Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа над драматическим произведением на уроках литературного чтения




Драматическое произведение - это произведение, предназначенное, как правило, для постановки на сцене и граничащее с двумя видами искусства – литературой (собственно текст драмы) и театром (возможность его инсценирования). Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора. В центре драматического произведения обычно стоит жизненный конфликт, разрешение которого идет в напряженной борьбе персонажей друг с другом, с обстоятельствами, с самим собой. Отсутствие авторской характеристики, портретов героев, повествования о событиях осложняет восприятие драмы обучающимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой, помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя.

В методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем – подготовленное чтение по ролям, беседа о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров. В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров драмы особенно важно развивать воображение школьников, создавать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества, приобщать класс к замыслу возможной сценической постановки, учить проникновению в подтекст. Но особенно важно побудить ребят представить происходящее на сцене.

Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, – иначе говоря, им в процессе анализа предлагается подумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения. В то же время учитель заботится о том, чтобы школьники, работая над отдельным актом, воспринимали его как часть целого, занимающего определенное место в развитии действия, в его поступательном движении к финалу пьесы. Заключать изучение драматургических произведений необходимо посещением театра, просмотром фильма или школьного спектакля.

Чтение таких произведений требует разносторонних усилий читателя. Следовательно, целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного подробного рассматривания иллюстраций к тексту, беседу по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображаемых сцен. Естественно, что основными методическими приемами работы с данными текстами в классе будут чтение по ролям и драматизация. Однако этим видам деятельности должен предшествовать анализ произведения. Учителю нельзя забывать, что в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.

Обращаем внимание обучающихся на то, что мы ни разу не произнесли слово «автор». Ведь на сцене играют не созданное самими актерами произведение, да и актеры говорят не то, что им вздумается, а то, что для них написал автор. Но автор пьесы не вмешивается в действия героя, не высказывает свое отношение к нему или его поступкам, автора как бы нет в драме. Далее в процессе беседы ученики узнают, что автор в драматических произведениях только поясняет актерам, режиссерам, художникам, как герои должны произносить слова, двигаться по сцене, как они должны быть одеты, в какой обстановке происходит действие. То есть он помогает актерам и режиссеру осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует. Здесь в беседе возникает слово «ремарка» – пояснение, которым драматург предваряет или сопровождает ход действия пьесы (можно этот термин не вводить).

В структуре драматического произведения требуют особого внимания и особых приемов работы такие элементы: афиша и ремарки. Если афиша отсутствует в предъявленном тексте, то полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете. Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

Исполнительский уровень работы над ремарками предполагает обсуждение интонационного рисунка их прочтения. Это имеет место на этапе перечитывания. Однако как бы ни была важна ремарка, все-таки ее общий тон должен быть нейтральным, и она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

Анализ драматического произведения должен строиться, с одной стороны, по тем же методическим правилам, что и анализ эпического произведения: нужно уяснить сюжетную линию, установить причинно-следственные связи событий, дать характеристику действующим лицам; с другой стороны, анализ драмы может включать в себя компоненты анализа лирического произведениям: работу над тропами, над живописным образом и т.п.

Таким образом, работая с драматическим произведением на уроках литературного чтения, надо четко осознавать, что в начальной школе даются только общие, первоначальные представления о нем. Но и не работать нельзя, поскольку и чтение по ролям, и инсценирование – органичные и необходимые для детей формы игровой творческой деятельности, развивающие ум, чувства и волю. Кроме того, участие в общем, коллективном труде, особенно в постановках спектаклей, воспитывает важнейшие социальные навыки.

Руденко Валерия, студентка БОУ СПО ВО

"Великоустюгский гуманитарно- педагогический колледж",

научный руководитель: Кокшарова Е.Д.,

преподаватель иностранного языка,

Шпикина Н.В., преподаватель

музыки и методики преподавания

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных