![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью через рисование
Живопись - это вид изобразительного искусства. К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками, нанесенные на какую-нибудь твердую поверхность. В эпоху Возрождения человек стал мерой всех вещей и героем живописных произведений. Изображение мадонны явилось идеалом земного совершенства. Техника живописи постоянно совершенствовалась. Все более разнообразные сюжеты привлекали живописцев. Это все привело к возникновению разных жанров живописи в 17 веке. Одним из самых древних жанров является портрет. Прекрасные портреты, выполненные в технике восковой живописи, были найдены в местечке Файюм в Древнем Египте в 1 - 3 веках нашей эры. Файюмские портреты отличаются яркой жизненной образностью, объемной светотеневой моделировкой форм. Замечательными русскими портретистами были Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, В.А.Серов и другие. Особенности восприятия портрета детьми старшего дошкольного возраста изучала И.А.Чернышева. Она определила требования к портрету, задачи и этапы ознакомления с портретом в дошкольном детстве. Н.Н. Федорченко в статье "Как знакомить детей с изобразительным искусством" отмечает, что портрет - это сложный жанр живописи, который требует психологического проникновения в образ. В позе человека, чертах лица можно понять внутренний мир героя, его душевное состояние. Большой вклад по ознакомлению с портретом внесла Р.М.Чумичева. Она разработала последовательность работы по ознакомлению детей с портретом. Анализ состояния современной практики в ознакомлении детей 5-7 лет с портретом выявил существенные недостатки в этом вопросе. Ознакомление с искусством портрета в практике воспитания детей почти не реализуется: отсутствие целенаправленного обучения, нет методических разработок. С другой стороны, не все педагоги готовы к организации педагогического процесса, в котором искусство становится развивающей средой и фактором воспитания творческой личности. Цель исследования — обоснование эффективности использования рисования для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретом как жанром живописи. Объект исследования - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с портретом как жанром живописи. Предмет - использование рисования для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о портретной живописи и умений портретного рисования. Задачи исследования: - рассмотреть особенности портретной живописи; - раскрыть методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью; - провести начальное диагностическое исследование по выявлению уровня знаний детей о портретной живописи и умений в портретном рисовании; - разработать разные формы рисования для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью и апробировать их в образовательной области «Художественное творчество». - провести повторное диагностическое исследование. Диагностическое исследований проводилось на базе одного из ДОУ г. Сокола в старшей группе. Всего было обследовано 5 детей. Целью начального исследования стало выявление навыков портретного рисования у детей старшего дошкольного возраста и знаний о портретном жанре. Для этого были подобраны 2 методики. «Диагностика уровня знаний о живописных жанрах» Н.А.Курочкиной имела целью - выявить у детей уровень представлений о портретном жанре живописи. Беседа с детьми проводилась индивидуально. Ребенку предлагалось рассмотреть картину Валентина Серова «Девочка с персиками» и ответить на 10 вопросов: - Как ты думаешь, что это перед тобой? - Знаешь ли ты, кто пишет картины? - Как называются картины, на которых нарисованы люди? - Что ты считаешь главным в этой картине? - Что нарисовано на переднем плане? - Что на заднем плане? - Какое настроение у девочки? Как догадался? - Что еще можно нарисовать на этой картине? - Как бы ты назвал эту картину? - Ты бы взял эту картину домой? Почему? За каждый ответ на предложенный вопрос ребенок мог получить от 1 до 5 баллов. Автором методики предложены уровни представлений детей о портретном жанре: - 40-50 баллов соответствуют высокому уровню, - 25-39 среднему уровню, до 24 баллов низкому уровню. Исходя из полученных результатов, было выявлено, что 3 детей (60%) имеют низкий уровень; 2 детей (40%) имеют средний уровень знаний о портретном жанре. На высоком уровне не оказалось ни одного ребенка. Дети старались ответить на поставленные вопросы, но ответы были поверхностными, чувствовалось, что детям не хватает знаний о портретном жанре. Например, на вопрос "Как назвать эту картину?" многие дети не ответили, что это портрет, а давали разные названия. По 2-ой методике (Н.А.Ленской) анализировали портретное рисование детей. Детям было предложено нарисовать человека. Рисунки рассматривались с позиции 5 параметров: содержание, цвет, динамика, техника, творчество. Каждый параметр содержит уровни, которые суммируются и выводятся уровни портретного рисования Исходя из полученных результатов, было выявлено, что 3 детей (60%) имеют низкий уровень навыков портретного рисования; 2 детей (40%) имеют средний уровень. На высоком уровне детей не оказалось. Итоги начального исследования позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков портретного рисования детей в образовательной деятельности. Для этого в рамках исследования была поставлена задача: разработать и апробировать образовательную деятельность по рисованию, способствующую развитию навыков портретного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Реализация системы работы по развитию навыков портретного рисования предусматривала несколько этапов: подготовительный, основной, закрепляющий этап Перспективный план работы был рассчитан на 6 месяцев. Нами были предусмотрены разные формы совместной деятельности - образовательная и индивидуальная. При проведении развивающей работы мы соблюдали этапы знакомства с портретом. Сначала детям рассказывали о труде художника, провели познавательную беседу о портрете как особом жанре живописи. Внимание детей особо обращали на некоторые средства выразительности портрета: - цвет, цветовые сочетания как способ эмоционального воздействия; - композиция как средство построения портрета и выделения главного в ней; - рисунок, передающий форму, характер портрета. Сначала мы познакомили детей с женским, мужским, детским портретами, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи. Дети рассматривали изображения лиц с ярко выраженной экспрессией (смеется, сердится), затем был портрет, где, наряду с мимикой, появились выразительные жесты, позы человека. Затем произошло знакомство с костюмированным портретом, семейным портретом и автопортретом. Здесь особое внимание обращалось на понимание детьми эмоционального состояния человека, на единство мимики, жеста, позы, на роль среды в характеристике портрета Дети знакомились с социальным портретом, характеризующим статус человека (царь, крестьянка, дворянка) и профессиональную деятельность (художник, писатель, врач); осваивали особенности таких типов портрета, как парадный, исторический. Мы обращали внимание не только на эмоциональное состояние, характер изображенного, но и на одежду, подчеркивающую социальное положение человека, и среду, способствующую более глубокому раскрытию образа. В повседневной жизни мы старались развивать у детей внимание, наблюдательность, видение эмоциональных проявлений у сверстников. Мы постоянно обращали, внимание детей на эмоциональное состояние и взрослых, учили понимать язык жестов, мимику. Это приучает детей обращать внимание на реакцию взрослых, на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность. Были проведены специальные занятия: "Когда нам весело, когда - грустно", "Что значит: испуганный, удивленный", "Угадай, что говорю я" (использование мимики и пантомимы). Цель таких занятий: подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешних выражений. Также использовались имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражнялись в характерных жестах, позах, мимике. Например, дети показывали нам, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты мишка косолапый. Был использован просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам. Мы рассматривали, как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову. С этой же целью использовались и дидактические игры: «Составь портрет сказочного героя», «Узнай по профилю», «Семейный портрет», «Найди недостаток в портрете», «Придумай и собери портрет», «Определи и найди жанр портрета». С дошкольниками необходимо отмечать не только индивидуальные средства выразительности портрета, но и общие черты, свойственные жанру. Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых портретистов и те произведения, которые они создали. Поэтому следует побуждать детей высказывать свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давать им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовать полученные знания в собственном творчестве. В конце развивающей работы мы провели повторное диагностическое исследование по тем же методикам, что и в начале исследования. У нас получились следующие результаты по первой методике: 3 детей (60 %), которые имели низкий уровень, повысили результаты до среднего уровня, 2 детей (40%) стали иметь высокий уровень знаний о портретном жанре. Дети называли портретный жанр, называли средства выразительности портрета, узнавали знакомые портреты, вспомнили фамилии художников, которые работали в портретном жанре. Результаты исследования по второй методике показали, что 3 детей (60%) повысили уровень навыков портретного рисования с низкого до среднего. 2 детей (40%) стали иметь высокий уровень портретного рисования. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний об эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях человека с обществом и о выражении этого отношения в речи, в мимике, жестах; об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому здесь требуется длительная работа с детьми. В конце исследования мы составили методические рекомендации для воспитателей и родителей по ознакомлению детей с портретной живописью и тренировке навыков портретного рисования. Нашей главной целью было выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о портретной живописи и развитие умений портретного рисования. Данные исследования убеждают, что предложенная нами система работы с детьми старшего дошкольного возраста способствует расширению их возможностей в познании портретного жанра, формировании навыков портретного рисования.
Тюрнина Анастасия, студентка БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно- педагогический колледж", научный руководитель: Сидельникова С.П., зав. практикой
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|