Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью через рисование




 

 

Живопись - это вид изобразительного искусства. К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками, нанесенные на какую-нибудь твердую поверхность. В эпоху Возрождения человек стал мерой всех вещей и героем живописных произведений. Изображение мадонны явилось идеалом земного совершенства. Техника живописи постоянно совершенствовалась. Все более разнообразные сюжеты привлекали живописцев. Это все привело к возникновению разных жанров живописи в 17 веке.

Одним из самых древних жанров является портрет. Прекрасные портреты, выполненные в технике восковой живописи, были найдены в местечке Файюм в Древнем Египте в 1 - 3 веках нашей эры. Файюмские портреты отличаются яркой жизненной образностью, объемной светотеневой моделировкой форм.

Замечательными русскими портретистами были Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, В.А.Серов и другие.

Особенности восприятия портрета детьми старшего дошкольного возраста изучала И.А.Чернышева. Она определила требования к портрету, задачи и этапы ознакомления с портретом в дошкольном детстве.

Н.Н. Федорченко в статье "Как знакомить детей с изобразительным искусством" отмечает, что портрет - это сложный жанр живописи, который требует психологического проникновения в образ. В позе человека, чертах лица можно понять внутренний мир героя, его душевное состояние.

Большой вклад по ознакомлению с портретом внесла Р.М.Чумичева. Она разработала последовательность работы по ознакомлению детей с портретом.

Анализ состояния современной практики в ознакомлении детей 5-7 лет с портретом выявил существенные недостатки в этом вопросе. Ознакомление с искусством портрета в практике воспитания детей почти не реализуется: отсутствие целенаправленного обучения, нет методических разработок. С другой стороны, не все педагоги готовы к организации педагогического процесса, в котором искусство становится развивающей средой и фактором воспитания творческой личности.

Цель исследования — обоснование эффективности использования рисования для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретом как жанром живописи.

Объект исследования - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретом как жанром живописи.

Предмет - использование рисования для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о портретной живописи и умений портретного рисования.

Задачи исследования:

- рассмотреть особенности портретной живописи;

- раскрыть методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью;

- провести начальное диагностическое исследование по выявлению уровня знаний детей о портретной живописи и умений в портретном рисовании;

- разработать разные формы рисования для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью и апробировать их в образовательной области «Художественное творчество».

- провести повторное диагностическое исследование.

Диагностическое исследований проводилось на базе одного из ДОУ г. Сокола в старшей группе. Всего было обследовано 5 детей.

Целью начального исследования стало выявление навыков портретного рисования у детей старшего дошкольного возраста и знаний о портретном жанре. Для этого были подобраны 2 методики.

«Диагностика уровня знаний о живописных жанрах» Н.А.Курочкиной имела целью - выявить у детей уровень представлений о портретном жанре живописи.

Беседа с детьми проводилась индивидуально. Ребенку предлагалось рассмотреть картину Валентина Серова «Девочка с персиками» и ответить на 10 вопросов:

- Как ты думаешь, что это перед тобой?

- Знаешь ли ты, кто пишет картины?

- Как называются картины, на которых нарисованы люди?

- Что ты считаешь главным в этой картине?

- Что нарисовано на переднем плане?

- Что на заднем плане?

- Какое настроение у девочки? Как догадался?

- Что еще можно нарисовать на этой картине?

- Как бы ты назвал эту картину?

- Ты бы взял эту картину домой? Почему?

За каждый ответ на предложенный вопрос ребенок мог получить от 1 до 5 баллов. Автором методики предложены уровни представлений детей о портретном жанре:

- 40-50 баллов соответствуют высокому уровню,

- 25-39 среднему уровню, до 24 баллов низкому уровню.

Исходя из полученных результатов, было выявлено, что 3 детей (60%) имеют низкий уровень; 2 детей (40%) имеют средний уровень знаний о портретном жанре. На высоком уровне не оказалось ни одного ребенка. Дети старались ответить на поставленные вопросы, но ответы были поверхностными, чувствовалось, что детям не хватает знаний о портретном жанре. Например, на вопрос "Как назвать эту картину?" многие дети не ответили, что это портрет, а давали разные названия.

По 2-ой методике (Н.А.Ленской) анализировали портретное рисование детей.

Детям было предложено нарисовать человека. Рисунки рассматривались с позиции 5 параметров: содержание, цвет, динамика, техника, творчество. Каждый параметр содержит уровни, которые суммируются и выводятся уровни портретного рисования

Исходя из полученных результатов, было выявлено, что 3 детей (60%) имеют низкий уровень навыков портретного рисования; 2 детей (40%) имеют средний уровень. На высоком уровне детей не оказалось.

Итоги начального исследования позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков портретного рисования детей в образовательной деятельности.

Для этого в рамках исследования была поставлена задача: разработать и апробировать образовательную деятельность по рисованию, способствующую развитию навыков портретного рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация системы работы по развитию навыков портретного рисования предусматривала несколько этапов: подготовительный, основной, закрепляющий этап

Перспективный план работы был рассчитан на 6 месяцев. Нами были предусмотрены разные формы совместной деятельности - образовательная и индивидуальная.

При проведении развивающей работы мы соблюдали этапы знакомства с портретом. Сначала детям рассказывали о труде художника, провели познавательную беседу о портрете как особом жанре живописи. Внимание детей особо обращали на некоторые средства выразительности портрета:

- цвет, цветовые сочетания как способ эмоционального воздействия;

- композиция как средство построения портрета и выделения главного в ней;

- рисунок, передающий форму, характер портрета.

Сначала мы познакомили детей с женским, мужским, детским портретами, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи.

Дети рассматривали изображения лиц с ярко выраженной экспрессией (смеется, сердится), затем был портрет, где, наряду с мимикой, появились выразительные жесты, позы человека.

Затем произошло знакомство с костюмированным портретом, семейным портретом и автопортретом. Здесь особое внимание обращалось на понимание детьми эмоционального состояния человека, на единство мимики, жеста, позы, на роль среды в характеристике портрета

Дети знакомились с социальным портретом, характеризующим статус человека (царь, крестьянка, дворянка) и профессиональную деятельность (художник, писатель, врач); осваивали особенности таких типов портрета, как парадный, исторический.

Мы обращали внимание не только на эмоциональное состояние, характер изображенного, но и на одежду, подчеркивающую социальное положение человека, и среду, способствующую более глубокому раскрытию образа. В повседневной жизни мы старались развивать у детей внимание, наблюдательность, видение эмоциональных проявлений у сверстников.

Мы постоянно обращали, внимание детей на эмоциональное состояние и взрослых, учили понимать язык жестов, мимику. Это приучает детей обращать внимание на реакцию взрослых, на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Были проведены специальные занятия: "Когда нам весело, когда - грустно", "Что значит: испуганный, удивленный", "Угадай, что говорю я" (использование мимики и пантомимы). Цель таких занятий: подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешних выражений.

Также использовались имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражнялись в характерных жестах, позах, мимике. Например, дети показывали нам, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты мишка косолапый.

Был использован просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам. Мы рассматривали, как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову.

С этой же целью использовались и дидактические игры: «Составь портрет сказочного героя», «Узнай по профилю», «Семейный портрет», «Найди недостаток в портрете», «Придумай и собери портрет», «Определи и найди жанр портрета».

С дошкольниками необходимо отмечать не только индивидуальные средства выразительности портрета, но и общие черты, свойственные жанру. Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых портретистов и те произведения, которые они создали. Поэтому следует побуждать детей высказывать свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давать им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовать полученные знания в собственном творчестве.

В конце развивающей работы мы провели повторное диагностическое исследование по тем же методикам, что и в начале исследования. У нас получились следующие результаты по первой методике: 3 детей (60 %), которые имели низкий уровень, повысили результаты до среднего уровня, 2 детей (40%) стали иметь высокий уровень знаний о портретном жанре. Дети называли портретный жанр, называли средства выразительности портрета, узнавали знакомые портреты, вспомнили фамилии художников, которые работали в портретном жанре.

Результаты исследования по второй методике показали, что 3 детей (60%) повысили уровень навыков портретного рисования с низкого до среднего. 2 детей (40%) стали иметь высокий уровень портретного рисования.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний об эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях человека с обществом и о выражении этого отношения в речи, в мимике, жестах; об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому здесь требуется длительная работа с детьми.

В конце исследования мы составили методические рекомендации для воспитателей и родителей по ознакомлению детей с портретной живописью и тренировке навыков портретного рисования.

Нашей главной целью было выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о портретной живописи и развитие умений портретного рисования.

Данные исследования убеждают, что предложенная нами система работы с детьми старшего дошкольного возраста способствует расширению их возможностей в познании портретного жанра, формировании навыков портретного рисования.

 

Тюрнина Анастасия, студентка БОУ СПО ВО

"Великоустюгский гуманитарно- педагогический колледж",

научный руководитель: Сидельникова С.П.,

зав. практикой

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных