стрессоустойчивость – 33% · доброта – 25% · смелость – 20% и другие Взамен отдавали: · лень – 32% · агрессивность – 30% · вредные привычки – 29% · глупость – 22% · отсутствие взаимопонимания – 22% и другие Мы видим, что студенты большое значение придают характеру человеческих отношений и моральному облику своих товарищей. Эти качества рассматриваются ими как достаточно важные и необходимые для установления взаимопонимания, уважения, доверия. Результаты исследований показали, что процесс формирования нравственных качеств у студентов колледжа в большинстве носит позитивный характер; нас радует, что непреходящие высоконравственные моральные ценности признаваемы и востребованы нашей молодежью. И еще одно красивое мероприятие "Имя России", которое провели члены психологического клуба. Студенты представили 5 выдающихся личностей: Александр Невский, Петр I, Александр II, Александр Сергеевич Пушкин, Дмитрий Иванович Менделеев. На вопрос "Почему именно эти герои стали участниками проекта?", студенты ответили, что в них есть яркие объединяющие черты: - любовь к Отечеству - талант и выдающиеся личностные качества - настойчивость и целеустремленность - личностный вклад в укрепление и процветание государства. Сегодня подобное мероприятие мы проводим в психологической секции "Имя Победы". В канун юбилея Великой Победы серьезное внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, уважения к истории Родины. В январе провели социологическое исследование, цель которого – выяснение отношения студентов к Великой Отечественной войне. В нем приняли участие 88 студентов 1-4 курсов. Было 9 вопросов. Назову 2: - Какие чувства преобладают у вас при размышлении о Великой Отечественной войне? Ответы: - 64% - торжество, радость за победу над фашизмом - 52% - гордость и печаль одновременно - 30% - горечь за человеческие жертвы Считаете ли вы необходимым проводить мероприятия, посвященные юбилею Победы? Ответы: - 94% - да - 6% - не думал Мы видим, что студентам свойственны патриотические чувства, позволяющие судить о тесной сопричастности собственного "Я" с исторической миссией дедов и прадедов. Хочу закончить выступление словами: Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных. Они не убивают и не предают. Но с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и насилие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|