Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование надситуативного творческого мышления у будущих педагогов




В настоящее время осуществляется реформа отечественной системы образования. С 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, согласно которому, основная цель российского образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Принципиально новые представления о цели образования, его содержании и условиях протекания образовательного процесса, в свою очередь, диктуют и новые требования к современному педагогу.

Воспитать свободного человека, раскрепощенного, ответственного, воспитать личность способную к саморазвитию, самостоятельному нравственному выбору, может только учитель с хорошо развитыми интеллектуальными и личностными качествами, свободный и творчески мыслящий.

Педагогическое творческое мышление входит в структуру педагогического мышления в целом.

Особое внимание психологии творческого мышления профессионала, в том числе и педагога, уделяет М.М. Кашапов. Он выделяет два уровня профессионального мышления: ситуативный и надситуативный. Ситуативный уровень мышления характеризуется приоритетным влиянием жизненных обстоятельств, связанных с сиюминутными ориентациями личности профессионала. В процессе реализации ситуативного мышления проблема не вычленяется как исходное противоречие. Ситуативное мышление обусловлено признаками ситуации. У таких специалистов самоанализ, самопомощь имеют случайный характер, акцент в решении профессиональной проблемной ситуации смещается на внешнюю помощь. Ситуативный уровень обусловлен влиянием конкретных условий профессиональной действительности, характеризуется эмоциональным отношением к решаемой ситуации, её участникам. Наблюдается тенденция непосредственно и сразу приступать к решению проблемы без её предварительного анализа, осуществляется реконструктивный способ выполнения профессиональной деятельности. Основная цель профессионала - снять видимую проблему без учёта этиологии.

Надситуативный уровень педагогического мышления рассматривается Кашаповым синонимично творческому мышлению, и характеризуется такими качествами как креативность, дивергентность, рефлексивность.

В качестве эмпирических параметров надситуативного мышления педагога выступают такие характеристики, как:

- самостоятельная постановка проблемы, её анализ, выяснение причин её возникновения

- творческая способность генерировать и продуцировать варианты решения проблемных ситуаций

- способность прогнозировать последствия выбранных вариантов решения проблемных ситуаций

- самостоятельное решение педагогических ситуаций (например, без помощи администрации)

- открытость и честность педагога (например, открытое признание своей неосведомлённости в каком- либо вопросе; совместный поиск ответа вместе с учеником)

- высокая степень разработанности и детализации решений.

Именно на эти параметры мы обращали внимание при оценке уровня педагогического мышления.

На этом уровне создается абсолютно новый подход, изменяющий привычный взгляд на выполняемую педагогом деятельность и на себя в этой деятельности. Происходит ориентация на инновационную педагогическую деятельность, требующую дальнейшего профессионального и личностного развития преподавателя.

Творческое мышление и творческая активность личности, связанная с осознанием цели и принятием решения, способствующего достижению поставленной цели, открывают для педагога возможности эффективной деятельности в инновационных условиях образования.

На данный момент, в условиях реализации ФГОС нового поколения и предстоящего введения стандарта педагога, актуальной и своевременной является подготовка творчески мыслящих учителей уже на стадии получения профессионального образования.

Все это способствовало выбору темы исследования: «Формирование творческого надситуативного мышления у будущих педагогов».

Целью нашего исследования является формирование творческого надситуативного мышления у будущих педагогов посредством реализации программы развивающих занятий.

Цель исследования обусловила постановку следующих теоретических задач:

1. Раскрыть взгляды ученых на понятие профессионального педагогического мышления.

2. Дать характеристику уровней профессионального педагогического мышления.

3. Дать характеристику психологических особенностей студентов.

Практических задач:

1. Подобрать методический инструментарий для диагностики педагогического мышления будущих педагогов.

2. Изучить уровень педагогического мышления у студентов.

3. Определить состав контрольной и экспериментальной групп.

4. Разработать и апробировать цикл развивающих занятий по формированию творческого надситуативного мышления у будущих педагогов.

5. Изучить уровень педагогического мышления у студентов после проведения занятий, провести качественную и количественную обработку с целью оценки эффективности разработанной программы.

Гипотеза: программа развивающих занятий может являться условием формирования творческого надситуативного мышления у студентов педагогического колледжа.

Объект исследования: творческое надситуативное мышление.

Предмет исследования: условия формирования творческого надситуативного мышления у будущих педагогов.

Экспериментальная база исследования: БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж». На констатирующем этапе исследования принимали участие 30 человек, на формирующем этапе исследования – 18 человек.

В ходе реализации экспериментальной работы была проверена выдвинутая гипотеза: программа развивающих занятий может являться условием развития творческого надситуативного мышления у будущих педагогов.

На первом этапе с целью исследования имеющегося у студентов уровня педагогического мышления, и исследования творческой активности личности, было проведено тестирование. Для диагностики использовались опросник «Выявление ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления» Кашапова М.М., Киселёвой Т.Г. и опросник «Определение творческой активности личности» Кашапова М.М., Ракитской О.Н.. По результатам полученных данных на опросник «Выявление ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления» были сформированы две естественные группы: из студентов 4-го курса экспериментальная, а из студентов 5-го курса контрольная. В группы отбирались студенты с ситуативным уровнем мышления. При помощи критерия Манна – Уитни мы доказали, что группы являются эквивалентными.

На втором этапе была разработана и реализована развивающая программа по формированию творческого надситуативного мышления у будущих педагогов. Программа реализовалась два раза в неделю, была рассчитана на 15 занятий по 40 минут.

На третьем этапе по окончанию реализации программы, было проведено повторное тестирование. Использование критерия Манна – Уитни позволило выявить значимые различия в уровне педагогического мышления между контрольной и экспериментальной группами.

С помощью Т – критерия Вилкоксона мы оценили достоверность сдвига показателей в сторону надситуативного уровня мышления в экспериментальной группе, что позволило сделать вывод об эффективности реализованной программы.

Таким образом, программа развивающих занятий способствовала развитию творческого надситуативного мышления у будущих педагогов, и может быть использована в работе педагогами – психологами профессиональных образовательных педагогических учреждений. На основе анализа полученных данных – нами были разработаны рекомендации для педагогов – психологов.

 

Список литературы

1.Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 688с.

2.Кашапов М.М. Совершенствование творческого мышления профессионала. Монография/под научн. ред. проф. А.В.Карпова М.- Ярославль: МАПН, 2006.316с.

3.Кашапов М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления / М.М.Кашапов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2001 - №1 –С.121 – 130

4.Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие / Л.М.Митина, Н.С.Ефимова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 144с.

 

Кузнецова Мария, студентка БОУ СПО ВО

"Великоустюгский гуманитарно- педагогический колледж",

научный руководитель: Шпикина Н.В.,

преподаватель музыки и методики преподавания

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных