![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Динамика традиционной русской народной игры
В жизни русского народа различного рода игры и игрища с глубокой древности занимали, весьма видное место. Начиная с ранней весны вплоть до глубокой осени в наших русских деревнях, при каждом удобном случае, при каждом народном или храмовом празднике, которым на Руси нет числа, народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. В песнях и хороводах этих большей частью вспоминаются времена давно прошедшие или настоящие; в играх же нередко передается содержание жизни народа. Зимой игрища представляют совсем другой характер: так, во время святок устраиваются катанья с гор, игры в городки и т. д. Определение игры как традиционной народной: Во-первых, надо подтвердить бытование игры на протяжении хотя бы трех поколений /«Мы играем и деды наши так играли»/. Во-вторых, игра должна быть найдена как минимум в трех не смежных между собой местностях, территориях. Наконец, важнее всего доказать характерность, типичность игры для данного народа и реальное признание ее «своей, родной» игрой. А это заключается не просто в словесных высказываниях /хотя и они важны/ представителей разных слоев народа, разных поколений и местностей, но и в объективных фактах. Среди них особенно показательны такие, как создание народом множества разновидностей и вариантов любимой игры, включение ее в традиционные праздники, обряды, бытовой уклад, в песенное, изобразительное и другое творчество, во фразеологию родного языка/ как вошли бабки, бирюльки, волчок, кубарь, прятки, жмурки и т. п./, в другие стороны традиционно-бытовой культуры. Вершиной народного признания является такое положение, когда говорят уже не просто об игре данного народа / «русская игра»/, а о подлинной народной, всенародно признанной игре / «народная русская игра», «любимая игра русского народа, «русская удалая игра» и другие ярко эмоциональные эпитеты/. Игра как отражение жизни народа претерпевает изменения в связи с изменениями которые касаются как духовной его жизни, так и бытовой, экономической составляющей. Покажем на примере игры «Колечко» динамику народной игры. «Игра Колечко» Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. (У русского народа лодочка олицетворяет энергию Природы, которая предназначена для совершенствования человека, гармонизации и души и тела. Куда человек направит эту энергию каждый решит сам. В злобных руках лодочка молчит, негативные пожелания гасятся и не имеют действия. Зато на просьбы о помощи откликается чутко.) Водящий зажимает в ладонях колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая: Я качу, качу колечко Во мак, да во мак, Во маковый цвет, У кого чего нет, У моей сестры, У золовушки, А ко мне? И на словах: «А ко мне!» тот, у кого было спрятано колечко, соскакивает с места и бегом направляется к ведущему. Если соседи, сидящие рядом, не успели удержать, устеречь игрока с колечком, то он становится ведущим. Тот, кто водил до этого, садится на его место. Понаблюдав за данной игрой, мы выявили изменения и упрощения в игре. Раньше предавали большое значение песни, которая имела глубокий смысл. И играющие дети в игре должны были петь и хорошо знать текст, что способствовало развитию памяти. При этом следить за ведущим, за его эмоциями, чтобы по возможности выявить, кому было положено кольцо. Когда ребенок начинает следить за ходом игры – это способствует развитию у него внимательности, наблюдательности и смекалки. Также раньше придавали большое значение колечку, и именно этот предмет должен быть в игре. А сейчас дети, играя в эту игру, могут использовать любые подручные средства. Со временем изменилось и продолжительность, и интерес к игре. Раньше дети часами могли играть в данную игру, придумывая всяческие уловки, и интерес при этом только увеличивался. Но, к сожалению, сейчас игра сокращена до минимума и сопровождается только двумя репликами: «Я ношу- ношу колечко, кому – то подарю» - в начале игры И «Колечко – колечко, выйди на крылечко» - в конце игры. И уже, сравнив два текста, можно сказать, что в современном тексте нет сюжета, дети не придают никакого значения и объяснения данному тексту. Со временем ценности и порядки в обществе меняются, и игры в том числе. То, что раньше было ценностью для игры (длинные и долгие песни, значение используемых предметов, выбор местности), сейчас во многом не имеет большого значения. На сегодняшний день дети играют в игры по настроению, хотя раньше для определенных игр выделялся только месяц или даже день (Пасха, масленица), и дети не упускали возможности сыграть в данную игру. При этом игры не требовали каких-то больших затрат для подготовки (финансовых или физических). Дети умудрялись играть с тем, что их окружает. Таким образом, проанализировав игру поэтапно, мы выявили что данная игра со временем утеряла многие свои положительные и воспитательные свойства и изюминки. Традиционные народные игры – это вовсе не застывшие музейные экспонаты стародавних времен. Это живые, именно сейчас живущие игры, основа которых осталась традиционной, но которые в чем- то видоизменились, чтобы иметь возможность жить в современных условиях, увлекать нынешнее, а возможно и будущее поколения, при этом, к сожалению, утрачивают педагогический потенциал.
Файфер Виктория, студентка БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно- педагогический колледж", научный руководитель: Карачева А.В., преподаватель методики русского языка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|