ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование надситуативного творческого мышления у будущих педагоговВ настоящее время осуществляется реформа отечественной системы образования. С 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, согласно которому, основная цель российского образования - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Принципиально новые представления о цели образования, его содержании и условиях протекания образовательного процесса, в свою очередь, диктуют и новые требования к современному педагогу. Воспитать свободного человека, раскрепощенного, ответственного, воспитать личность способную к саморазвитию, самостоятельному нравственному выбору, может только учитель с хорошо развитыми интеллектуальными и личностными качествами, свободный и творчески мыслящий. Педагогическое творческое мышление входит в структуру педагогического мышления в целом. Особое внимание психологии творческого мышления профессионала, в том числе и педагога, уделяет М.М. Кашапов. Он выделяет два уровня профессионального мышления: ситуативный и надситуативный. Ситуативный уровень мышления характеризуется приоритетным влиянием жизненных обстоятельств, связанных с сиюминутными ориентациями личности профессионала. В процессе реализации ситуативного мышления проблема не вычленяется как исходное противоречие. Ситуативное мышление обусловлено признаками ситуации. У таких специалистов самоанализ, самопомощь имеют случайный характер, акцент в решении профессиональной проблемной ситуации смещается на внешнюю помощь. Ситуативный уровень обусловлен влиянием конкретных условий профессиональной действительности, характеризуется эмоциональным отношением к решаемой ситуации, её участникам. Наблюдается тенденция непосредственно и сразу приступать к решению проблемы без её предварительного анализа, осуществляется реконструктивный способ выполнения профессиональной деятельности. Основная цель профессионала - снять видимую проблему без учёта этиологии. Надситуативный уровень педагогического мышления рассматривается Кашаповым синонимично творческому мышлению, и характеризуется такими качествами как креативность, дивергентность, рефлексивность. В качестве эмпирических параметров надситуативного мышления педагога выступают такие характеристики, как: - самостоятельная постановка проблемы, её анализ, выяснение причин её возникновения - творческая способность генерировать и продуцировать варианты решения проблемных ситуаций - способность прогнозировать последствия выбранных вариантов решения проблемных ситуаций - самостоятельное решение педагогических ситуаций (например, без помощи администрации) - открытость и честность педагога (например, открытое признание своей неосведомлённости в каком- либо вопросе; совместный поиск ответа вместе с учеником) - высокая степень разработанности и детализации решений. Именно на эти параметры мы обращали внимание при оценке уровня педагогического мышления. На этом уровне создается абсолютно новый подход, изменяющий привычный взгляд на выполняемую педагогом деятельность и на себя в этой деятельности. Происходит ориентация на инновационную педагогическую деятельность, требующую дальнейшего профессионального и личностного развития преподавателя. Творческое мышление и творческая активность личности, связанная с осознанием цели и принятием решения, способствующего достижению поставленной цели, открывают для педагога возможности эффективной деятельности в инновационных условиях образования. На данный момент, в условиях реализации ФГОС нового поколения и предстоящего введения стандарта педагога, актуальной и своевременной является подготовка творчески мыслящих учителей уже на стадии получения профессионального образования. Все это способствовало выбору темы исследования: «Формирование творческого надситуативного мышления у будущих педагогов». Целью нашего исследования является формирование творческого надситуативного мышления у будущих педагогов посредством реализации программы развивающих занятий. Цель исследования обусловила постановку следующих теоретических задач: 1. Раскрыть взгляды ученых на понятие профессионального педагогического мышления. 2. Дать характеристику уровней профессионального педагогического мышления. 3. Дать характеристику психологических особенностей студентов. Практических задач: 1. Подобрать методический инструментарий для диагностики педагогического мышления будущих педагогов. 2. Изучить уровень педагогического мышления у студентов. 3. Определить состав контрольной и экспериментальной групп. 4. Разработать и апробировать цикл развивающих занятий по формированию творческого надситуативного мышления у будущих педагогов. 5. Изучить уровень педагогического мышления у студентов после проведения занятий, провести качественную и количественную обработку с целью оценки эффективности разработанной программы. Гипотеза: программа развивающих занятий может являться условием формирования творческого надситуативного мышления у студентов педагогического колледжа. Объект исследования: творческое надситуативное мышление. Предмет исследования: условия формирования творческого надситуативного мышления у будущих педагогов. Экспериментальная база исследования: БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж». На констатирующем этапе исследования принимали участие 30 человек, на формирующем этапе исследования – 18 человек. В ходе реализации экспериментальной работы была проверена выдвинутая гипотеза: программа развивающих занятий может являться условием развития творческого надситуативного мышления у будущих педагогов. На первом этапе с целью исследования имеющегося у студентов уровня педагогического мышления, и исследования творческой активности личности, было проведено тестирование. Для диагностики использовались опросник «Выявление ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления» Кашапова М.М., Киселёвой Т.Г. и опросник «Определение творческой активности личности» Кашапова М.М., Ракитской О.Н.. По результатам полученных данных на опросник «Выявление ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления» были сформированы две естественные группы: из студентов 4-го курса экспериментальная, а из студентов 5-го курса контрольная. В группы отбирались студенты с ситуативным уровнем мышления. При помощи критерия Манна – Уитни мы доказали, что группы являются эквивалентными. На втором этапе была разработана и реализована развивающая программа по формированию творческого надситуативного мышления у будущих педагогов. Программа реализовалась два раза в неделю, была рассчитана на 15 занятий по 40 минут. На третьем этапе по окончанию реализации программы, было проведено повторное тестирование. Использование критерия Манна – Уитни позволило выявить значимые различия в уровне педагогического мышления между контрольной и экспериментальной группами. С помощью Т – критерия Вилкоксона мы оценили достоверность сдвига показателей в сторону надситуативного уровня мышления в экспериментальной группе, что позволило сделать вывод об эффективности реализованной программы. Таким образом, программа развивающих занятий способствовала развитию творческого надситуативного мышления у будущих педагогов, и может быть использована в работе педагогами – психологами профессиональных образовательных педагогических учреждений. На основе анализа полученных данных – нами были разработаны рекомендации для педагогов – психологов.
Список литературы 1.Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 688с. 2.Кашапов М.М. Совершенствование творческого мышления профессионала. Монография/под научн. ред. проф. А.В.Карпова М.- Ярославль: МАПН, 2006.316с. 3.Кашапов М.М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления / М.М.Кашапов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2001 - №1 –С.121 – 130 4.Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие / Л.М.Митина, Н.С.Ефимова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 144с.
Кузнецова Мария, студентка БОУ СПО ВО "Великоустюгский гуманитарно- педагогический колледж", научный руководитель: Шпикина Н.В., преподаватель музыки и методики преподавания
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|