![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экологической культуры молодёжи
На сегодняшний день актуальным для человечества является необходимость изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля. Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства. Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Общественные экологические организации играют ключевую роль в формировании экологической культуры молодёжи. Успешное экологическое воспитание через общественные организации должно быть целенаправленным и систематическим. Этот процесс должен объединять одновременно все слои населения. Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка целей. Целью экологического образования и воспитания являются формирование ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе. Под экологической культурой человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально – экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу. Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения. Тем самым отношение к окружающей природе выражается в следующих характеристиках личности: • готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом; • способности осуществить экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. В школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей, культуре профессионального труда. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина. В связи с этим необходимо развивать деятельность общественных организаций, которые направлены систематически и постоянно работать над формированием экологического знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, воспитывать школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России. Основной задачей экологического воспитания является преодоление у школьников утилитарно – потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в непрерывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания. Эта общая задача состоит из конкретных образовательных и воспитательных задач: Общеобразовательные задачи включают в себя формирование: - системы знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования; - системы идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентаций; - умения использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении; - умения использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в общественно – полезном труде. Воспитательные задачи предусматривают формирование: - потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; - установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; - убеждений в необходимости сбережения природы; - потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического воспитания считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей. Требования экологического образования и воспитания: - понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; - понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни; - раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов; - понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности; - принятие личного участия в решении экологических проблем. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка. Вопросами экологического воспитания на территории Вологодской области занимается общественная экологическая организация «Вологодское отделение Зеленого движения России «ЭКА». Формирование экологического сознания - важнейшая задача движения. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Список литературы 1. Алексеев С.В. и др. «Практикум по экологии», М. 1996г. 2. Под ред. Дежниковой «Школьный экологический календарь», М. 2003 г. 3. Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника», М 1996г. 4. Литвинова Л.С. «Нравственно – экологическое воспитание школьников», М. 2005. 5. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с. Белавина Юлия, зам. директора БУ по работе с детьми и молодёжью СМР Районный центр "Молодёжные инициативные группы" Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|