Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнительный анализ учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа




 

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров среди психологов, придерживающихся различных концепций.

Мотивационно-потребностные компоненты учебной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (Л.И. Божович, Р.С. Вайсман, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Н.В. Нестерова, А.Н. Печников, Г.А. Мухина, В. Апельт, В.Я. Кикоть, В.А. Якунин, И.П. Ильин, П.М. Якобсон и др.). В большинстве работ исследователи сосредотачивают свое внимание на влиянии, которое оказывают педагог и содержание учебных материалов на формирование мотивации обучающихся к учебной деятельности. Наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников. Меньше внимания уделяется изучению учебно-профессиональной мотивации студентов средних и высших профессиональных учреждений. Между тем, именно она выступает внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня сформированности возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Актуальность выбранной темы определяется и требованиями ФГОС СПО. Среди общих компетенций, которыми должны овладеть выпускники, обозначены и те, что напрямую касаются мотивационной сферы: студенты должны понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК.1.); осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК. 4.); самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК. 8.) и т.д.

Поиск себя в профессии учителя начинается часто до поступления в учебное заведение. Затем психолого-педагогическая подготовка способствует осмыслению особенностей «профессионального старта», сама система образования задает режим и стиль будущей профессиональной деятельности; психологическая структура деятельности педагога обусловливает ее способы. Можно предположить, что учебно-профессиональная мотивация студентов младших курсов по содержанию отличается от мотивационной сферы старшекурсников. В связи с этим целью данной работыявилось изучение содержания и сравнительная характеристика доминирующих мотивационных факторов в учебно-профессиональной деятельности студентов младших и старших курсов БОУ СПО ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж».

Анализ теоретических источников по изучаемой проблеме позволил сформулировать гипотезу: студенты младших курсов в выборе профессии в большей степени руководствуются внешними мотивами, а выпускники – профессионально значимыми, внутренними мотивами.

В теоретической части работы мы рассмотрели общее понятие мотивации, характеристику учебно-профессиональной деятельности лиц юношеского возраста, особенности учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического колледжа.

Мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека. Учебная мотивация - это система побуждений, которая движет обучающимся и заставляет его приобретать знания, становиться успешным, быть субъектом учебно-познавательной деятельности. Учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью, связана с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Взгляды разных авторов на мотивы поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения действительно различны. Тем не менее, практически все они выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешние мотивы приобретения педагогической профессии: положительные (престиж профессии, высокая заработная плата, продолжительный летний отпуск, встречи с новыми людьми, новые впечатления), отрицательные (страх остаться без работы, давление на личность со стороны окружающих, стремление избежать критики). Внутренние мотивы: социальные (возможность приносить пользу людям и обществу, личная или общественная значимость проблем), внутрииндивидуальные (наличие соответствующих интересов, возможностей, удовлетворение потребности в общении с молодёжью, стремление к творческой работе, желание находиться в среде образованных людей).

Самым оптимальным вариантом для продуктивности учебно-профессиональной деятельности является доминирование внутренних мотивов над внешними положительными, и при этом доминирование внешних положительных над внешними отрицательными. Самый неблагоприятный вариант: доминирование внешних отрицательных мотивов над внешними положительными, и, соответственно, преобладание внешних положительных над внутренними мотивами.

Выбор профессии педагога, решение поступить в педагогический учебное заведение, стать учителем – начальный этап длительного процесса профессионального самоопределения. На любом отрезке этого пути возможен пересмотр позиции. Но даже и при этом условии сделанный выбор сам по себе становится важной вехой жизненного пути.

Практическая часть работы, по нашему мнению, наиболее ценна и представляет собой экспериментальное исследование, в котором приняли участие 57 респондентов (студенты младших курсов и выпускники БОУ СПО ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»). Анализ результатов диагностических методик позволил нам сделать следующие выводы.

Студенты старших и младших курсов одинаково руководствуются как внутренними, так и внешними мотивами (К. Замфир, Е.П. Ильин). Получается, нет оснований считать, что доля высокомотивированных студентов существенно увеличивается к пятому курсу обучения. Большее значение необходимо уделить доминированию в мотивационном профиле конкретного студента преимущественно внешней или внутренней учебно-профессиональной мотивации, поскольку их деятельность существенно различна.

С помощью методики Е.П. Ильина мы проанализировали содержание ведущих учебно-профессиональных мотивов студентов разных курсов. Второкурсники в первую очередь стремятся к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа, выпускники на первое место поставили стремление к самовыражению, к творческой работе. Во вторых, второкурсники хотят передать свои знания, опыт, накопленные за время производственной или научной деятельности, выпускники - осознают полезность своей деятельности, важность обучения и воспитания молодёжи. На третье место второкурсники поставили осознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания молодёжи; стремление находиться в среде интеллектуалов, образованных людей, выпускники – стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа.

По методике А.А. Реана второкурсники в большей степени руководствуются мотивами престижа, коммуникативными мотивами, мотивами избегания неудач и социальными мотивами. Студенты старших курсов на первое место ставят профессиональные мотивы, на второе – учебно-познавательные и на третье – мотивы творческой самореализации.

Таким образом, у студентов колледжа интенсивно проявляются практически все компоненты учебно-профессиональной мотивации. Однако исследование показало внутреннюю противоречивость мотивационного профиля второкурсников. Так, например, они хотят передать свои знания, опыт, накопленные за время производственной или научной деятельности. Но ведь этот опыт ещё мал! Следовательно, они пока еще только ищут профессиональные ориентиры, руководствуясь, возможно, мотивацией одобрения или начальными представлениями о выбранной профессии. Старшекурсники более реалистично представляют себе цели профессионального образования.

Анализ и обобщение материалов по проблеме подготовки учителей свидетельствует, что учебно-воспитательный процесс в современных педагогических учреждениях недостаточно стимулирует личностное и профессиональное развитие студентов. Поэтому студентам колледжа была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:

1. Соответствует ли учеба в колледже Вашим ожиданиям?

2. Могли бы Вы учиться лучше?

3. Что, по Вашему мнению, будет в большей мере способствовать повышению учебно-профессиональной мотивации студента педагогического колледжа?

Большему количеству респондентов, независимо от возраста, учиться в колледже нравится (47%). При этом 93% из них отмечают, что могли бы учиться лучше.

Среди факторов, в первую очередь способствующих повышению учебно-профессиональной мотивации, они называют: четкость и доступность объяснения материала; гарантия трудоустройства; наличие связки студент-преподаватель; разнообразие форм организации занятий, в том числе применение современных методов обучения (проектный, проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и другие) и т.д.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Независимо от возраста и курса обучения студенты руководствуются как внешними, так и внутренними мотивами выбора профессиональной деятельности. Однако содержание их мотивационной сферы несколько различно. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Кроме того, мотивацию обучения следует целенаправленно формировать, так как она тесно связанная с вопросами активизации, интенсификации, педагогической оптимизации учебного процесса и должна рассматриваться как процесс устремляющий, регулирующий и активизирующий деятельность субъекта обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных